Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 7 декабря 2016 г. N А334-12/16
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ФГУП "Махачкалинское протезно - ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты (далее - ФГУП "Махачкалинское ПрОП" Минтруда РФ) на действия государственного заказчика - Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования РФ по РСО - при осуществлении закупки на выполнение работ в 2016 году по обеспечению пострадавшего в результате несчастного случая на производстве протезами голени (электронный аукцион N0210100000116000265) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
30 ноября 2016 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ФГУП "Махачкалинское ПрОП" Минтруда РФ (далее - Заявитель) о нарушении государственным заказчиком ГУ РО ФСС РФ по РСО - Алания при проведении Аукциона, Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что:
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Техническое задание содержит:
"Наименование и описание объекта электронного аукциона: Выполнение работ в 2016 году по обеспечению пострадавшего в результате несчастного случая на производстве протезами голени: "Протез голени модульный ПНЗ- 89 М-1 с функциональными и техническими характеристиками.
Согласно Республиканскому стандарту РСФСР РСТ РСФСР 644-80 "Изделия протезно-ортопедические. Общие технические требования" (на который ссылается Заказчик в аукционной документации) изделия, в зависимости от уровня ампутации, локализации, характера и тяжести поражения разделяются на группы. Каждой группе присвоены определенные шифры. Для протезов нижних конечностей это:
- протезы стопы шифр изделия ПН0
- протезы голени шифр изделия ПН3
- протезы бедра шифр изделия ПН6
- протезы после вычленения бедра шифр изделия ПН8
- протезы при врожденном недоразвитии нижних конечностей шифр изделия- ПН9.
Между тем, в техническом задании документации об аукционе, указан шифр изделия ПНЗ-89М-1.То есть, подобный шифр в указанном Стандарте отсутствует.
Каждый производитель протезов маркирует свои изделия согласно разработанным техническим условиям. Конструкция и комплектация протезов определяется с учетом особенностей пациентов, используемых материалов, узлов, а также способов их соединения и сборки. При этом маркировка протезов (кроме обозначения ПНЗ) не стандартизована и носит лишь медицинскую, техническую или конструкторскую информацию изготовителя.
При этом, определение модели и конструкции протеза для конкретного пациента, проводится, как правило, медико-технической комиссии предприятия изготовителя.
Существует ряд протезов, различных производителей и модификаций, которые могут соответствовать установленному в документации описанию функциональных и технических характеристик. Однако, по причине указания Заказчиком конкретного наименования (обозначения) протеза, предложить их не представится возможным.
2. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В техническом задании закупки имеется требование к характеристикам "...с суммарной механической плантарно-дорсальной флексией до 27 градусов, позволяющая снизить нагрузку на сохранившуюся конечность на 11%." При этом, в документации отсутствует обоснование такого конкретного показателя, поскольку по своей природе указанная цифра относительна и не может являться постоянной, а если закупка производится для пациента с ампутацией обеих ног (что не исключено), вообще некорректное.
Указанные действия Заказчика, по мнению Заявителя, влечет за собой ограничение количества участников закупки, что является нарушением Закона о контрактной системе.
ГУ РО ФСС РФ по РСО - Алания пояснило, что Региональным отделением Фонда социального страхования по Республике Северная Осетия - Алания 23 ноября 2016 года на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг http://zakupki.gov.ru/ был размещен аукцион в электронной форме N 0210100000116000265 "N 201-ЭА Выполнение работ в 2016 году по обеспечению пострадавшего в результате несчастного случая на производстве протезами голени".
С доводами жалобы не согласны по следующим основаниям.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Таким образом, данная норма допускает в случае необходимости указывать в описании объекта закупки функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки при условии отсутствия ограничения количества участников закупки.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Следовательно, в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, функциональным и техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара (работ, услуг) с учетом специфики деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
В разделе "Техническое задание" аукционной документации при описании объекта закупки заказчиком в полном соответствии с требованиями Закона о контрактной системе установлены наименование закупаемых протезов, а также требования к функциональным и техническим характеристикам протезов. Протезы, их разработка, производство, сертификация, эксплуатация, ремонт, снятие с производства должны отвечать требованиям ГОСТов.
Документация об открытом аукционе в электронной форме предполагает указание участниками размещения заказа индивидуальных шифров изделий, которые участник, признанный победителем торгов, будет обязан изготовить на условиях, указанных в государственном контракте. Заказчик считает, что шифр изделия относится к характеристикам предмета государственного контракта и является его существенным условием.
