Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 7 декабря 2016 г. N 3834/2
Резолютивная часть решения оглашена 07.12.2016 г. Белгород
Решение в полном объеме изготовлено 12.12.2016
Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 02.12.2016 N 369 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Комиссия), при участии представителя заказчика - МКУ "Управление капитального строительства администрации Корочанского района", в отсутствие представителя заявителя - ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлено), рассмотрев материалы дела N 461-16-Т по жалобе ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт автомобильных дорог на территории Афанасовского с/п, Корочанского района" (закупка N 0826300023716000040) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на положения документации об Электронном аукционе.
Из жалобы следует, что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
1) условия изменения контракта, изложенные в пунктах 12.2 и 12.3 проекта контракта документации об Электронном аукционе, не соответствуют части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе;
2) в проекте контракта документации об Электронном аукционе отсутствуют сроки оформления результатов приемки работ, что не соответствует требованиям части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, согласно которой в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;
3) установление в документации об Электронном аукционе требований к участнику закупки, предусматривающих наличие исключительно Свидетельства СРО о допуске на генподряд, ограничивает круг участников закупки.
Заказчик представил возражение на жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ", из которого следует, что положения документации об Электронном аукционе основаны на нормах Закона о контрактной системе, в связи с чем жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" является необоснованной.
На заседании Комиссии представитель заказчика поддержал доводы, изложенные в возражении на жалобу, просит признать ее необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ", возражение на жалобу, заслушав доводы участвующего лица, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 16.11.2016 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт автомобильных дорог на территории Афанасовского с/п, Корочанского района".
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 756 100,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
Доводы заявителя, содержащиеся в жалобе, Комиссия считает необоснованными по следующим основаниям.
1. Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 3 статьи 401 ГК РФ устанавливает, что, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Из части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе следует, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Пунктом 12.1 проекта муниципального контракта документации об Электронном аукционе установлено, что стороны освобождаются от ответственности за частичное, или полное неисполнение обязательств по настоящему Контракту, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы.
Из пункта 12.2 проекта муниципального контракта документации об Электронном аукционе следует, что к обстоятельствам непреодолимой силы в контексте настоящего Контракта относятся: наводнение, землетрясение, пожар, взрыв, оседание почвы, эпидемии и иные проявления сил природы, а также война или военные действия, забастовка в отрасли или в регионе, принятие органом государственной власти или управления правового акта, повлекшего невозможность исполнения настоящего Контракта.
Согласно пункту 12.3 проекта муниципального контракта документации об Электронном аукционе наступление обстоятельств, вызванных действием непреодолимой силы, влечет увеличение срока исполнения Контракта на период действия указанных обстоятельств".
Из изложенного следует, что пункты 12.1, 12.2, 12.3 проекта контракта документации об Электронном аукционе соответствуют нормам ГК РФ и части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Кроме того, статья 34 Закона о контрактной системе не налагает ограничений на установление в контракте вышеуказанных условий, следовательно, данные пункты контракта не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах первый довод жалобы является необоснованным.
2. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Пуктом 8.1 пректа муниципального контракта документации об Электронном аукционе установлено, что заказчик, получивший письменное сообщение Генподрядчика о завершении строительства объекта, в течение 1 недели организует приемку объекта. Приемка объекта и ввод его в эксплуатацию производится в соответствии с действующим на момент подписания акта порядком приемки.
Приложением N2 к проекту муниципального контракта предусмотрен перечень нормативно-технической документации, обязательной при выполнении дорожных работ, из которого следует, что приемка работ производится в соответствии с ВСН 19-89 Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог.
Согласно пункту 7.3 проекта муниципального контракта документации об Электронном аукционе оплата за фактически выполненные объемы работ (промежуточные) производится платежным поручением Заказчика в соответствии с лимитами бюджетных обязательств на 2017 финансовый год в течение 30 банковских дней с момента оформления актов формы N КС-3, КС-2 в пределах их стоимости с правом удержания 5% стоимости работ в качестве гарантийного обеспечения, оплачиваемые при окончательном расчете. Акты формы КС-3, КС-2 представляются Подрядчиком до 20 числа отчетного месяца.
Из пункта 7.4 проекта муниципального контракта документации об Электронном аукционе следует, что окончательный расчет за выполненные работы (100 %) производится Заказчиком не позднее 31 декабря 2017 г. После полного окончания работ по настоящему Контракту, включая устранение дефектов, установленных приемочной комиссией.
Из изложенного следует, что в проект муниципального контракта документации об Электронном аукционе включены сроки оформления результатов приемки работ, что соответствует требованиям части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах второй довод жалобы является необоснованным.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе следует, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Подпунктом 1 пункта 1 части 15 Раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе установлены требования к участникам закупки, в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе, в том числе: Членство в саморегулируемой организации и наличие свидетельств о допуске, выданных саморегулируемыми организациями на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и являются предметом проводимого электронного аукциона, а также соответствие участника размещения заказа требованиям ч. 1.1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) стоимостью не менее цены контракта (начальной (максимальной) (единственный участник) или поданного ценового предложения в процедуре аукциона)
33.2. Транспортное строительство
33.2.1 Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта (Градостроительный кодекс РФ, приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 года N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства").
Подпунктом 1 пункта 2 части 16 Раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 Части 15 настоящего раздела документации, или копии этих документов, а именно:
- свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и являются предметом проводимого электронного аукциона в качестве подтверждения соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) стоимостью не менее цены контракта (начальной (максимальной) (единственный участник) или поданного ценового предложения в процедуре аукциона)
33.2. Транспортное строительство
33.2.1 Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в данном аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Во исполнение положений части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) в отношении объектов транспортного строительства в данный Перечень включены (подпункт 33.2.1. пункта 33.2 Раздела III Перечня).
Следовательно, для выполнения работ, являющихся объектом закупки при проведении Электронного аукциона на выполнение работ на объекте: "Капитальный ремонт автомобильных дорог на территории Афанасовского с/п, Корочанского района" необходимо наличие исключительно выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Установление в документации об Электронном аукционе указанного требования соответствует положениям пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66, Закона о контрактной системе, в связи с чем третий довод жалобы является необоснованным.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 7 декабря 2016 г. N 3834/2
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2016