Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 9 декабря 2016 г. N 239-ВП/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании поступившей в адрес Челябинского УФАС России информации о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг по транспортированию и размещению медицинских отходов класса А (твердых бытовых отходов, класс опасности-IV) из объектов "ГБ N 2 г. Миасс" (извещение N 0869200000216001308) (далее - аукцион), в присутствии:
- представителя ГКУ Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения", действующего на основании доверенности N 3 от 06.06.2016,
- представителя ООО "ЭКО-СЕРВИС", действующего на основании доверенности от 11.10.2016,
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 2 г. Миасс", действующего на основании доверенности от 04.05.2016,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила информация о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона (далее - аукционы).
Согласно представленным документам 21.10.2016 ГКУ Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступило Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N 2 г. Миасс"
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону - 1 012 897, 02 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 31.10.2016 в 10:00.
На момент проведения внеплановой проверки контракт N 1286 от 18.11.2016 заключены с ИП Нестеровым И.В.
В обращении заявителя указано, что в документации о закупке неправомерно не установлено требование о необходимости наличия лицензии на осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, тогда как медицинские отходы подлежаит лицензированию, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Представители заказчика и уполномоченного учреждения с доводами обращения не согласились, представили письменные пояснения и указали, что согласно Закону об отходах производства и потребления медицинские отходы не подлежат лицензированию, в том числе отходы класса "А", в связи с чем наличие соответствующей лицензии для оказания услуг не требуется.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
Как следует из документации об аукционе предметом закупки является оказание услуг по транспортированию и размещению медицинских отходов класса А (твердых бытовых отходов, класс опасности-IV) из объектов "ГБ N 2 г. Миасс".
В соответствии с подпунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Отношения в области обращения с отходами I - IV классов опасности регламентируются Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах производства и потребления), который в том числе определяет критерии, позволяющие отнести отходы к тому или иному классу опасности в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона.
Вместе с тем, как указано в части 2 статьи 2 Закона об отходах производства и потребления отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Так, с учетом указанного положения Закона об отходах производства и потребления порядок обращения с медицинскими отходами (сбор, временное хранение, обеззараживание, обезвреживание, транспортирование) регламентирован СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 года N 163 (далее - СанПиН).
СанПиН регулирует отношения, возникающие в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и прав на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, и устанавливает гигиенические требования и критерии по определению класса опасности в целях предотвращения вредного воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Тогда как, Закон об отходах производства и потребления определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Так, санитарные правила устанавливают критерии опасности отходов по отношению к санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, а Закон об отходах производства и потребления и нормативно-правовые акты, принятые в целях реализации указанного Закона, устанавливают критерии опасности для окружающей природной среды.
С учетом изложенного, СанПиН и Закон об отходах производства и потребления имеют различный предмет регулирования и направлены на разные сферы применения, в том числе в части установления классификации отходов.
Следует отметить, что Закон об отходах производства и потребления содержит императивное требование, не допускающее расширительного толкования, в соответствии с которым деятельность по обращению с медицинскими отходами, независимо от их класса опасности, не относится к предмету правового регулирования указанного Закона.
Согласно пункту 2.1 СанПиН отходы класса А - это эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам, то есть медицинские отходы, на которые не распространяется действие Закона об отходах производства и потребления.
Кроме того, в пункте 1.2 СанПиН указано, что отходы, образующиеся в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур являются медицинскими отходами.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
При этом, в пункте 1.2 СанПиН указано, что к отходам класса А (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТБО) относятся отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными. Канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства. Смет от уборки территории и так далее. Пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических.
С учетом указанных положений законодательства об охране здоровья граждан, следует, что твердые коммунальные отходы, образованные в медицинской организации, относятся к медицинским отходам класса "А".
При этом, из пункта 7.2 СанПиН следует, что при транспортировании отходов класса А разрешается применение транспорта, используемого для перевозки твердых бытовых отходов.
Таким образом, анализ действующего законодательства в сфере обращения с медицинскими отходами позволяет сделать вывод, о том, что медицинские отходы класса "А", к которым относятся твердые коммунальные отходы, не регулируются Законом об отходах производства и потребления, а, следовательно, деятельность по обращению с медицинскими отходами, независимо от класса опасности, не подлежит лицензированию.
При этом, позиция антимонопольного органа подтверждается мнением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (письмо исх. 05/21-19180 от 05.12.2016) и Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области (письмо исх. 8421 от 02.12.2016).
Таким образом, наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в связи с тем, что объектом закупки являются услуги по обращению с медицинскими отходами класса "А", не требуется. Таким образом, действия заказчика соответствуют пункту 1 части 1, части 5 статьи 31, пункту 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 2 статьи 42, пункту 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении о закупке, документации об аукционе и проекте контракта, являющемся неотъемлемо частью документации об аукционе, должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика.
Таким образом, документация, извещение об аукционе и проект контракта должны содержать единообразные и непротиворечивые условия исполнения контракта, в том числе в части определения предмета контракта.
В извещении о проведении закупки указано, что объектом закупки является оказание услуг по транспортированию и размещению медицинских отходов класса А (твердых бытовых отходов, класс опасности-IV) из объектов "ГБ N 2 г. Миасс".
В пункте 2.1 информационной карты, пункте 1.2 проекта контракта предмет контракта определен как транспортировка и размещение медицинских отходов класса "А".
Таким образом, в извещении и документации о закупке указаны противоречивые условия исполнения контракта в части определения предмета контракта, в нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в пункте 5.2.5 проекта контракта указан Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (с изменениями и дополнениями) "О лицензировании отдельных видов деятельности", который не относится к сфере регулирования медицинских отходов, что свидетельствует о необоснованности включения указанного нормативного правового акта в проект контракта.
Таким образом, допущенное заказчиком нарушение привело к тому, что в контракт N 1286 от 18.11.2016 на оказание услуг по транспортированию и размещению медицинских отходов класса А заключен не на условиях извещения о закупке, что не соответствует части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с тем, что на момент проведения внеплановой проверки контракты заключены.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.С. Урванцева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 9 декабря 2016 г. N 239-ВП/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2016