Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 12 декабря 2016 г. N 05-250-16
резолютивная часть решения объявлена 12.12.2016г.
в полном объеме решение изготовлено 14.12.2016г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
,
в отсутствии Общества с ограниченной ответственностью "ЭНТОС ПЛЮС" (далее - ООО "ЭНТОС ПЛЮС", заявитель), надлежащим образом извещенного о дате и месте рассмотрения жалобы уведомлением N05/3940 от 07.12.2016г.;
при участии:
от Управления дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - заказчик) , действующего на основании доверенности N39-09/967 от 13.07.2016г., , действующей на основании доверенности N39-09/1730 от 09.12.2016г.,
рассмотрев жалобу ООО "ЭНТОС ПЛЮС" на действия заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0104200000516000031 "Выполнение работ по нормативному содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них по Прохладненскому муниципальному району для нужд Кабардино-Балкарской Республики" (далее - аукцион), руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР поступила жалоба ООО "ЭНТОС ПЛЮС" на действия заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе заявителя, документация об аукционе утверждена с нарушением требований Закона о контрактной системе, в частности, в проекте государственного контракта неправомерно установлено требование, что срок действия банковской гарантии, предоставление которой выбирается участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, если иные положения документации об аукционе не дают возможности установить конкретный минимальный срок банковской гарантии, а также в требовании к товарам, используемым при выполнении работ, помимо функциональных, технических, качественных характеристик объекта закупки, содержатся показатели характеристик объекта закупки, которые можно узнать при испытании определенной партии товара после его производства, вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки. Соответствующие требования заказчика, установленные в требовании к товарам, используемым при выполнении работ, по позициям "Щебень", "ПГМ", "Бетон", "Портландцемент", "Битум", по мнению заявителя, содержат признаки ограничения конкуренции.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу; провести внеплановую проверку; выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе; привлечь ответственных должностных лиц к административной ответственности.
На рассмотрение жалобы, состоявшемся 12 декабря 2016 года, представители заказчика пояснили, что документация об аукционе была разработана в строгом соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Также поясняется, что требование о порядке предоставления обеспечения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки, в информационной карте в разделе "Размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления такого обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта" документации об аукционе, кроме того, представители заказчика обращают внимание на то, что в пункте 11.1 проекта государственного контракта указано, что настоящий контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 30 апреля 2017 года. Таким образом, при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки представляется возможность самостоятельно выбрать срок действия банковской гарантии с учетом срока действия государственного контракта, что соответствует требованиям части 8 статьи 42, пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, представители заказчика пояснили, что при определении характеристик товаров, используемых при выполнении работ, заказчиком были указаны показатели, необходимые для обеспечения качества выполняемых работ по нормативному содержанию автодорог в зимний период, в частности, позиция "Щебень" используется для ликвидации ям и выбоин методом полупропитки, указание в документации об аукционе только фракционного состава не обеспечит поставку товара, удовлетворяющего потребностям заказчика для проведения данного вида работ; по позиции "ПГМ" зерновой состав ПСС устанавливается заказчиком в целях исключения использования подрядчиком ПСС крупной фракции для предотвращения выброса крупной фракции из-под колес движущихся транспортных средств, который может привести к повреждению следом двигающегося транспорта, а установленные нормы на содержание химических ПГМ, в частности, соли, связано с обеспечением таяния снежного покрова (предупреждения гололеда); по позиции "Бетон" показатель проектной марки бетона задан для обеспечения устойчивости устанавливаемых дорожных знаков, показатель "плотность" указывает на пористость бетона, которая сопряжена с водонепроницаемостью, что обеспечивает, в свою очередь, морозостойкость бетона (особенно в зимний период). Характеристики щебня, являющегося основным компонентом бетона, установлены для обеспечения прочности бетона, а показатели "раствороотделение" и "водоотделение" для обеспечения уплотнения бетонной смеси; по позиции "Портландцемент" установлены характеристики, влияющие на активность цемента при проведении бетонных работ, что сопряжено с погодными условиями в зимний период; по позиции "Битум" указано 2 марки, которые можно применять при выполнении данного вида работ, то есть заказчиком указаны те характеристики товара, которые необходимы для заделки выбоин и ям. Например, температура самовоспламенения битума указана для предотвращения воспламенения битума при проведении работ; установление значений температуры хрупкости и растяжимости при 0° вызвано необходимостью проведения работ в зимний период. В требованиях к товару "Битум" указаны лишь те требования к характеристикам товара, которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика и установлены требованиям ГОСТ33133-2014. При этом, излишних характеристик, не соответствующих данному ГОСТу, в "Требованиях к товару" по битуму не установлено.
