Резолютивная часть решения оглашена "30" ноября 2016г. г. Кемерово
Решение в полном объеме изготовлено "30" ноября 2016г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
Стельмах С.В. - |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
Лыжина Д.А. - |
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
Сивороновой Т.В. -
|
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок, |
рассмотрев дело N 733/З-2016, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - МКУ "Управление капитального строительства" законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона N0139300013016000808 "МБОУ "Гимназия N6 им. С.Ф.Вензелева" корпус 1 - капитальный ремонт фасада, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения осударственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
24.11.2016 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "Стройинвест" (вх. N 4667э от 24.11.2016), (далее также - Заявитель) на действия заказчика - МКУ "Управление капитального строительства" при проведении электронного аукциона N0139300013016000808 "МБОУ "Гимназия N6 им. С.Ф.Вензелева" корпус 1 - капитальный ремонт фасада.
По мнению заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям ФЗ N 44-ФЗ, а именно:
- заявитель указывает на то, что установление в пункте 1.3 Проекта контракта условия о том, что работы по Контракту выполняются в соответствии с требованиями, установленными аукционной документацией, настоящим Контрактом, требованиями СНиП и ГОСТ противоречит требованиям Технического задания, в котором не указаны сведения о конкретных ГОСТ и СНиП, которым должны соответствовать работы.
- заявитель указывает на то, что пункт 1.8. Проекта контракта предусматривает, что Подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально - ориентированной некоммерческой организацией обязан привлекать к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее также - СМП и СОНО) в объеме не менее 70% от цены Контракта. Подрядчик несет гражданско-правовую ответственность за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Отсутствие в проекте контракта конкретного значения объема привлечения к его исполнению субподрядчиков из числа СМП и СОНО является нарушением требований части 6 статьи 30 ФЗ N 44-ФЗ;
- заявитель указывает на нарушение требований части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ в связи тем, что требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ (за исключением работ по организации строительства) не может свидетельствовать о правомерности предъявления такого требования к участникам закупки.
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
08.11.2016г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком - Управлением капитального строительства администрации города Новокузнецка были размещены извещение при проведении электронного аукциона N0139300013016000808 "МБОУ "Гимназия N6 им. С.Ф.Вензелева" корпус 1 - капитальный ремонт фасада и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 999 918,00 рубля.
Протоколом рассмотрения заявок от 25.11.2016 г. 6 (шесть) заявок участников закупки допущены до участия в аукционе в электронной форме.
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы ООО "Стройинвест" по следующим основаниям.
Пункт 1.3 Проекта контракта предусматривает, что работы по Контракту выполняются в соответствии с требованиями, установленными аукционной документацией, настоящим Контрактом, требованиями СНиП и ГОСТ. Аукционная документация, техническое задание, проект контракта не содержат сведений о конкретных наименованиях ГОСТ и ТУ, которые следует соблюдать при выполнении работ.
Согласно требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен осуществлять использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Нарушения требования пункта части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ фактом неуказания конкретных ГОСТ и ТУ Комиссия Кемеровского УФАС России не усматривает.
Согласно требованиям части 5 статьи 30 ФЗ N 44-ФЗ Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Извещением о проведении данной закупки, пунктом 27 Информационной карты аукционной документации и пунктом 1.8. Проекта контракта такое право закреплено. Предусматривается, что Подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально - ориентированной некоммерческой организацией обязан привлекать к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО в объеме не менее 70% от цены Контракта.
Согласно требованиям части 6 статьи 30 ФЗ N 44-ФЗ условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что установление заказчиком минимального порогового значения объема привлечения не нарушает прав участников закупки и содержит достаточные для исполнения соответствующего обязательства участником закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии со статьей 706 ГК РФ договором может быть предусмотрена обязанность подрядчика выполнить лично без привлечения к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
Пунктом 10 документации аукциона в электронной форме предусматривается следующее:
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и сведения:
- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ:
- копия свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность объекта капитального ремонта:
33 - Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство
В случае выполнения работ на объекте собственными силами:
10. Монтаж металлических конструкций
10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений.
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что при условии выполнения всех работ лично подтверждение соответствия требованиям аукционной документации возможно наличием допусков СРО по пункту 10. "Монтаж металлических конструкций", п. 10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений".
Требование наличия Свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, по перечню определённому приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 вступившему в силу с 01.07.2010 г., содержащего состав деятельности, предусматривающий выполнение работ согласно документации об аукционе: допуск на "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (33), включающее в себя пункты 33.3. "Жилищное гражданское строительство связано с необходимостью соблюдения требований ч.3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Поскольку работы по обеспечению пожарной безопасности, по огнезащите строительных конструкций и оборудования, и т.п установленные документацией работы как элементы работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, согласно Приказу Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 (далее также - Перечень), относятся к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, их выполнение, согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ, возможно только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Письмом ФАС России от 02.11.2015 N АЦ/60557/15 "О рассмотрении обращения о применении Закона о контрактной системе по вопросу установления требований к участникам закупок о наличии у них свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемых саморегулируемыми организациями, при выполнении работ на объектах нового строительства" подтверждается, что при проведении заказчиком закупки по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе объекта незавершенного строительства, участник такой закупки должен иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ предусматривается, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Комиссия Кемеровского УФАС России проводит анализ технического задания и положений проекта муниципального контракта и устанавливает, что участник закупки обязан организовать и координировать работы, обеспечивать соблюдение требований технических регламентов, техники безопасности в процессе выполнения работ (согласно ч. 3 ст. 52 ГрК РФ) и передать результаты работы Заказчику.
По окончанию всего объема работ должна быть осуществлена сдача объекта комиссии, назначенной Заказчиком по акту приемки законченного строительством Объекта с оформлением соответствующего акт.
Согласно положениям части 6 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ " О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - ФЗ N 116-ФЗ) требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Заказчиком в аукционной документации установлены требования к участникам закупки о необходимости наличия допуска СРО на организацию строительства п.33.3 "Жилищное гражданское строительство". Тем самым выполнены требования части 3.1 статьи 52 Гр К РФ.
Требование при выполнении работ лично наличие допуска СРО по пункту 10.1. "Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений" никак не нарушает прав участников закупки, которые не имеют данного допуска, поскольку с соблюдением требований пункта 1.8 проекта контракта таковые имеют возможность привлечения для выполнения работ по монтажу, усилению и демонтажу конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений субподрядные организации.
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что нарушений требований части 6 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ заказчиком не допущено.
Доводы жалобы ООО "Стройинвест" в части указания на незаконность предъявления требования к участникам закупки о наличии Свидетельства СРО на конкретные виды работ, при выполнении их лично признаются необоснованными.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика - МКУ "Управление капитального строительства" при проведении электронного аукциона N0139300013016000808 "МБОУ "Гимназия N6 им. С.Ф.Вензелева" корпус 1 - капитальный ремонт фасада необоснованной.
2. Производство по делу N 733/З-2016 прекратить.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: |
Стельмах С.В. |
Члены Комиссии: |
Лыжин Д.А. |
|
Сиворонова Т.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 30 ноября 2016 г. N 733/З-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2016