Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 9 декабря 2016 г. N 695
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А. В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кутняшенко Е.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Миненка И. В. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заявителя - ООО "Алтайхимзащита" - Мельситова А. В.;
от заказчиков - (по списку) - не явились, уведомлены;
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" - Жертовской Т. Ю.
от Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности - Мартыновой Л. В.,
рассмотрев жалобу ООО "Випкер" на положения документации о закупке N 0817200000316012195 "Поставка изделий из латекса и резины (лот)", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В УФАС по Алтайскому краю поступила жалоба на положения документации о закупке N 0817200000316012195.
Заявитель указывает, что документация о закупке нарушает требования Закона о контрактной системе.
1. При описании объекта закупки было допущено нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку не использованы показатели установленные ГОСТ.
2. В нарушение требований ч. 1 ст. 25 Закона о контрактной системе проводится совместная закупка не на одни и те же товары.
3. В нарушение требований ч. 20 ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена неверно обоснована.
4. В нарушение требований ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе к товарам применяются требования, которые невозможно подтвердить.
На основании изложенного заявитель просит: провести внеплановую проверку; признать положения документации об аукционе нарушающими положения Закона о контрактной системе; выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель уполномоченного учреждения предоставил документы по запросу; представитель заказчика предоставил письменные объяснения, по доводам жалобы пояснил, что считает ее необоснованной. Представитель Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности также указал, что считает жалобу необоснованной.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, а также изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
Согласно подпункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Документация об аукционе содержит показатели и их единицы измерения, предусмотренные действующими стандартами.
Заявитель полагает, что установленные требования:
1. по позициям 1-3 технического задания: "длина не менее 240 миллиметров; толщина на пальце не менее 0.16 мм.; толщина на ладони не менее 0.15 мм.; толщина на манжете не менее 0.13 мм. Упаковка не менее, чем по 50 пар. Внутреннее покрытие, антибактериальный слой";
2. по позициям 7-9 технического задания: "длина не менее 230мм.; толщина на пальце не менее 0.16 мм.; толщина на ладони не менее 0.14 мм.; толщина на манжете не менее 0.11 мм. Упаковка не менее, чем по 50 пар в гигиеническом диспенсере с укладкой, обеспечивающей при извлечении перчатки отсутствие контакта рук персонала с другими перчатками и диспенсером",
существенно отличаются от установленных ГОСТом, что нарушает требования положений п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Так ГОСТ Р 52239-2004 устанавливает следующие показатели: длина для размеров: S не менее 220мм., для размеров S, L не менее 230мм.; лощина на пальце не менее 0.11 мм.; толщина на ладони не менее 0.15 мм.., т.е. в данном случае установлено минимальное значение показателей при которых товар может быть признан соответствующим стандарту.
В тоже время ГОСТ предполагает наличие превосходящих значений и установленные заказчиком требования соответствуют действующему стандарту.
В части не регламентируемых показателей ГОСТом (толщина на манжете и упаковка) Закон о контрактной системе не содержит запрета на установление требований к товару, позволяющих определить соответствие закупаемого товара потребностям заказчика. Кроме того установление таких требований является обязанностью заказчика.
Таким образом, заказчик должен обосновать необходимость использования других показателей только в случае, если законодательством Российской Федерации установлены требования, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, в отношении объекта закупки. (Данная позиция согласуется с позицией, изложенной в Письме Минэкономразвития России от 05.09.2016 N Д28и-2266).
Учитывая изложенное, довод жалобы о нарушении п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе является необоснованным.
В соответствии со ст. 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Объектом закупки является поставка изделий из латекса и резины (лот 2) - перчатки медицинские (смотровые, диагностические, стерильные хирургические) которые являются товарами, имеющими сходные потребительские свойства.
Постановлением Администрации Алтайского края от 27.03.2015г. N 116 "Об утверждении порядка организации совместных конкурсов и аукционов для обеспечения государственных и муниципальных нужд Алтайского края" определен порядок формирования потребностей при проведении совместных конкурсов и аукционов в соответствии с которым организатор при выявлении потребности в одних и тех же товаров формирует перечень товаров, работ, услуг закупки которых должны осуществляться путем проведения совместных конкурсов или аукционов. Приказом Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 06.08.2015г. N 534 "Об организации проведения совместных аукционов и конкурсов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Главного управления и краевых медицинских организаций" (далее - Приказ ГУ N 534) утверждена номенклатура медицинских изделий для проведения совместных торгов для нужд Главного управления и краевых медицинских организаций Лот 1 - Изделия из латекса и резины.
При этом совместно проводится именно процедура торгов, то есть определение контрагента. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком, как установлено в ст. 25 Закона о контрактной системе
Таким образом, довод о нарушении формирования лота является необоснованным.
В силу требований ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе довод о нарушениях ст. 22 Закона о контрактной системе в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта Комиссией УФАС не рассматривается.
Довод о нарушениях ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, которой установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, также является необоснованным.
Так Законом о контрактной системе не предусмотрено норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми.
Как пояснил представитель уполномоченного учреждения Приказом ГУ N 534 утверждено положение "Об организации совместных аукционов и конкурсов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Главного управления и краевых медицинских организации" и Номенклатура медицинских изделий для проведения совместных торгов для нужд Главного управления и краевых медицинских организаций Лот 1 - Изделия из латекса и резины. В связи с чем, заказчик при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки руководствовался Приказом ГУ N 534.
Закон о контрактной системе не предусматривает определение поставщика только при наличии более чем одного производителя товара, работ, услуг необходимых заказчику, и не допускает определение участниками рынка потребности заказчика в товаре, и их характеристик (потребительских свойств), а установленные в документации требования соответствуют положениям ст. 33 Закона о контрактной системе.
Указание заявителем на неправомерное установление требований по позициям 1-3 о наличии антибактериального покрытия, опровергается представленным заказчиком доказательством, а именно наличием на рынке товара распространяемого ЗАО НПО "Гарант".
Комиссия, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Випкер" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А. В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
Е.В. Кутняшенко |
|
_____________________________ |
И. В. Миненок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 9 декабря 2016 г. N 695
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2016