Указание таких характеристик по товарам, по мнению представителей заказчика, является для потенциальных подрядчиков возможностью просчитать и оценить свои предполагаемые затраты на приобретение товаров, характеристики которых достаточно подробно детализированы заказчиком.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "ЭНТОС ПЛЮС", выслушав представителя заказчика, проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:
17.11.2016г. 15:59ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0104200000516000031 "Выполнение работ по нормативному содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них по Прохладненскому муниципальному району для нужд Кабардино-Балкарской Республики" (извещение о проведении электронного аукциона - 17.11.2016г. 15:59ч.) для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 8 085 106, 78 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 17.11.2016г. 15:59ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 05.12.2016 08:00г.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 05.12.2016г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 08.12.2016г.
На участие в аукционе было подано 11 заявок, из которых две заявки были отозваны до окончания срока подачи заявок; в результате рассмотрения первых частей заявок 9 заявок допущены на участие в аукционе.
В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению.
В силу пункта 8 части 1 статьи 64 Закона N44-ФЗ документация об аукционе должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
На основании части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе, размещенные заказчиком в единой информационной системе, содержат условие о сроке действия банковской гарантии, а именно, с указанием того, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, как это предусмотрел законодатель.
Кроме того, в силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Более того, заказчики при утверждении документации об аукционе, в последующем размещении в единой информационной системе не обязаны указывать срок действия банковской гарантии в проекте государственного контракта, так как данное условие не содержится в статье 34 Закона о контрактной системе и не является существенным условием государственного контракта.
В рамках пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В требовании к материалам, используемым при выполнении работ, документации об аукционе по позициям "Щебень", "Битум", "Бетон" предусмотрены: "Потеря массы при испытании, % не более 25"; "Температура вспышки не ниже +230°С"; "Осадка конуса 1см - 15см.".
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России, исследовав документацию об аукционе, приходит к выводу, что документация об аукционе, а именно, позиции "Щебень", "Битум", "Бетон" требования к материалам, используемым при выполнении работ, документации об аукционе содержат помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, требования к описанию показателей товара, получаемые при проведении лабораторных испытаний, а также при изготовлении материала (товара). Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
При установлении в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Показатели, предусмотренные в требовании к материалам, используемым при выполнении работ, документации об аукционе по позициям "Щебень", "Битум", "Бетон" становятся известными в процессе изготовления товара (материала).
Но вместе с тем, Комиссией установлено, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты аукциона, так как по вышеуказанным позициям требования к материалам, используемым при выполнении работ, никто не был отклонен, кроме того, все поданные заявки были допущены на участие в аукционе, что подтверждается протоколом рассмотрения первых частей заявок, обеспечив тем самым соблюдение основополагающего принципа Закона о контрактной системе, принципа обеспечения конкуренции, закрепленного в статье 8 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ЭНТОС ПЛЮС" обоснованной в части.
2.Признать в действиях Управления дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики нарушения части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.В связи с тем, что выявленные нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не повлияли не могли повлиять и не могли повлиять на результаты аукциона, предписание не выдавать.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 12 декабря 2016 г. N 05-250-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2016