Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 декабря 2016 г. N 2-57-14300/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Исаевой Е.А,
Членов комиссии:
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок А.М. Бурлакова,
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
при участии представителей:
ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России: Шиханова В.К., Трепыхалина С.Г.,Гришиной Ж.А.,
в отсутствие представителей ООО "ЭНТОС ПЛЮС", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/57090 от 30.11.2016),
рассмотрев жалобу ООО "ЭНТОС ПЛЮС" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на Закупка услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и эксплуатации лифтового оборудования по адресам: г.Москва: ул. Вучетича, д.9а, стр.1; ул. Вучетича, д.10; ул. Онежская, д.7, кор.1; ул. Долгоруковская, д.4; ул. Кусковская, д.1а, стр.4. в период с 01.01.2017г. по 31.12.2017г. (Закупка N 0373100045916000178) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 10.11.2016 NМГ/52750 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В сведения о технических характеристиках (потребительских свойствах) товара, используемого при выполнении работ по предмету открытого аукциона в электронной форме Заказчиком установлены требования к используемым при оказании услуг товарам, таким как:
- В п.2 "Олово" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Стандарт; Марка - согласно следующим техническим требованиям; Содержание в олове серы, массовая доля; Содержание в олове железа, массовая доля, не менее; Содержание в олове мышьяка, массовая доля; Содержание в олове кобальта, массовая доля; Содержание в олове свинца, массовая доля, не менее; Содержание в олове сурьмы, массовая доля; Содержание в олове меди, массовая доля; Содержание в олове серы, массовая доля; Содержание в олове железа, массовая доля; Содержание в олове мышьяка, массовая доля; Содержание в олове меди, массовая доля; Содержание в олове свинца, массовая доля, не более; Содержание в олове сурьмы, массовая доля; Содержание в олове кобальта, массовая доля.
- В п.5 "Консистентная смазка" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Технические требования; Внешний вид; Температура каплепадения; Вязкость эффективная при 0 0С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, Па·с (П); Пенетрация при 25 0С с перемешиванием (60 двойных тактов); Предел прочности на сдвиг при 50 0С; Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH; Содержание свободных органических кислот; Содержание механических примесей, нерастворимых в соляной кислоте; Массовая доля воды; Массовая доля кальциевых мыл жирных кислот входящих в состав естественных жиров.
- В п.7 "Масло индустриальное" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Марка; Цвет на колориметре ЦНТ; Плотность при 20 °С; Массовая доля серы в маслах из сернистых нефтей; Кинематическая вязкость при 40 °С; Кислотное число на 1 г масла; Температура вспышки, определяемая в открытом тигле; Температура застывания; Зольность.
- В п.8 "Канифоль" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Внешний вид Прозрачная, стекловидная или с наличием пузырьков воздуха масса; Сорт 1 или 2 или высший; Интенсивность окраски X или WW или WG или N или M или K или Y или H или G; Массовая доля воды не более 0,2; Массовая доля золы не более 0,04; Массовая доля; механических примесей не более 0,04; Температура размягчения не ниже 66; Кислотное число не менее 166; Массовая доля неомыляемых веществ не более 7,5 и так далее.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг, Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Вместе с тем, например, характеристика "Содержание в олове серы" регламентируется по ГОСТ 860-75 "Олово. Технические условия" согласно которого массовую долю серы определяют по требованию потребителя, а также Определение химического состава - по ГОСТ 15483.0-78 - ГОСТ 15483.11-78. Также согласно ГОСТ 19113-84 "Канифоль сосновая. Технические условия" массовую долю золы определяют по п.4.3 ГОСТ 19113-84 определение массовой доли золы, а именно: "4.3.1. Посуда и оборудование. Тигель фарфоровый высокий N 3 или 4 по ГОСТ 9147 "Посуда и оборудование лабораторные фарфоровые. Технические условия". Баня песчаная, горелка газовая или плитка электрическая. Эксикатор по ГОСТ 25336 "Посуда и оборудование лабораторные стеклянные. Типы, основные параметры и размеры" с хлористым кальцием или высушенным сернокислым натрием по ГОСТ 6318 "Натрий сернокислый технический. Технические условия". Печь муфельная", "4.3.2. Проведение анализа. Около 2 г канифоли взвешивают в предварительно прокаленном до постоянной массы взвешенном тигле и медленно нагревают до полного удаления летучих веществ. Остаток в тигле прокаливают в муфельной печи при 700-800°С до постоянной массы. Перед каждым взвешиванием тигель с остатком охлаждают в эксикаторе до (255)°С. Результаты всех взвешиваний в граммах записывают до четвертого десятичного знака", "4.3.3. Обработка результатов. Массовую долю золы (ГОСТ 19113-84 Канифоль сосновая. Технические условия в процентах вычисляют по формуле. За результат анализа принимают среднее арифметическое результатов двух параллельных определений, абсолютно допускаемые расхождения между которыми при доверительной вероятности Р=0,95 не должны превышать 0,01%.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что вышеуказанные характеристики товаров предоставляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения лабораторных испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, участниками закупки подано 4 заявки на участие в аукционе, при этом аукционной комиссией Заказчика не принимались решения об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционе на основании непредоставления указанных сведений или несоответствия сведений, указанных в заявках вышеуказанным требованиям аукционной документации, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
2. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования о соответствии товаров ГОСТ, указанных списком, без указания каким конкретно ГОСТ должны соответствовать конкретные товары, требования к которым предъявляются Заказчиком в сведениях о качестве товаров.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в аукционной документации содержится требование о соответствии товаров требованиям ГОСТ. При этом, по мнению Заявителя, неуказание, каким ГОСТ должны соответствовать товары, которые необходимо использовать при оказании услуг, не позволяет участнику закупки корректно заполнить заявку на участие в аукционе в соответствии с требованиями аукционной документации Заказчика.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам, а также каки образом вышеуказанные требования в аукционной документации Заказчика ограничивают количество участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭНТОС ПЛЮС" на действия ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России обоснованной в части установления излишних требований к товарам используемым при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Члены комиссии: А.Э. Бурлаков
А.В. Кочетков
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N2-57-13169/77-16 о нарушении законодательства об осуществлении закупок
15.11.2016 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Исаевой Е.А.,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Харченко Л.Н.,
на основании решения Комиссии от 15.11.2016 по делу N2-57-13169/77-16, по итогам рассмотрения жалобы ООО "ЭСТЕ - 2000" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "МГУДТ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение ремонтных работ студенческого клуба (Закупка N 0373100099816000044) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии при рассмотрении заявок на участие в Аукционе не учитывать показатели товаров по п.1, п.3, п.4, п.7, п.8, п.17, п.18, п.27, п.12, п.6, п.13, п.21, в соответствии с мотивировочной частью решения Московского УФАС России от 15.11.2016 по делу N2-57-13169/77-16.
2. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры осуществления закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 15.11.2016 по делу N2-57-13169/77-16.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 20.12.2016 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92), или электронной почте по адресу: Predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с п. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Члены комиссии: И.С. Максимов
Л.Н. Харченко
Максимов И.С. (495) 784-75-05 (доб. 186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 декабря 2016 г. N 2-57-14300/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2016