Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 23 ноября 2016 г. N 1660-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" Новоуральского городского округа -
- в отсутствии заявителя в лице ООО "РегионТехноСтрой", уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "РегионТехноСтрой" (125368, г. Москва, ул. Барышиха, д. 17, оф. 1М) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" Новоуральского городского округа (624132, Свердловская обл., г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 7/2), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Жилой дом по ул. Совхозная, 6/1 с. Тарасково", с разработкой рабочей документации (извещение N 0362300162116000052), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "РегионТехноСтрой" (вх. N 01-18454 от 16.11.2016г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" Новоуральского городского округа, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Жилой дом по ул.Совхозная, 6/1 с.Тарасково", с разработкой рабочей документации (извещение N0362300162116000052) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что положения аукционной документации содержат нарушения Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заявителя с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
31 октября 2016г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0362300162116000052 и документация об аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 32 978 020,00 рублей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в главе 4 "Описание объекта закупки. Техническое задание аукциона" в приложении 2 к данной главе предусмотрен перечень основных используемых материалов, сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме, в том числе:
N п/п |
Наименование товара, оборудования |
Технические характеристики с требуемыми значениями |
6 |
Плита теплозвукоизоляционная из экструдированного пенополистирола |
Должна быть предназначена для теплоизоляции фундаментов и подвалов; должна быть с антипиреном или без него; толщина плиты должна быть не более 80 мм; размер плиты: длина, ширина должны быть не более 1200 мм; водопоглощение: за 24 часа, за 28 суток должно быть не более 0,5 % по объёму; прочность на сжатие при 10% линейной деформации должна быть не менее 0,18 МПа; группа горючести должна быть Г3 или Г4; коэффициент теплопроводности при (25 |
29 |
Элемент обрешётки ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 18288-87 |
должен быть изготовлен из хвойных пород дерева; должен использоваться для строительства элементов несущих конструкций; влажность должна быть не более 22%; сорт древесины должен быть 1, 2 или 3; ширина должна быть не более 100 мм; толщина должна быть не более 50 мм; номинальный размер длины должен быть не менее 1м. |
62 |
Уравнитель электрических потенциалов (в комплекте) ГОСТ 23695-94, |
Должен быть изготовлен из круглой стальной проволоки; должен быть в комплекте с крепежными изделиями; площадь поперечного сечения должна быть не менее 24 мм2; масса 1 м должна быть не более 0,222 кг. |
73 |
Камень бортовой |
Камень бортовой должен быть изготовлен из тяжелого или мелкозернистого бетона; длина должна быть не менее 1000 мм; ширина должна быть более 150 миллиметров; высота должна быть менее 450 миллиметров; класс бетона по прочности должен быть не менее чем В22,5; масса должна быть более 0,1 т; марка бетона по морозостойкости должна быть более F100; расход бетона должен быть не более 0,126 м3; должен иметь арматурные изделия сетки и(или) петли и(или) стержни; расход стали на арматурные изделия для камня не менее 0,16 кг; |
78 |
Доска обрезная ГОСТ 24454-80, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 18288-87 |
должна быть изготовлена хвойных пород дерева; должна использоваться для строительства элементов несущих конструкций; влажность должна быть не более 22%; по качеству древесины и обработки должна относиться к отборному, 1, 2, 3 или 4 сорту; толщина должна быть не более 100мм; ширина должна быть не менее 200 мм; номинальный размер длины должен быть не менее 1м. |
87 |
Брусок обрезной ГОСТ 24454-80, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 18288-87 |
Должен быть изготовлен из хвойных пород дерева; должен использоваться для строительства элементов несущих конструкций; должен быть 1,2,3 или 4 сорта; влажность должна быть не более 22%; размеры: толщина, ширина должны быть менее 125мм; номинальный размер длины должен быть не менее 1м. |
106 |
Гайка ГОСТ 5915-70, ГОСТ Р ИСО-4759-1-2009, ГОСТ 24705-2004 |
Должна иметь номинальный диаметр резьбы не более 20 мм; уровень точности резьбы гайки/высоты гайки должен быть точный или грубый; шаг резьбы должен быть крупный менее 2,5 мм; размер "под ключ" должен быть более 5 мм менее 21 мм; высота должна быть более 2 мм; диаметр описанной окружности должен быть не менее 7,5 мм; теоретическая масса 1000 штук гаек должна быть более 1,440 кг; внутренний диаметр резьбы должен быть более 7,459 мм; гайка должна иметь цинковое покрытие. |
По поз. 73 "Камень бортовой ГОСТ 6665-91" заказчиком установлено требование к габаритным размерам камня, вместе с тем, согласно инструкции заказчика (гл. 2.1 аукционной документации) при указании используемых для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальных и (или) минимальных значений таких показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, заказчиком используются такие слова (словосочетания) как: при указании минимальных значений: "не менее", "не менее ", "не превышает
", "не ранее" при этом минимальным значением является нижняя граница указанного значения; числовое значение, сопровождаемое словом "более", "выше", "более
" означает, что минимальным значением данного показателя является наибольшее значение, следующее за указанным, не включая самого указанного значения. При указании максимальных значений: "не более", "не более
" при этом максимальным значением является верхняя граница указанного значения; числовое значение, сопровождаемое словом "менее", "ниже", "менее
" означает, что максимальным значением данного показателя является наименьшее значение, следующее за указанным, не включая самого указанного значения.
