Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 декабря 2016 г. N 881-ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "НЕЙРОНЕК" на действия заказчика, аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку компьютерной техники для нужд Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска (извещение N 0169300000116005976) (далее - Аукцион), в присутствии:
- представителя Управления муниципального заказа Администрации города Челябинска (далее - Уполномоченный орган), действующего на основании доверенности от 29.01.2016 N 4;
- представителей ГУАиГ (далее - Заказчик), действующих на основании доверенностей от 07.09.2016, 08.12.2016;
- представителей ООО "НЕЙРОНЕК" (далее - Заявитель, Общество, Участник закупки), действующих на основании доверенностей от 12.12.2016,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 05.12.2016 поступила жалоба ООО "НЕЙРОНЕК" на действия заказчика, аукционной комиссии при проведении рассматриваемого Аукциона, объявленного Уполномоченным органом и Заказчиком путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru 11.11.2016 извещения о проведении Аукциона и документации об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 905 675 рублей 00 копеек.
Контракт по результатам Аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно доводам обращения, решением аукционной комиссии заявки участников закупки неправомерно допущены к участию в Аукционе в связи с несоответствием требованиям аукционной документации, а также Заказчиком неправомерно применен к Обществу Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155).
Представители Уполномоченного органа и Заказчика с доводами Заявителя обращения не согласились, пояснили, что действия ГУАиГ, аукционной комиссии соответствуют требованиям документации об Аукционе, положениям частей 1, 3 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "НЕЙРОНЕК", проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Как установлено материалами дела, Заказчиком осуществляется закупка компьютерной техники, отнесенной к коду ОКПД2 26.20.14.000 - Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных.
В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП N 968) для целей осуществления закупок отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территории Российской Федерации;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
Из пункта 7 ПП N 968 следует, что для подтверждения признания отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в заявке (окончательном предложении), в которой содержится предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, должна быть представлена копия одного из следующих документов:
а) специальный инвестиционный контракт в случае, установленном подпунктом "а" пункта 6 ПП N 968;
б) подтверждение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации производства на территории Российской Федерации предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радиоэлектронной продукции, в случае, установленном подпунктом "б" пункта 6 ПП N 968;
в) выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии) в случае, установленном подпунктом "в" пункта 6 ПП N 968;
г) сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом "г" пункта 6 ПП N 968.
Исходя из сведений, указанных в протоколе рассмотрения первых частей заявок от 21.11.2016 года на участие в закупке поступило 10 заявок. Заявка с порядковым номером 4 отклонена в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе. Остальные заявки признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям документации о закупке.
Согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 24.11.2016 в Аукционе участвовало 6 участников закупки, все участники признаны соответствующими требованиям аукционной документации, извещения о проведении Аукциона, победителем признано заявка ООО "НЕЙРОНЕК" с порядковым номером 6 с ценой контракта 726 358 рублей 10 копеек.
Из материалов дела следует, что участниками закупки в составе заявок не представлены документы, предусмотренные пунктом 7 ПП N 968, в связи с чем, положения указанного Постановления не могут быть применены Заказчиком.
В соответствии с пунктом 4 ПП N 968 в случае если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные Министерством экономического развития Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Приказа Приказ МЭР N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящего приказа в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза
Из пункта 7 Приказ МЭР N 155 следует, что при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Компьютеры и периферийное оборудование относятся к коду ОКПД - 26.20, который включен в Приказ МЭР N 155.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом в соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63, частью 1 статьи 64, частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, Приказом МЭР N 155 в извещении о проведении Аукциона, в документации об Аукционе в разделе "преимущества" установлено положение о том, что участникам Аукциона, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов ЕАЭС предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 % в случаях, предусмотренных Приказом МЭР N 155.
Следует отметить, что Приказ МЭР N 155 не устанавливает требований о представлении участниками закупки документов, подтверждающих страну происхождения товара.
Согласно пункту 9 Приказа МЭР N 155 для целей реализации настоящего приказа рекомендуется устанавливать в документации о закупке требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательном предложении страны происхождения поставляемого товара.
Из материалов дела, следует, что все участники закупки продекларировали страну происхождения товара (заявка 1 - Китай, заявка 2 - Россия, заявка 3 - КНР, Россия, заявка 4 - Китай, Россия, заявка 5 - Китай, заявка 6 - Китай, заявка 7 - Китай, Россия, заявка 8 - Россия, Китай, заявка 9 - Россия, Китай, заявка 10 - Китай, Россия), в связи с чем у аукционной комиссии отсутствовали основания для признания участников закупки несоответствующими требованиям аукционной документации.
В заявке Общества содержится информация о стране происхождения товара - Китай, на основании чего, Заказчиком в соответствии с пунктом 7 Приказа МЭР N 155 направлен проект контракта с ценой, предложенной Обществом, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Таким образом, довод Заявителя о неправомерном применении Заказчиком к ООО "НЕЙРОНЕК" положений Приказа МЭР N 155 также не находит своего подтверждения, в связи с тем, что заявка Общества содержит сведения о стране происхождения товара, не являющейся государством - членом ЕАЭС.
При рассмотрении жалобы, комиссией проведена внеплановая проверка документации о закупки и извещения о закупки, в ходе которой установлено следующее:
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих способность удовлетворять потребности и запросы Заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.
Такая фиксация требований Заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны Заказчика должным исполнением контракта.
Согласно пункту 3.7 проекта контракта товар, не соответствующий требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, настоящим контрактом, требованиям ГОСТов, ТУ и нормативных актов, а также некомплектный Товар считается не поставленным.
Однако заказчиком не конкретизируется, требованиям каких ГОСТ, ТУ и нормативных актов должен отвечать поставляемый товар.
Сведения, содержащиеся в пункте 3.7 проекта контракта, не позволят поставщику надлежащим образом исполнить предусмотренное контрактом обязательство по поставке товара, а заказчику - обязательство по приемке поставляемого товара.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчиком в аукционной документации указаны ненадлежащие условия исполнения контракта.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком и Уполномоченным органом, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "НЕЙРОНЕК" на действия заказчика, аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку компьютерной техники для нужд Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска (извещение N 0169300000116005976) необоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.С. Урванцева
А.А. Васянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 декабря 2016 г. N 881-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2016