Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 9 декабря 2016 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 09.12.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 14.12.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Фабрика Кристалл" от 02.12.2016 N1974-ж на действия Заказчика - БУ "Сургутская городская клиническая больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря (извещение N0387200029416000068) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика в части формирования аукционной документации с нарушением Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с требованиями пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря (извещение N0387200029416000068) размещены на официальном сайте единой информационной системы 11.11.2016.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
В аукционной документации в разделе II. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ по стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря, Заказчик установил следующее условие:
1. Обязанности Исполнителя:
1.1. Оказывать услуги по стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря Заказчика.
1.2. Услуги оказываются в рабочие дни с 9.00 часов до 12.00 часов, в нерабочие дни по заявке Заказчика, в день ее получения, в срок с момента подписания контракта, но не ранее 01.01.2017 года по 31.12.2017 г. (включительно).
1.3. Производить стирку, сушку, глажение, упаковку и сортировку, доставку инвентаря, а также связанные с этим погрузо-разгрузочные работы, за свой счет, своими силами и своим автотранспортом, с подтверждающими документами о прохождении дезинфекции автотранспортного средства.
2. Условия оказания услуг:
2.1. Стирка инвентаря, должна осуществляться с соблюдением норм, принятых для учреждений здравоохранения, для этого:
2.1.1. Стирка инвентаря, предоставляемого в учреждение, должна производиться в прачечной с производственными помещениями и прачечным оборудованием, соответствующей Федеральному закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 г. N 52-ФЗ, а также действующим санитарным нормам, требованиям, указаниям и правилам.
2.1.2. Технологический процесс обработки инвентаря должен производиться в соответствии с действующими нормами и правилами для обработки белья в медицинских учреждениях: "Инструкция по технологии обработки белья медицинских учреждений на фабриках-прачечных" Приказ Минздрава СССР N 121-6 /125-5 от 07.04. 1986 г., Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", МУ N2269-80, МУ 3.5.736-99 "Технология обработки белья в медицинских учреждениях", СП1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий". СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и других объектов"; СанПиН 2.1.2.2646-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных" (утв. Постановлением N65 от 10.06.2010 г. Главного государственного санитарного врача РФ).
2.1.3. При оказании услуг Исполнитель должен выполнять требования по сортировке инвентаря, дезинфекции, выбору технологических режимов стирки, приготовлению моющих и дезинфицирующих растворов, к хранению и транспортировке инвентаря в соответствии с "Инструкцией по технологии обработки белья медицинских учреждений на фабриках-прачечных" N 121-6/125-5 от 07.04.86 г., утвержденной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 16.07.1986 N330 (далее Инструкция) и МУ 3.5.736-99 "Технология обработки белья в медицинских учреждениях" утвержденных и введенных в действие Главным государственным санитарным врачом РФ от 16.03.1999г.
2.1.4. При оказании услуг Исполнитель должен использовать стиральные машины проходного" типа, имеющие два окна - загрузочное ("грязное") и выгрузочное ("чистое") в соответствии с требованиями п.2.4. МУ 3.5.736-99 "Технология обработки белья в медицинских учреждениях" утвержденных и введенных в действие Главным государственным санитарным врачом РФ от 16.03.1999 г.,: белье из инфекционных, гнойных, хирургических отделений, а также белье стационаров, содержащее большое количество белковых загрязнений должны дезинфицироваться и стираться только в проходных стиральных машинах, имеющих два окна - загрузочное ("грязное") и выгрузочное ("чистое").
2.1.5. Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.1996 г. N 36 "Санитарные правила 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки";
2.1.6. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 г. N 114 "О введении в действие ГН 2.1.6.1338-03. Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест";
2.1.7. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 г. N 14 "О введении в действие санитарных правил "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01";
2.1.8. Санитарно-гигиенических и эпидемиологических норм, противопожарных норм и правил, требований органов Госэнергонадзора, Гостехнадзора, Роспотребнадзора и др.
2.1.9. Белое белье после стирки не имеет сероватого оттенка. Окрашивание белого белья в результате совместной стирки с цветным бельем или других процессов считается браком со стороны Исполнителя и подлежит устранению (повторная стирка, возмещение, замена белья и прочее), за счет средств Исполнителя.
2.1.10. Цветное белье сохраняет яркость цвета. При стирке белья используются только качественные вещества, составы, моющие средства, имеющие сертификаты и положительные санитарно-эпидемиологические заключения. Не допускается использование хлорсодержащих препаратов. Моющие средства, применяемые при стирке, не разрушают структуру ткани и не снижают срок службы белья. Все средства, используемые при стирке, гипоаллергенны. Информация о применяемых моющих средствах и сертификаты (заверенные копии) направляются в адрес Заказчика.