Согласно Таблице 8 ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" установлены показатели материалоемкости, а именно:
|
|
|
|
Марка камня |
Расход материалов |
||
|
Бетон, м |
Сталь, кг |
|
|
|
на камень |
на 1 м бетона |
БР100.30.15
|
0,043 |
- |
- |
БР100.30.18
|
0,052 |
- |
- |
БР300.30.15
|
0,126 |
4,85 |
38,49 |
Вместе с тем п. 1.2.6 ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" марка камня состоит из буквенно-цифровых групп, разделенных тире.
Первая группа содержит обозначение типа камня, длину, высоту и ширину камня в сантиметрах (пример - БР100.30.18).
Таким образом, исходя из совокупности требований инструкции по заполнению первой части заявки участника, технического задания и ГОСТ 665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" необходимо указать показатель "длины" 180 мм (согласно инструкции показатель 150 мм не может быть указан, а показатель больший 150 мм и соответствующий ГОСТ является только 180мм). Вместе с тем заказчиком в техническом задании установлен расход бетона (показатель материалоемкости) - "не более 0,126м3". Однако, согласно ГОСТ 665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" показателем, соответствующим габаритам заказчика - длина 100см, высота - 30см и ширина - 18см соответствует только значение показателя, равное 0,52 м3. При этом значение, содержащееся в техническом задании, позволяет участникам закупки указать в своих заявках значения показателей, которые противоречат требованиям ГОСТ, но в свою очередь соответствуют требованиям документации об аукционе.
Заказчиком в нарушении п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено значение показателя "расхода бетона (показатель материалоемкости)" не соответствующее ГОСТ 665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия", вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет подать заявку.
По поз. 62 "Уравнитель электрических потенциалов (в комплекте)" заказчиком установлено соответствие ГОСТ 23695-94 "Приборы санитарно-технические стальные эмалированные. Технические условия" и ГОСТ 7417-75 "Саль калиброванная круглая. Сортамент".
По мнению заявителя ГОСТ 23695-94 "Приборы санитарно-технические стальные эмалированные. Технические условия" не распространяет своего действия на уравнители электрических потенциалов.
Однако согласно п. 4.2.17 ГОСТ 23695-94 "Приборы санитарно-технические стальные эмалированные. Технические условия" установлено, что ванны и поддоны должны иметь уравнитель электрических потенциалов (для соединения с металлической водопроводной трубой). Длину проводника уравнителя электрических потенциалов указывают при заказе, при отсутствии указаний проводник изготовляют длиной 1000 мм.
Так же в приложении В (обязательное) "Уравнитель электрических потенциалов между корпусом ванны и водопроводной трубой" установлены в таблице В1 требования к деталям уравнителя. В связи с чем довод заявителя не находит своего подтверждения.
По поз. 6 "Плита теплозвукоизоляционная из экструдированного пенополистирола" заказчиком установлен показатель "коэффициент теплопроводности при (255)С°", значение которого должно быть "не менее 0,30 Вт/(м·К)".
Вместе с тем инструкцией предусмотрено, что в случае несоответствия единиц измерения показателей, указанных в Приложении N 2 к Техническому заданию значениям показателей, установленным в ГОСТе, СП, Типовой серии (указанным в этом товаре), участнику необходимо руководствоваться единицами измерения, величиной показателя в соответствии с указанными в ГОСТе, СП, Типовой серии. Таким образом, довод заявителя не находит своего подтверждения.
По поз. 106 "Гайка" заказчиком предусмотрена совокупность требований: "теоретическая масса 1000 штук гаек должна быть более 1,440 кг" и "гайка должна иметь цинковое покрытие". Вместе с тем ГОСТом 5915-70 "Гайки шестигранные. Класс точности В. Конструкция и размеры" предусмотрены значения теоретической массы 1000 штук гаек в зависимости от номинального диаметра резьбы гайки. При это как изменится масса 1000 штук гаек в случае, если гайку будут иметь цинковое покрытие - не известно.
Вместе с тем инструкцией установлено, что в случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам допускается предоставлять конкретные значения, либо ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует".
Таким образом, установление показателя "теоретической массы 1000 штук гаек" по поз. 106 "Гайки" в совокупности с положениями инструкции не нарушают прав участников, так как позволяют указать конкретные значения, либо ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует".
