Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 декабря 2016 г. N 2-57-14048/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Исаевой Е.А.,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Казарина С.И.,
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Несиева З.У.,
при участии представителей ГБУЗ "ГП N 191 ДЗМ": Гуровой А.В., Санюк В.А.,
в отсутствие представителей ООО "Канцтовары", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России (исх. NМГ/56347 от 28.11.2016),
рассмотрев жалобу ООО "Канцтовары" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГП N 191 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку бланков (Закупка N 0373200141916000057) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/56347 от 28.11.2016.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к показателям товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Так например, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования в Форме 2 к бумаге по показателям - массовая доля золы, разрывная длина; к картону - жесткость при статистическом изгибе в поперечном направлении, предел прочности при расслаивании; к переплетному материалу - разрушающее усилие, жесткость в продольном направлении, жесткость в поперечном направлении, устойчивость к изгибу, устойчивость к истиранию, слипание, прочность окраски к сухому трению; к форзацу - массовая доля золы, стойкость поверхности к выщипыванию; к ярлыку на обложке - массовая доля золы, стойкость поверхности к выщипыванию, разрывная длина.
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком вышеуказанные требования могут препятствовать заполнению заявки на участие в электронном аукционе, поскольку, по мнению Заявителя, значения данных характеристик не предоставляются производителями данных товаров и могут стать известны потребителю только после проведения испытаний определенной партии товара.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать установление требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом, а также не представил доказательств, подтверждающих возможность указания конкретных значений указанных характеристик на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам:
-в пп. 29, 43, 45, 47-49, 51, 59, 62, 63, 68 Заказчиком установлено: "Плотность картона - не менее 0,75 г/м3", что не соответствует ГОСТ 7950-77, согласно которому плотность измеряется, как "г/см3" (Аналогичные требования установлены в позициях 30, 50, 58, 60, 61);
-в пп. 29, 30, 43, 45, 47, 48, 50, 51, 58, 60, 61, 63, 68 Заказчиком установлено: "Толщина бумаги-основы - 153-197 мкм"; что не соответствует ГОСТ 9995-75, согласно которому толщина измеряется, как "мм";
-в п. 3 "Личная карточка работника" Заказчиком установлено требование к картону: "белизна, лицевая сторона не менее 110 %СIЕ", что вводит в заблуждение и не позволяет определить требование Заказчика (Аналогичны требования установлены в позициях 23, 24, 49, 59, 62);
-в п. 13 "Направление для проведения лаб. исследований на гепатит": "тип бумаги: газетная", "масса бумаги площадью 1м2 ИСО 536 43,0 - 50,8 г", "абсолютное сопротивление раздиранию (при наличии) не менее 186(19) мН(гс)", "разрывная длина (при наличии) не менее: для рулонной/листовой печати не менее 2800 м, гладкость, не менее: 45-50 с", "белизна (при наличии) 60 %", "влажность 82 %", "плотность не менее 0,59 г/см3", "сорность не более: при площади соринок: от 0,5 до 1,5мм
0-75 соринок на 1 м
, от 1,5 до 2,0мм
до 9 соринок на 1 м
, свыше 2,0 мм
не допускается соринок на 1 м