2.1.11. Не реже 2 раз в год, а также при изменении технологии стирки белья, либо в случае ухудшения эпидемиологической обстановки в лечебно-профилактическом учреждении Исполнитель предоставляет Заказчику результаты бактериологического контроля за качеством обработки белья, основанные на обнаружении санитарно-показательных микроорганизмов в смывах, взятых со всех видов белья, хранящегося на складе чистого белья.
2.1.12. Белье педиатрического и операционного отделений стирается в отдельных машинах. Стирка белья отделения новорожденных вне зависимости от степени загрязнения проводится только по программе "Сильно загрязненные изделия".
2.1.13. Стирка специальной одежды осуществляется централизованно и раздельно от белья больных.
Так, согласно документации об аукционе в электронной форме наименование объекта закупки "Оказывать услуги по стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря Заказчика.", предмет контракта указан дословно: Предмет контракта п. 1.1. Исполнитель обязуется своевременно на условиях Контракта оказать услуги по стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря (далее по тексту - услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить их. Пункт.1.2. Состав и объем услуг определяется в Техническом задании (Приложение N1). Следовательно, данный электронный аукцион (0387200029416000068) является аукционом на право оказание услуг заказчику.
Аукционной документацией, в части II к Техническому заданию аукциона в ЭФ установлено таблица 4 " Объем оказываемых услуг", в таблице 5. " Сведения о товарах (материалах), подлежащих использованию в рамках оказания услуг".
Таблица 5 является обязательной для заполнения участником размещения заказа. Данной формой Заказчик закупки, требует от участников указывать конкретные моющие средства - взаимозаменяемое СМС с умеренным пенообразованием на основе смеси мыла и синтетических поверхностно-активных веществ либо стиральный порошок синтетический для механизированных прачечных по ОСТ 6-15-933-75 и ТУ 6-15-969-76; . "Максимальное и (или) минимальное значение показателей (конкретное значение показателя устанавливает участник закупки)", требования к конкретному количеству единиц поставки продукции в одной упаковке, в одной упаковке, но при условии сохранения общего количества закупаемой продукции", в одной упаковке, но при условии сохранения общего количества закупаемой продукции". Для оказания услуги по стирке и обработке белья, только для стирки текстильных изделий взрослого населения и детского школьного возраста, для всех других показателей, для стирки больничного детского белья дошкольного возраста, а так же установленных в таблице 4 как : Одеяло полушерстяное , одеяло синтепоновое, одеяло детское полушерстяное, Одеяло хлопчатобумажное, Подушка синтепоновая, такое требование не установлено. Почему Заказчик устанавливает выборочное требование на оказание услуг? Какое значение должно, какие показатели должны быть указаны в столбце 5 таблицы 5 части II к Технического задания аукциона (Максимальное и (или) минимальное значение показателей (конкретное значение показателя устанавливает участник закупки)**** килограммы СМС, описание СМС, техническая характеристика СМС, или в чём упакован СМС почему? Заказчик не установил значение и не дал инструкцию к заполнению этой таблицы, чтобы правильно заполнить эту таблицу, Участниками которые хотят участвовать в данном аукционе.
Прошу Вас исследовать и дать оценку на соответствие Закону о контрактной системе некоторые пункты аукционной документации на "Услуги прачечных по обеспечению потребностей учреждения в чистом и обработанном мягком инвентаре":
Наименование объекта закупки включает в себя выполнение услуг (оказать услуги по стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря) т.е, объектом закупки является оказание услуг по стирке и обработке белья, а не поставка моющих и чистящих средств.
1. Заказчиком не установлены требования к описанию участниками Аукциона используемых при оказании услуг по стирке белья товаров (средств), не установлены соответствующие значения их функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. Таким образом, инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе должна содержать порядок заполнения в отношении всех показателей, установленных документацией о закупке в том числе и к части II к Техническому заданию аукциона, к таблице 5. "Сведения о товарах (материалах), подлежащих использованию в рамках оказания услуг".
2. Заказчиком согласно части II к Техническому заданию аукциона пункта 2. Условия оказания услуг, а также проекта Контракта в пункте 3 Права и обязанности, перечислены все требования, нормативные документы и стандарты, на основание чего Исполнитель должен выполнять услуги, также за ненадлежащие исполнение Заказчиком предусмотрены штрафы, в тоже время Заказчиком устанавливается дополнительное требование на заполнение таблицы 5 части II к Технического задания аукциона, что там должен заполнить Участник аукциона, если все показатели имеются в перечисленных Заказчиком нормативных документах, инструкциях и стандартах.
