Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 15 декабря 2016 г. N 717
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Кутняшенко Е.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Пахомовой Н. . - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заявителя - ООО "Рифарм М" - не явились, уведомлены;
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" -Жертовской Т. Ю.;
от Заказчиков (по списку) - не явились, уведомлены;
от Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности - Кнауб Т. В.; Переладова И. В.,
рассмотрев жалобу ООО "Рифарм М" на положения документации о закупке закупки N 0817200000316013186 "Поставка лекарственных средств (лот 206)", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
29.11.20116г. уполномоченным учреждением - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Поставка лекарственных средств (лот 206)".
Заявитель в жалобе указывает, что техническим заданием документации об аукционе установлены следующие требования к товару со следующими неизменяемыми характеристиками по позициям:
1. 1, 2, 3, 4: "самоспадающиесяпэт флаконы, не требующие дополнительной вентиляции для осуществления инфузии, не содержащие ПВХ, с двумя отдельными стерильными портами, запечатанными фольгой, при вскрытии одного порта, стерильность другого сохраняется";
2. по позициям 5, 6, 7, 8: "контейнеры полимерные с 2 стерильными портами - мешки п/э (двойная стерильная вакуумная упаковка)".
Указанные в п. 1, 2, 3, 4, характеристики соответствуют только одному лекарственному препарату, зарегистрированному под МНН декстроза, единственного производителя - ООО "Гематек", Россия: по п. 5,6, 7, 8 - другому лекарственному препарату другого единственного производителя - ОАО "Медсинтез", Россия
Установленные требования нарушают положения ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того данные требования нарушают позицию ФАС России, изложенную в ряде писем в том числе N АЦ/54631/15 от 07.10.2015г., N АК/28644/15 от 09.06.2015г., N АК/74356/15 от 23.12.2015г., N РП/65863/16 от 23.09.2016г. из которых следует:
1. удобство применения медицинским персоналом заказчика не является критерием для определения требований к предмету закупки;
2. указание МНН,лекарственной формы и дозировки являются достаточными условиями для идентификации лекарственного препарата, иные характеристики не виляют на терапевтические свойства препарата.
3. все виды формы выпуска (первичной упаковки) являются взаимозаменяемыми.
На основании изложенного заявитель просит: приостановить осуществление закупки; устранить допущенные нарушений.
Представитель уполномоченного учреждения предоставил письменные объяснения, по доводам жалобы пояснил, что считает ее необоснованной.
Представитель Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности указал, что считает жалобу необоснованной. В качестве обоснования установленных документации требований Главным управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности представлено "Обоснование к применению в клинической практике самоспадающихся ПЭТ флаконов для инфузионных растворов, не содержащих поливинилхлорид с двумя отдельными стерильными портами, самоспадающимися ПЭТ флаконов в комплекте с канюлями для смешивания лекарственных средств и контейнирами в двойной стерильной вакуумной упаковке" от 04.07.2016г. за подписью Заведующей отделением профилактики инфекционных болезней (краевого центра эпидемиологии) Переладовой И. В.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, а также изучив представленные документы в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки также должен следовать правилу: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническомрегулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услугиустановленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В документации установлены требования к виду первичной упаковки закупаемых лекарственных средств.
Письмом N РП/65863/16 от 23.09.2016 ФАС России "О взаимозаменяемости лекарственных препаратов с МНН"Натрия хлорид", которое по аналогии можно применить к препарату с МНН "Декстроза", указано, что "первичная упаковка "флаконы из полиэтилена, соответствующего требованиям Европейской Фармакопеи к полиэтилену для парентеральных препаратов", "бутылки полиэтиленовые без колпачка или с навариваемым евроколпачком или пластиковым колпачком или пробкой инфузионной или колпачком (евроколпачком)" и иное никаким образом не влияет на терапевтические свойства лекарственного препарата, поэтому не должна определять потребности заказчика.