, непрозрачность не менее 93 %, нормативный документ ГОСТ 6445-74", что не позволяет корректно сформировать заявку на участие в электронном аукционе с учетом положений инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (сведения, содержащиеся в заявке на участие в аукционе в электронной форме, не должны допускать двусмысленных толкований. Участнику аукциона в первой части своей заявки на участие в аукционе в электронной форме на каждую единицу товара (товара, применяемого при выполнении работ), являющуюся отдельно производимым товаром, для которых установлены заказчиком требования к их характеристикам необходимо предоставить конкретное предложение (т.е. не допускающее двусмысленного толкования и сослагательного наклонения, в отсутствии слов "должен", "типа", "min", "max", "минимальное значение", "максимальное значение", "эквивалент", "аналог", "от", "до", "превышать", "как минимум", "не менее", "не более", "в полном соответствии", в случае употребления вышеуказанных слов со знаком двоеточие, данные слова считаются частью наименования показателя и изменению не подлежат, не допускается ставить знаки "+", "-", "<", ">" и т. п.). Также аналогичные требования установлены в пп. 5, 15, 16, 18, 20-22, 25, 27, 28, 31, 32, 34, 35, 37, 46, 49, 52, 54, 55, 59, 61, 62, 67, 69, 71 Формы 2;
-п. 3 "Личная карточка работника": "марка картона C2S Art Board или эквивалент, плотность от 190 г/м, толщина не более 360
м , пухлость 1,3-1,9 см
/г.", что вводит в заблуждение участников закупки, поскольку пухлость с учетом значений плотности и толщины составляет 1,02-1,18 см
/г;
-п. 61 "Книга распределения бланков листков нетрудоспособности в медицинской организации (Приложение N3 к инструкции о порядке обеспечения листков нетрудоспособности, их учета и хранения)": "Толщина не менее 1,250,08/0,10 мм", "Масса 1м2 картона не более 1065
(65-70) г", что не позволяет определить требование Заказчика и вводит в заблуждение участников закупки;
-п. 31 "Сертификат о профилактических прививках": "требования к обложке: тип бумаги двусторонне мелованная матовая; офсетная , масса бумаги площадью 1м2 ИСО 534 115-125 г, сорт высший , толщина ИСО 534 90-165 мкм, гладкость, диапазон не шире 30-1500 с, количество раковин на 10 мм2 не более: 0-25 , белизна не менее 85 %, сорность - число соринок на 1м2 площадью , св. 0,1 до 0,3;0,5 мм2, не более: 60-80 шт, стойкость поверхности бумаги к выщипыванию не менее: 2,2 м/с, влажность (4,5-6,0)_1 %, плотность ИСО 534 не более 1,4 г/см3, соответствие ГОСТ 21444-75; ГОСТ 9094-89 , требования к печати: способ печати рулонная или листовая , красочность 4+0 (CMYK) , суммарное значение тона не более 330 %, CIELAB координаты по измерению на черной подложке: L не менее 92 , a не более 0 , b от -4 , глянец не более 38 %, яркость ИСО не более 93 , координаты цвета , черный (K) (L a, b), соответственно: не менее 16, не более 1, не более 1 , голубой (C) (L a, b), соответственно: не более 58, от -36 не более -43 , пурпурный (M) (L, a, b), соответственно: свыше 45, более 57, не более -2 , желтый (Y) (L a, b), соответственно: от: 85, -7, 74 , красный (R) (L, a, b), соответственно: менее 53, не более 67, от 24 , зеленый (G) (L a, b), соответственно: свыше 48, менее -41, от 12 , синий (B) (L, a, b), соответственно: не выше 37, до:22, -29 , C+M+Y (L a, b), соответственно: до : 33, 1, 1", что, по мнению Заявителя, не соответствует положениям ГОСТ Р 54766-2011, согласно которому установленные Заказчиком значения к координате цвета: голубой (С) (L a, b) соответствуют только офсетной бумаге и т. д.;
-п. 31 "Сертификат о профилактических прививках": "толщина ИСО 534 90-165 мкм", "Соответствие ГОСТ 21444-75; ГОСТ 9094-89", что с учетом положений инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (участник должен руководствоваться нормами ГОСТ и рекомендуемым приложениям к ГОСТ, а в случае отсутствия согласно нормативной документации по каким-либо из используемых при производстве работ товаров сведений по требуемому параметру характеристик товара, участник размещения заказа должен поставить прочерк, либо "не нормируется") вводит в заблуждение участников закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими техническими регламентами установлены вышеуказанные требования, а также затруднился обосновать необходимость установления данных требований к товарам вышеуказанным образом. Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что требования к товарам, содержащие неправомерные единицы измерения показателей, а также требования к товару п. 31 "Сертификат о профилактических прививках" установлены в результате технической ошибки.