3. Также Заказчик вводит в заблуждение Участников Аукциона в части заполнения таблицы 5 части II к Технического задания аукциона, а именно:
Заказчиком устанавливаются дополнительные требования в виде бирок, полиэтиленовой упаковке, Заказчик в аукционной документации (техническом задании) сам нарушает требования МУ 3.5.736-99 Технология обработки белья в медицинских учреждениях и Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", а так же в нарушение п.1), п.2) п.3) ч. 1 ст. 33 Федерального Закона 44-ФЗ.
4 |
Упаковка |
материал |
|
Полиэтилен, полипропилен или плотная хлопчатобумажная ткань |
Бирка, содержащая информацию о дате стирки, ассортименте и количестве упакованного белья. |
наличие |
|
- Согласно Инструкции от 7 апреля 1986 года N 121-6/125-5 в главе 1 Сортировка и подготовка белья к стирке, п. 8, п.9
п.9. Текстильные изделия медицинских учреждений, сдаваемые в прачечную, должны быть упакованы в мешки из плотной хлопчатобумажной ткани стандартными кипами, подобранными по ассортименту с определенным числом штук. Масса мешков не должна превышать 10 кг. На каждом текстильном изделии должен быть штамп медицинского учреждения.
- Согласно СанПиН 2.1.3.2630-10. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря в медицинских учреждениях
11. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря.
11.19 Транспортировка чистого белья из прачечной и грязного белья в прачечную должна осуществляться в упакованном виде (в контейнерах) специально выделенным автотранспортом. Перевозка грязного и чистого белья в одной и той же таре не допускается. Стирка тканевой тары (мешков) должна осуществляться одновременно с бельем.
- Согласно МУ 3.5.736-99 "Технология обработки белья в медицинских учреждениях" утвержденных и введенных в действие Главным государственным санитарным врачом РФ от 16.03.1999г.
8. Выдача, транспортирование чистого белья
8.2. Чистое белье выдается на основании накладной, полученной при сдаче белья в стирку.
8.3. Для предотвращения возможного загрязнения чистое белье транспортируется в подразделения, упакованное по 10 кг в чистые холщовые мешки.
- То есть не о каком выставленным Заказчиком требование (Полиэтилен, полипропилен или плотная хлопчатобумажная ткань), речи идти не может так это все идет в разрез установленных же самим Заказчиком требований исполнять услуги по стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря согласно пункта 2 и пункта 3 части II аукционной документации ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на оказание услуг по стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря, где не установлены требования какие установил Заказчик упаковывать белье в полиэтилен, полипропилен или плотную хлопчатобумажную ткань. Согласно вышеупомянутой инструкции Инструкции от 7 апреля 1986 года N 121-6/125-5 в главе 1 Сортировка и подготовка белья к стирке, п.9 и согласно СанПиН 2.1.3.2630-10. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря в медицинских учреждениях п 11. 19., Исполнитель должен выстирать мешки из плотной хлопчатобумажной ткани Заказчика и упаковать в чистые мешки чистое бельё Заказчика, а также согласно МУ 3.5.736-99 "Технология обработки белья в медицинских учреждениях" утвержденных и введенных в действие Главным государственным санитарным врачом РФ от 16.03.1999г. Исполнитель должен для предотвращения возможного загрязнения чистое белье транспортируется в подразделения, упакованное по 10 кг в чистые холщовые мешки.
Для чего тогда выдвинуто дополнительное требование Заказчика к Исполнителю по упаковке?
Заказчик в решении УФАС по ХМАО-Югре N 03/ПА - 6407 опубликованного 30.11.2016 г, объяснил, что инструкцией передача чистого белья в какой именно упаковке не установлена, тогда зачем он устанавливает требования по исполнению всех вышеперечисленных инструкций Исполнителю. Если Исполнитель обязан стирать грязные мешки в каких заказчик упаковал грязное бельё, тогда где в аукционной документации указано стирка грязной тары, ее количество, и сумма этой услуги.
Согласно СанПиН 2.1.3.2630-10. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря в медицинских учреждениях п. 11.19 Транспортировка чистого белья из прачечной и грязного белья в прачечную должна осуществляться в упакованном виде (в контейнерах) специально выделенным автотранспортом. Перевозка грязного и чистого белья в одной и той же таре не допускается. Стирка тканевой тары (мешков) должна осуществляться одновременно с бельем, значит исполнитель обязан стирать тару Заказчика, почему Заказчик не внес это отражения в аукционную документацию, почему нет стирки тары, почему занижена и неправильно отражена сумма начальной цены контракта, где не предусмотрена стирка тары после грязного белья ее количество и сумма.