Вместе с тем Комиссией УФАС Свердловской области в рамках проведения внеплановой проверки установлено:
По поз. 106 "Гайка" установлено значение показателей "уровень точности резьбы гайки/высоты гайки", которые должны быть точный или грубый. Инструкцией по заполнению заявки предусмотрено, что знак "/" между двумя значениями показателей (за исключением фразы "и/или" и использование знака "/" в единицах измерения, например, "кгс/см2", "м2°С/Вт", "кг/м3", а также в размере присоединения (обозначение диаметра), марке битума, дробных числах и т.п.) приравнивается к разделительному союзу "и" и означает, что участник аукциона должен дать по каждому показателю конкретное значение. Знак "," между перечислением нескольких значений с указанием в последнем значении союза "или" или "либо", приравнивается к союзу "или" и означает, что участник аукциона должен предложить одно конкретное значение из перечисленных.
Таким образом, исходя из требований инструкции заказчик по двум показателя, а именно: "уровень точности резьбы гайки" и "уровень точности высоты гайки" должен выбрать и указать значение показателя, а именно - точный или грубый.
Вместе с тем ГОСТом 5915-70 "Гайки шестигранные. Класс точности В. Конструкция и размеры" предусмотрено, что для шестигранных гаек класса точности В (которые требуются заказчику) уровень точности резьбы гайки предусмотрена только "точный", а уровень точности высоты гайки только "грубый". При этом значение, содержащееся в техническом задании, позволяет участникам закупки указать в своих заявках значения показателей, которые противоречат требованиям ГОСТ, но в свою очередь соответствуют требованиям документации об аукционе.
Таким образом, описание объекта закупки по поз. 106 "Гайка" в части установление значений показателей "уровень точности резьбы гайки/высоты гайки - точный или грубый" установлено в нарушение п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
По поз. 29 "Элемент обрешетки", поз. 78 "Доска обрезная", п. 87 "Брусок обрезной" установлены следующие характеристики: "влажность должна быть не более 22%; ширина должна быть не более 100 мм; толщина должна быть не более 50 мм; номинальный размер длины должен быть не менее 1м.", "влажность должна быть не более 22%; толщина должна быть не более 100мм; ширина должна быть не менее 200 мм; номинальный размер длины должен быть не менее 1м." и "влажность должна быть не более 22%; размеры: толщина, ширина должны быть менее 125мм; номинальный размер длины должен быть не менее 1м." соответственно.
При этом ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры" предусмотрены различные номинальные размеры толщины и ширины, при это в п. 5 данного ГОСТ указано, что номинальные размеры пиломатериалов по толщине и ширине установлены для древесины влажностью 20 %. При влажности древесины более или менее 20 % фактическое размеры толщины и ширины должны быть более или менее номинальных размеров на соответствующую величину усушки по ГОСТ 6782.1.
Таким образом, заказчиком установлено значение показателя влажности "не более 22%", позволяющее участникам закупки указать в своих заявках значения показателя, которое противоречат требованиям ГОСТ, но в свою очередь соответствуют требованиям документации об аукционе, что нарушает п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
За утверждение аукционной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Так же Комиссией УФАС Свердловской области установлено, что 21 ноября 2016г. аукционной комиссией была проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, по ее итогам составлен протокол N0362300162116000052-1, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии. В соответствии с указанным протоколом поступило 8 заявок от участников закупки. Участники закупки, заявкам которых присвоены порядковые номера 1,2 были допущены до участия в аукционе. Участники закупки, заявкам которых присвоены порядковые номера 3,4,5,6,7,8 были признаны не соответствующими требованиям аукционной документации.
В соответствии с указанным протоколом заявки участников закупки с порядковыми номерами 3,4,5,7,8 признаны не соответствующими требованиям аукционной документации в том числе на основании не предоставления информации, предусмотренной 3 статьи 66 ФЗ N 44 -ФЗ, а именно в сведениях участника закупки не указан конкретный показатель товара, предусмотренных п.29,78,87,106 техническим заданием Аукционной документации.
Таким образом, выявленные нарушения повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "РегионТехноСтрой" признать обоснованной в части описания объекта закупки в нарушение Закона о контрактной системе по поз. 73.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" Новоуральского городского округа, выявлено нарушение п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" Новоуральского городского округа, его аукционной комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному на принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за составление аукционной документации на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8марта,5/Химиков,3, 4 этаж с документами, удостоверяющими личность, полномочия на утверждение документации N 0362300162116000052, объяснением по факту выявленного нарушения 12 января 2017г. в 11-00.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ 1660-З
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 23.11.2016г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
на основании решения 1660-З от 23.11.2016г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" Новоуральского городского округа в срок до 29 декабря 2016 года устранить нарушение Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки (извещение N 0362300162116000052), внесения изменений в аукционную документацию в части устранения нарушений, установленных решением N 1660-З от 23.11.2016г., продления сроков подачи заявок и завершить процедуру закупки в соответствии требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" Новоуральского городского в срок до 11 января 2017 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 23 ноября 2016 г. N 1660-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2016