При осуществлении государственных закупок лекарственные препараты, имеющие МНН "Натрия хлорид" в форме выпуска (первичной упаковке), в том числе "бутылки стеклянные", "бутылки полиэтиленовые", "флаконы из полиэтилена, соответствующего требованиям Европейской Фармакопеи к полиэтилену для парентеральных препаратов", "бутылки полиэтиленовые без колпачка или с навариваемым евроколпачком или пластиковым колпачком или пробкой инфузионной или колпачком (евроколпачком)" и иное, должны признаваться взаимозаменяемыми при прочих равных условиях.
Таким образом, при закупках лекарственных препаратов в технической части документации при описании объекта закупки должен указываться предмет закупки, а именно: международное непатентованное наименование (МНН) лекарственного препарата, дозировка, лекарственная форма, способ введения, количество. При этом указание заказчиками на комплектование предмета закупки - лекарственного препарата вспомогательными устройствами и приспособлениями - медицинскими изделиями, в том числе канюлями, которым соответствует товар определенного производителя, может иметь признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании ограничений количества участников закупки".
Учитывая содержание Письма Федеральной антимонопольной службы от 26.08.2016г. N ИА/58910/16 "О применении разъяснений ФАС России", которым установлено, что разъяснения, направляемые ФАС России, являются официальной позицией Федеральной антимонопольной службы и являются обязательными для применения территориальными органами ФАС России, Комиссия УФАС по Алтайскому краю решила не принимать во внимание доводы, изложенные в возражениях на жалобу, (в том числе указание на:объективную потребность заказчиков;безопасность применения, снижение риска микробного загрязнения растворов и возникновения внутрибольничной инфекции; удобство использования и применения; снижение расходов на применение дополнительных игл и шприцев и т.д.) и признать установленные документацией требования влекущими за собой ограничение количества участников закупки и нарушающими п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рифарм М" обоснованной.
2. Признать действия заказчиков при проведении закупки, выразившиеся в нарушении чп. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе неправомерными.
3. Выдать уполномоченному учреждению - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края", заказчикам предписание об устранении допущенных нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|||||||||
|
|
|
Уполномоченному учреждению - КГКУ
"Центр государственных закупок Алтайского края"
Комсомольский пр., 118, г. Барнаул, 656038
Тел. 7-3852-352846, 538699, 538681
e-mail: pem@gzalt.ru
Заказчикам- (по списку)
Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер"
Долгоруковская ул., д. 38, стр.1, г. Москва, 127006,
Тел. (495) 733-95-19
ПРЕДПИСАНИЕ N 93 (717/16)
обустранении нарушения в сфере контрактной системы
"15" декабря 2016г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А. В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кутняшенко Е.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Пахомовой Н. . - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
по результатам рассмотрения жалобыООО "Рифарм М" на положения документации о закупке закупки N 0817200000316013186 "Поставка лекарственных средств (лот 206)", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(далее - Закон о контрактной системе, было установлено, что положения документации нарушают требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе,
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, уполномоченному учреждению-аннулировать закупку N 0817200000316013186, путем размещения на сайте www.zakupki.gov.ru информации об аннулировании закупки;
2. Оператору электронной площадки совершить действия, направленные на обеспечение исполнения предписания, выданного Заказчику, уполномоченному учреждению - по аннулированию торгов;
3. Оператору электронной площадки, Заказчику, уполномоченному учреждению -исполнить предписаниедо "21" декабря 2016 года.
4. Оператору электронной площадки, Заказчику, уполномоченному учреждению - направить в управление ФАС по Алтайскому краю доказательства исполнения пунктов 1,2,3 настоящего предписания в срок не позднее дня следующего за "21" декабря 2016 года.
В случае неисполнения настоящего предписания, управление ФАС по Алтайскому краю на основании части 25 статьи 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего Предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические и должностные лица несут административную ответственность.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Алтайского края.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_____________________________ |
Е.В. Кутняшенко |
|
_____________________________ |
Н. С. Пахомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 15 декабря 2016 г. N 717
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2016