- Заказчик полностью вводит в заблуждение участников аукциона, для чего? Заказчик обязан прежде чем выставлять какие либо требования выучить все инструкции, и знать что оборот медицинского белья и тары регламентируется(определяется) двумя документами, а именно:
МУ 3.5.736-99 Технология обработки белья в медицинских учреждениях.
4.6. В санитарной комнате белье и спецодежда освобождаются от посторонних предметов и после сортировки упаковываются в мешки из плотной ткани, массой не более 10 кг. При необходимости (инфицированное белье) мешки снаружи дезинфицируются.
8.2. Чистое белье выдается на основании накладной, полученной при сдаче белья в стирку.
8.3. Для предотвращения возможного загрязнения чистое белье транспортируется в подразделения, упакованное по 10 кг в чистые холщовые мешки.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"
11.19 Транспортировка чистого белья из прачечной и грязного белья в прачечную должна осуществляться в упакованном виде (в контейнерах) специально выделенным автотранспортом.
Перевозка грязного и чистого белья в одной и той же таре не допускается. Стирка тканевой тары (мешков) должна осуществляться одновременно с бельем.
- Выставляя дополнительные требования в виде бирок, полиэтиленовой упаковке, Заказчик в аукционной документации (техническом задании) сам нарушает требования МУ 3.5.736-99 Технология обработки белья в медицинских учреждениях и Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность",а значит и Федеральный закон от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Безусловно, данное требование - заполнение таблицы 5, части II аукционной документации ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на оказание услуг по стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря ограничивает количество участников закупки и напрямую предписывает потенциальному исполнителю, каким образом ему необходимо осуществлять свою коммерческую деятельность. Ведь предметом закупки является стирка и обработке белья - услуга, а не в коем случае поставка моющих средств - товар.
Заказчиком пунктом 5. Технического задания выставлено требование: В случае установления в колонке "Максимальное и (или) минимальное значение показателей (конкретное значение показателя устанавливает участник закупки)", требования к конкретному количеству единиц поставки продукции в одной упаковке, участник имеет право предложить иные условия поставки единиц продукции, в одной упаковке, но при условии сохранения общего количества закупаемой продукции".
что не имеет ни какого отношения к услуге по стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря, т.е. предмету электронного аукциона.
Отдельные положения Закона N 44-ФЗ свидетельствуют о допустимости объединения товаров и услуг в рамках предмета одного контракта на основании ч. 16 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 "Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла". Также на основании ч.5 ст. 33 Закона N 44-ФЗ "правила описания объекта закупки" при формировании аукционной документации или экспертных заключений институтов Государственных закупок, контролирующих органов.
Однако, Заказчик в аукционной документации не делает ссылку на наличие у него экспертного заключения, на правильность оформления аукционной документации, названия (выбора) объекта закупки, где предусматривается оказание услуг и поставку товаров.
Кроме того, оказание данных услуг регламентируется гостами, СанПиНами и инструкциями, которыми и руководствуется Заказчик. Если у Заказчика возникнут претензии к качеству услуг, то он вправе сослаться на данные руководящие документы и потребовать от Исполнителя их соблюдения. Причем тогда здесь конкретные моющие средства и упаковка. Это не взаимосвязанные вещи!!!
В соответствии п. 1 части 1 статьи 64, Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1. Наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1), п.2) п.3) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупе должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Конкурсная документация может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
2. В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
3. Согласно пп. б п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Заказчиком, в пункте 22 Аукционной документации установлены требования к содержанию и составу к первой части заявки на участие в электронном аукционе следующие сведения: конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" настоящей документации, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Вместе с тем, положения Закона о контрактной системе не обязывают участника закупки предоставлять в составе заявки информацию о месте происхождения товара или наименовании производителя товара.
Следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, выраженное в установлении требований к участникам не в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
ООО "Фабрика Кристалл" считает, что Заказчиком, при составлении аукционной документации, допущены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 3 ст. 33, пункта 1, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части установления требований Заказчиком к наличию у него материальных, финансовых и других ресурсов, для производства товара, поставка которого является предметом контракта, а так же требований не относящихся к объекту закупки. Указанное нарушение ущемляют права потенциальных участников аукциона и ограничивает количество участников Закупки.
А так же, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст 17 ФЗ "О защите конкуренции", при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещается действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или несколькими участниками торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений_
Тем самым создаются условия, заранее определяющие преимущества для одних участников закупки перед другими. Что само по себе недопустимо и, по нашему мнению, является явным нарушением действующего законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок.