Включение шифров изделий в документацию об открытом аукционе в электронной форме обусловлено тем, что данные шифры включены в первичные документы непосредственных получателей данных изделий, а именно в заключения медико-технической комиссии, акты освидетельствования органов медико-социальной экспертизы. Данные шифры присваиваются протезно-ортопедическим изделиям производителем в момент их регистрации в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения в соответствии с квалификацией протезно-ортопедических изделий.
Включение в документацию об открытом аукционе в электронной форме шифров протезов, являющихся результатами работ по государственному контракту, не является ограничением количества потенциальных участников размещения заказа, поскольку исходя из анализа рынка, проведенного заказчиком, следует, что данные виды работ выполняет большое количество участников рынка, в обоснование своего довода предоставляем коммерческие предложения от трех протезных предприятий, которые имеют шифры указанные заказчиком в документации.
В целях реализации Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве профессиональных заболеваний" обеспечение пострадавшего в результате несчастного случая на производстве техническими средствами и изделиями осуществляется, в том числе путем предоставления соответствующего технического средства (изделия) по заявлениям, предоставленным такими категориями граждан.
Согласно указанным Правилам обеспечение пострадавшего в результате несчастного случая на производстве техническими средствами осуществляется на основании заявлений указанной категории граждан и в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Обеспечение протезами осуществляется в соответствии с заключениями об обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями, выдаваемыми врачебными комиссиями медицинских организаций, оказывающих лечебнопрофилактическую помощь. Форма заключения и порядок его заполнения утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Исходя из анализа приведенных нормативных положений, следует вывод, что конкретные характеристики технического средства реабилитации не определяются и не могут быть определены до момента осмотра инвалида специалистом исполнителя, который осуществляет изготовление средства реабилитации.
Функциональные и технические характеристики протеза, закупаемого в рамках оспариваемого аукциона, были определены на основании результатов медико-технических комиссий организаций-изготовителей, представленных инвалидами заказчику при подаче соответствующих заявлений.
Также заказчик предоставляет копии заключений медико-технических комиссий конкретных граждан (обратившихся с заявлениями о необходимости их обеспечения протезами) о нуждаемости последних в определенных протезов и с указанием конкретных шифров, что обуславливает необходимость указания в документации об открытом аукционе в электронной форме шифров. Кроме того, заказчиком представлена информация об организациях способных выполнить работы, в том числе, изготовить протезы с шифрами, указанными в документации об открытом аукционе в электронной форме, что указывает на наличие конкуренции на рынке данных работ.
Примененный при описании объекта закупки шифр протеза ПНЗ-89М-1 утвержден ТУ 9396-020-20175420-2009, которое разработано ООО "Метиз", дающий право любому протезному предприятию на владение и пользование выше указанным ТУ, что создает равные возможности для всех исполнителей работ по протезированию протезов, для участия в аукционе отделения Фонда, что не ограничивает круг потенциальных участников закупки.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к одним из основных принципов контрактной системы в сфере закупок относятся не только принцип обеспечения конкуренции (создание равных условий между участниками закупки), но и принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принцип эффективности осуществления закупки (выявление лица, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования).
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исходя из положения пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе в аукционе (торгах) могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию об аукционе условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением статьи Закона о защите конкуренции.
В связи с вышеизложенным, ГУ РО ФСС РФ по РСО - Алания считает жалобу ФГУП "Махачкалинское ПрОП" Минтруда РФ необоснованной.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
23.11.2016 года ГУ РО ФСС РФ по РСО - Алания в Единой информационной системе в сфере закупок, было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0210100000116000265 на осуществление закупки на выполнение работ в 2016 году по обеспечению пострадавшего в результате несчастного случая на производстве протезами голени и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная заместителем руководителя ГУ РО ФСС РФ по РСО - Алания (далее - Аукционная документация).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Из Раздела III "Техническое задание" Аукционной документации следует, что предметом закупки является Протез голени модульный ПН3-89M-1, энергосберегающая карбоновая стопа с расщепленной носочной частью, с отведенным большим пальцем, с активной щиколоткой, повышенной энергоотдачей, силиконовый чехол, система активного вакуума. Протез голени модульный. Приемная гильза индивидуального изготовления по слепку с культи пациента. Материал постоянной гильзы - литьевой слоистый пластик на основе акриловых смол с внутренней гильзой из термопласта. Необходимо изготовление 3-х пробных гильз из термопласта. Крепление при помощи системы активного вакуума, силиконового чехла со съёмной мембраной и наколенником. Регулировочно-соединительные устройства из титана. Энергосберегающая карбоновая стопа с расщепленной носочной частью, с отведенным большим пальцем, с активной щиколоткой, повышенной энергоотдачей, для пациентов среднего уровня двигательной активности, с суммарной механической плантарно-дорсальной флексией до 27 градусов, позволяющая снизить нагрузку на сохранившуюся конечность на 11%. Косметическая облицовка- модульная полужесткая. Покрытие косметической оболочки - чулки ортопедические перлоновые.
