Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 декабря 2016 г. N 2-57-14348/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок А.Г. Абегяна,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителя ФГБОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации: Г.А. Лалиашвили,
в отсутствие представителей ИП Гончарова Владимира Дмитриевича, о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России NМГ/57339 от 01.12.2016,
рассмотрев жалобу ИП Гончарова Владимира Дмитриевича (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту 4-го этажа здания для организации аккредитационного центра федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Закупка N 0373100108216000629) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В своей жалобе Заявитель указывает на размещение Заказчиком аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 01.12.2016 N МГ/57339 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные Заказчиком документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, а также неправомерно не установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки документов и сведений, подтверждающих наличие указанного опыта.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании п.2 ч.5 ст. 66 Закона о контактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствие с ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с , и ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Примечанием к п.2 Приложения N1 к Постановления Правительства Российской Федерации N 99, установлено, что в случае установления дополнительных требований в соответствии с данным пунктом, такие дополнительные требования устанавливаются в виде требования о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в п. 23.3 информационной карты аукционной документации, а также в п. 25.2.1 информационной карты установлено требование о предоставлении документов, подтверждающих наличие данного опыта в составе второй части заявки на участие в аукционе.
Кроме того, Заявитель обжалует установление Заказчиком в п. 25.2.1 информационной карты аукционной документации требования о предоставлении участниками закупки в составе заявки следующих документов: "документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ Федерального закона, или копии этих документов", поскольку, по мнению Заявителя, данное требование подразумевает требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки документов, подтверждающих то, что участник закупки не является организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, что, согласно доводам жалобы может повлечь ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, аукционная документация Заказчика не содержит требования о предоставлении участником закупки в составе второй части заявки на участие в аукционе документов, подтверждающих то, что участник закупки не является организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих данные доводы жалобы Заявителя, в частности, свидетельствующих о неправомерном установлении в документации требования о предоставлении участниками закупки в составе заявки указанных документов и сведений, а также свидетельствующих о том, что указанное требование может повлечь ограничение количества участников закупки.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации требования о наличии у участников закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе без указания группы строительных работ, в соответствии с Примечанием к п.2 Приложения N1 к Постановления Правительства Российской Федерации N 99.
Вместе с тем, установлено, что Заказчиком в аукционной документации установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе с учетом положений Примечаний к п.2 Приложения N1 к Постановления Правительства Российской Федерации N 99, а именно установлено требование о наличии у участника закупки опыта выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
2. По мнению Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно указана дата окончания срока подачи разъяснений положений аукционной документации до 24.11.2016, при том, что согласно извещения о проведении электронного аукциона дата окончания подачи заявок на участие в аукционе установлена на 25.11.2016 в 08:00.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В силу ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в проект государственного контракта неправомерно не включены положения ч. 7 ст. 96 Закона о контрактной системе, согласно которой в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Вместе с тем, Законом о контрактной системе не предусмотрено положений, обязывающих государственного Заказчика включать в положения документации о закупки, в том числе, проект государственного контракта указанные положения.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации требований к товарам, применяемым при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к товарам, применяемым при выполнении работ, поскольку значения данных характеристик определяются только после проведения исследований, а именно установление Заказчиком в аукционной документации, в том числе, следующих требований:
- в п. "Ацетилен тип 1" установлены требования к объемным долям ацетилена, воздуха, малорастворимых в воде газов, фосфористого водорода, сероводорода, массовой концентрации водяных паров;
- в п. "Бетон тип 1" установлены требования к содержанию пылевидных, глинистых частиц, зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы;
- в п. "Болты тип 1" установлены требования к внутреннему диаметру резьбы болта, диаметру отверстия в стержне, диаметру отверстия в головке, расстоянию от опорной поверхности до оси отверстия в головке, сбегу резьбы, недорезу резьбы;
- в п. "Ветошь" установлены требования к содержанию ветоши с пороками ткани;
- в п. "Винты тип 1" установлены требования к глубине шлица, недовод резьбы, номер крестообразного шлица, ширина шлица, глубина крестообразного шлица.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Гончарова Владимира Дмитриевича на действия ФГБОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации обоснованной в части установления в документации о закупке неправомерной даты окончания срока направления запроса разъяснений положений аукционной документации, а также установления неправомерных требований к товарам, применяемым при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1, 2 ст. 33, п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выдано ранее, в рамках рассмотрения жалобы ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" по делу о нарушении законодательства об осуществлении закупок N 2-57-13969/77-16 от 01.12.2016.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии: А.Г. Абегян
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А. (495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 декабря 2016 г. N 2-57-14348/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2016