Таким образом, конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" настоящей документации, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, изложенное в пункте 22 Аукционной документации - к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо исключить из первой части заявки.
В части II Технического задания на оказание услуг по стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря должна быть исключена из технического задания Таблица 5. Сведения о товарах (материалах), подлежащих использованию в рамках оказания услуг.
Письменные возражения Заказчика сводятся к тому, что документация электронного аукциона соответствует законодательству о контрактной системе.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила следующее.
Предметом закупки является оказание услуг по стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 22 раздела 1 аукционной документации установлены аналогичные требования.
Согласно пунктам 1.1., 1.2. проекта контракта:
1.1. Исполнитель обязуется своевременно на условиях Контракта оказать услуги по стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря (далее по тексту - услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить их.
1.2. Состав и объем услуг определяется в Техническом задании (Приложение N1).
Техническим заданием Заказчик определил свою потребность в стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря и указал сведения о товарах (материалах), подлежащих использованию в рамках оказания услуг.
Указанная потребность Заказчика согласуется с требованиями подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, согласно которой, участнику в первой части заявки необходимо предоставить согласие, а также конкретные показатели используемого товара.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей Заказчика, не запрещает формировать техническое задание с указанием сведений о товарах (материалах), подлежащих использованию в рамках оказания услуг и не свидетельствует об объединении в один лот товаров и услуг, ведущих к ограничению количества участников.
Пунктом 24 раздела 1 аукционной документации утверждена Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, которая содержит указание на заполнение показателей при использовании Заказчиком союзов "или", "либо".
По доводам Заявителя относительно "дополнительных требований в виде бирок, полиэтиленовой упаковки", несоответствующих требованиям МУ 3.5.736-99 Технология обработки белья в медицинских учреждениях и СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", Комиссия Управления отмечает следующее.
Пункт 11.19 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" указывает, что транспортировка чистого белья из прачечной и грязного белья в прачечную должна осуществляться в упакованном виде (в контейнерах) специально выделенным автотранспортом. Перевозка грязного и чистого белья в одной и той же таре не допускается. Стирка тканевой тары (мешков) должна осуществляться одновременно с бельем.
Пункты 4.6., 8.1.-8.5. МУ 3.5.736-99 Технология обработки белья в медицинских учреждениях говорят о том, что:
4.6. В санитарной комнате белье и спецодежда освобождаются от посторонних предметов и после сортировки упаковываются в мешки из плотной ткани, массой не более 10 кг. При необходимости (инфицированное белье) мешки снаружи дезинфицируются.
8.1. Выдача белья в отделения производится в установленном порядке по утвержденному в медицинском учреждении графику.
8.2. Чистое белье выдается на основании накладной, полученной при сдаче белья в стирку.
8.3. Для предотвращения возможного загрязнения чистое белье транспортируется в подразделения, упакованное по 10 кг в чистые холщовые мешки.
8.4. Автотранспорт, специальные тележки и другое оборудование, предназначенное для транспортирования чистого белья в подразделения, подвергается предварительной дезинфекционной обработке.
8.5. В отделениях, в помещении для хранения чистого белья, мешки снимают, а белье размещают на стеллажах. Выдается белье сестрой-хозяйкой по мере надобности.
Таким образом, МУ 3.5.736-99 Технология обработки белья в медицинских учреждениях и СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" не устанавливают обязательность упаковки чистого белья в тканевую тару (мешки) и не регламентируют порядок передачи Заказчику белья после стирки и стирки с глажением.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В силу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из материалов дела и информации предоставленной сторонами, а также информации размещенной в единой информационной системе следует, что запросы о даче разъяснений положений документации о таком аукционе на адрес электронной площадки не поступали.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе уполномочен давать Заказчик, а не антимонопольный орган.
Таким образом, в случае наличия у участника закупки вопросов или непонимания положений документации о закупке, участнику закупки необходимо обращаться на адрес электронной площадки с запросом о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
В соответствии с частью 1 статьи 99 Закона о контрактной системе и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
При этом согласно пункту 1 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, контроль соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок, осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В связи с тем, учитывая, что контроль в отношении обоснования закупок осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, не рассматривается Комиссией Управления.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Фабрика Кристалл" от 02.12.2016 N1974-ж на действия Заказчика - БУ "Сургутская городская клиническая больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по стирке, сушке, химической чистке, глажению инвентаря (извещение N0387200029416000068) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 9 декабря 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2016