Также Заявитель обжалует установление требований к товару п. 57 "Обменная карта": "Формат 420х220", п. 45 "Технологический журнал отходов классов Б и В организации": "Прочность окраски к сухому трению 4-5", что не позволяет определить требование Заказчика, поскольку Заказчиком не установлены единицы измерения данных показателей.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, в ходе проведения Комиссией Управления внеплановой проверки установлено, что неустановление единиц измерения показателей товаров в Форме 2 повлекло за собой ограничение количества участников закупки.
Так, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0373200141916000057 от 29.11.2016, на участие в электронном аукционе участниками закупки подано 3 заявки, при этом, заявка участника N3 отклонена по причине несоответствия заявки N3 требованиям Аукционной документации, а именно: "В поз. 30, 69 не указаны единицы измерения предлагаемой участником толщины картона, несмотря на то, что информация в документации была предоставлена: согласно инструкции: Все размеры товаров/материалов указаны в заказчиком в мм..., если технической частью документации не предусмотрено иное....Участник электронного аукциона в заявке в обязательном порядке указывает как конкретные значения параметров, так и единицы измерения".
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в Форме 2 Аукционной документации установлены требования к поставляемым товарам без указания единиц измерения показателей товаров, в частности, к товарам п. 30 "Журнал учета профилактических прививок": "требования к картону: толщина 1,15 - 1,35"; п. 69 "Журнал внутреннего контроля качества (Приложение 2 к Рекомендациям по организации оказания внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности)": "требования к картону: толщина 0,28-0,33".
В соответствии с пп. "б" п.1 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
На основании ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В составе первой части заявки Участник закупки N3 выразил предлагает к поставке товары с указанием характеристик по п. 30 "Журнал учета профилактических прививок": "характеристики картона: толщина 1,25"; п. 69 "Журнал внутреннего контроля качества (Приложение 2 к Рекомендациям по организации оказания внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности)": "характеристики картона: толщина 0,30", что не противоречит требованиям аукционной документации.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих несоответствие характеристик предлагаемых Участником закупки N 3 товаров требованиям аукционной документации.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации, а также в случае несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что решение аукционной комиссии Заказчика в части отказа в допуске Участнику закупки N3 к участию в Аукционе по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок, является неправомерным, и нарушает положения ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Канцтовары" на действия ГБУЗ "ГП N 191 ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, аукционной комиссии Заказчика нарушение пп. 1, 2 ч.1, ч.2 ст.33, ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии С.И. Казарин
З.У. Несиев
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N2-57-14048/77-16 о нарушении законодательства об осуществлении закупок
01.12.2016 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Исаевой Е.А.,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Казарина С.И.,
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Несиева З.У.,
на основании решения Комиссии от 01.12.2016 по делу N2-57-14048/77-16, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Канцтовары" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГП N 191 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку бланков (Закупка N 0373200141916000057) (далее - Аукцион), в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить протокол подведения итогов, протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы) и назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а так же разместить на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаром, выполнение работ, оказание услуг информацию об отмене Протоколов. При этом дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 6 рабочих дней со дня отмены Протоколов.
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено.
3. Оператору электронной площадки осуществить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе через 4 рабочих дня со дня направления Оператором электронной площадки уведомления, указанного в пункте 2 настоящего предписания.
4. Аукционной комиссии рассмотреть первые части заявок, поданных участниками закупки, в том числе Заявителем, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупки и с учетом решения Московского УФАС России от 01.12.2016 по делу N2-57-14048/77-16.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры осуществления закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов и с учетом решения Московского УФАС России от 01.12.2016 по делу N2-57-14048/77-16.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 20.01.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с п.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Члены Комиссии: С.И. Казарин
З.У. Несиев
Исп. Казарин С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 декабря 2016 г. N 2-57-14048/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2016