Протез нижних конечностей должен соответствовать требованиям Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51079-2006 (ИСО 9999:2002) "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация", Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51632-2014 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний", а также соответствовать Республиканскому стандарту РСФСР РСТ РСФСР 644-80 "Изделия протезно-ортопедические. Общие технические требования". Терминология и определения при составлении конкурсной документации должна отвечать требованиям Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51819-2001 "Протезирование и ортезирование верхних и нижних конечностей".
В соответствии с ГОСТ Р 51632-2014 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний" изделия должны удовлетворять эргономическим требованиям и требованиям эстетики, установленным по ГОСТ 30.001 с учетом специальных нужд людей с ограничениями жизнедеятельности, для которых эти изделия предназначены. Изделия, контактирующие с выделениями тканей человека, должны выдерживать неоднократную дезинфекцию простыми дезинфицирующими средствами без повреждения изделия.
Выполняемые работы по обеспечению пострадавших протезами нижних конечностей должны содержать комплекс медицинских, технических и социальных мероприятий проводимых с пациентом, имеющими нарушения и (или) дефекты опорно-двигательного аппарата, в целях восстановления или компенсации ограничений их жизнедеятельности.
Работы по проведению комплекса медицинских, технических и организационных мероприятий, должны быть направлены на частичное восстановление опорно-двигательных функций и (или) устранение косметических дефектов нижней конечности пострадавшего с помощью протеза голени.
Приемная гильза протеза изготавливается по индивидуальному параметру пострадавшего и предназначается для размещения в нем пораженной конечности, обеспечивая взаимодействие пострадавшего с протезом конечности.
Функциональный узел протеза конечности выполняет заданную функцию и имеет конструктивно-технологическую завершенность.
Лечебно-тренировочный протез назначается после ампутации нижней конечности в целях формирования культи и адаптации пострадавшего к протезу и приобретения навыков ходьбы. Постоянный протез предназначается после завершения использования лечебно-тренировочного протеза.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве профессиональных заболеваний" обеспечение пострадавшего в результате несчастного случая на производстве техническими средствами и изделиями осуществляется, в том числе путем предоставления соответствующего технического средства (изделия) по заявлениям, предоставленным такими категориями граждан.
Согласно указанным Правилам, обеспечение пострадавшего в результате несчастного случая на производстве техническими средствами осуществляется на основании заявлений указанной категории граждан и в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно заключения медико-технической комиссии по оказанию протезно-ортопедической помощи N101 от 08.08.2016 года, имеются показания к изготовлению основных высокофункциональных протезов правой и левой голени модульного типа, в связи с окончанием срока эксплуатации имеющихся протезов и купальных протезов модульного типа правой и левой голени.
Примененный при описании объекта закупки шифр протеза ПНЗ-89М-1 соответствует ТУ 9396-020-20175420-2009, разработанному ООО "Метиз", которым может пользоваться любое протезное предприятие.
При этом, доказательств, свидетельствующих об ограничении заказчиком круга участников Аукциона, Заявителем не представлено.
То есть, Аукционная документация соответствует требованиям частей 1 и 2 статьи 33 закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ФГУП "Махачкалинское ПрОП" Минтруда РФ на действия государственного заказчика - ГУ РО ФСС РФ по РСО - Алания) при осуществлении закупки на выполнение работ в 2016 году по обеспечению пострадавшего в результате несчастного случая на производстве протезами голени (электронный аукцион N0210100000116000265).
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 7 декабря 2016 г. N А334-12/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2016