Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 декабря 2016 г. N 883-ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП Грабарева Б.А. на действия заказчиков при проведении совместного аукциона на оказание услуг по доставке пациентов от места жительства до места оказания специализированной медицинской помощи (гемодиализ) и обратно на 2017 г. (извещение N 0869200000216001749) (далее - Аукцион) в присутствии:
- представителей ГКУ Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" (далее - Организатор торгов), действующих на основании доверенностей от 12.01.2016, от 06.06.2016 N 3, от 14.07.2016 N 41, от 21.09.2016 N 8;
- представителей ГБУЗ "ЧОКБ" (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей от 11.01.2016 N б/н, от 13.12.2016 N б/н;
- ИП Грабарева Б.А., личность удостоверена паспортом (далее - заявитель),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 06.12.2016 поступила жалоба ИП Грабарева Б.А. на действия заказчиков при проведении рассматриваемого Аукциона, объявленного заказчиками и Организатором совместного Аукциона путем опубликования на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок извещения о проведении Аукциона, документации об Аукционе.
Заказчиками по совместному аукциону ГБУЗ "ЧОКБ", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная больница г. Троицк".
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 508 800 рублей 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе - 15.12.2016 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.
Из доводов жалобы заявителя следует, что Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. Данное требование, а также проведение совместной закупки, может привести к ограничению количества участников закупки.
Кроме того, на заседании Комиссии Заявитель пояснил, что ранее им выполнялись услуги по осуществлению перевозок с использованием легкового транспортного средства, однако установление требования о наличии соответствующей лицензии и укрупнение лота не позволили ИП Грабареву Б.А. принять участие в Аукционе.
Представители Заказчика, Организатора Аукциона с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения и на Комиссии указали следующее.
Документация об электронном аукционе сформирована в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе, а также с учетом потребности лечебных учреждений.
Требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек установлено в целях экономии бюджетных средств.
Также представители Заказчика, Организатора Аукциона пояснили, что в каждой из больниц, возможно одновременное предоставление услуг по диализу 10-20 пациентам, таким образом, использование транспорта с большей вместимостью позволит сэкономить средства и время.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
В силу пункта 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Объектом закупки является оказание услуг по доставке пациентов от места жительства до места оказания специализированной медицинской помощи (гемодиализ) и обратно на 2017 год. Описание данных услуг дано в пункте 2 информационной карты документации об Аукционе, к информационной карте документации об Аукционе (Приложение N 1).
Пунктом 12 Приложения N 1 предусмотрено, что автомобильный транспорт, используемый для перевозки пациентов, должен позволять обеспечить единовременную перевозку 4 - 8 и более пассажиров, а также позволять осуществление перевозку лежачих больных, в том числе с сопровождающим лицом.
Из пояснений представителей Заказчиков, Организатора совместного Аукциона следует, что для удовлетворения потребности Заказчиков, а также в целях экономии бюджетных средств необходимы транспортные средства, позволяющие обеспечить единовременную перевозку 4 - 8 и более пассажиров.
Так, при перевозке большего количества пассажиров будет использовано меньшее количество транспортных средств, что позволит сократить транспортные расходы.
Таким образом, требование об обеспечении единовременной перевозки 4 - 8 и более пассажиров определено потребностью Заказчиков, что влечет за собой установление требования о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек и не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из анализа частей 1, 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Жалоба ИП Грабарева Б.А. не содержит доказательств, свидетельствующих о том, что требования к участникам закупки о наличии лицензии и формирование лота влекут за собой ограничение конкуренции, в том числе числа участников рассматриваемой закупки.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения:
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
При этом, в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе регламентировано, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В приложении N 1 к информационной карте, где установлены требования к оказываемым услугам, транспортным средствам и водителям, по показателю "количество" установлено - 8·508·800, по показателю "единица измерения" установлено - условная единица. Какой-либо информации о том, что включает в себя "условная единица" приложение N 1 к информационной карте, сама информационная карта и аукционная документация не содержат.
Таким образом, отсутствие информации о единицах измерения оказываемых услуг способно ввести участников закупки в заблуждение и свидетельствует о нарушении Организатором совместных торгов пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Более того, пунктом 3.2 проекта контракта установлено, что при оказании услуг по Контракту оплата производится по ценам, определенным в соответствии с калькуляцией на оказанные услуги (Приложение N 3), являющегося неотъемлемой частью Контракта.
В Приложении N 3 (Калькуляции) к проекту контракта содержится следующая информация.
N пп |
Наименование |
Ед. изм. |
Источник финансирования* |
Цена, руб. |
Сумма, руб. |
Примечание |
1 |
оказание услуг по доставке пациентов от места жительства до места оказания специализированной медицинской помощи (гемодиализ) и обратно на 2017 г. |
Усл. ед. |
1 |
|
|
|
|
ИТОГО |
|
1 |
|
|
|
Пунктом 3.4 проекта контракта установлено, что оплата Исполнителю за оказанные услуги по Контракту производится в течение 60 календарных (Шестьдесят) дней с даты подписания акта оказанных услуг (полностью и/или соразмерно объему оказанных и принятых услуг).
Исходя из общего понимания, калькуляция представляет собой расчет затрат в денежном выражении, позволяющий определить стоимость оказанных услуг.
Вместе с тем, Калькуляция (Приложение N 3 к проекту контракта) не содержит сведений, позволяющих Заказчику определить объем фактически оказанных услуг в случае неисполнения всего объема обязательств Исполнителем и произвести расчет стоимости оплаты за фактически оказанные и принятые услуги, то есть, приведет к тому, что Заказчик будет вынужден оплачивать услуги по тем счетам, которые выставляет Исполнитель, что может привести к нарушению принципов, предусмотренных законодательством о контрактной системе и ненадлежащему исполнению обязательств по контракту.
Однако, в случае расторжения контракта, в том числе одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного пунктом 8.8 проекта контракта, в силу части 1 статьи 782 Гражданского Кодекса Российской Федерации Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Исходя из изложенного, в нарушение части 13 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе, проект контракта не содержат прозрачных условий исполнения контракта и порядок оплаты оказанных услуг.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ИП Грабарева Б.А. на действия заказчиков при проведении совместного аукциона на оказание услуг по доставке пациентов от места жительства до места оказания специализированной медицинской помощи (гемодиализ) и обратно на 2017 г. (извещение N 0869200000216001749) необоснованными ввиду недоказанности.
2. Признать в действиях заказчиков совместных торгов и организатора совместных торгов нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 13 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчикам совместного Аукциона, Организатору совместного Аукциона, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.С. Урванцева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 декабря 2016 г. N 883-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2016