Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 7 декабря 2016 г. N 359
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России<_>.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела <_>.
специалиста-эксперта <_>.
с участием представителей сторон:
от заказчика: МКУ "Тюменское городское имущественное казначейство", (далее также-заказчик) <_>. по доверенности N 47 от 21 декабря 2016г., <_> по доверенности N 34 от 05 декабря 2016 г.,
от уполномоченного органа: МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени", (далее-уполномоченный орган) <_> по доверенности N 4 от 11 января 2016 г., <_> по доверенности N 8 от 02 августа 2016 г.,
в отсутствии представителя заявителя - ООО "Асвэл-Консалт" (далее также - заявитель, участник закупки), извещённого надлежащим образом,
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика- МКУ "Тюменское городское имущественное казначейство", уполномоченного органа - МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" при проведении электронного аукциона АЭ-0457/16 (реестровый номер закупки N 0167300000516001200) на выполнение работ по реконструкции зданий, расположенных по адресу: г.Тюмень, ул. Пермякова, 76, корпус 1, ул. Пермякова,76, корпус 4 под размещение в них структурных подразделений ММАУ "Городская поликлиника N14".
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 30.11.2016 года в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В этой связи, на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 01.12.2016 г. N 458 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика, уполномоченного органа при проведении обозначенного электронного аукциона.
Заявитель в жалобе приводит следующие доводы:
1. В извещении о проведении электронного аукциона отсутствует исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе. В частности, не содержит требования о предоставлении участниками аукциона в составе заявки следующих документов, или их копий.
- "копия свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства или иных разрешительных документов на осуществление связанных с выполнением контракта видов деятельности в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624, содержащей следующие виды работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство;".
Таким образом, извещение о проведении электронного аукциона содержит нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе.
2. Установленные технические требования к товару носят необъективный характер. Показатели товара не соответствуют требованиям технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), вводят участников закупки в заблуждение такие действия нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
Присутствовавший на заседании Комиссии представитель уполномоченного органа не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо от 07.12.2016), согласно которых документация об электронном аукционе АЭ-0457/16 не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика позицию уполномоченного органа о несостоятельности жалобы поддержал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которых Заказчиком указаны все необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товаров.
Информация необходимая для заполнения Приложения 1 к документации электронного аукциона имеется в свободном доступе в сети интернет, часть ее отражена так же в ГОСТах на соответствующие товары (материалы).
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как следует из ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Как усматривается из материалов дела, МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени", выступило организатором проведения электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167300000516001200) на выполнение работ по реконструкции зданий, расположенных по адресу: г.Тюмень, ул. Пермякова, 76, корпус 1, ул. Пермякова,76, корпус 4 под размещение в них структурных подразделений ММАУ "Городская поликлиника N14".
Извещение о проведении аукциона в электронной форме от 14.11.2016 г. было размещено в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300000516001200.
1. Довод жалобы о том, что в извещении о проведении электронного аукциона отсутствует исчерпывающий перечень документов, Комиссия считает несостоятельным, учитывая следующее:
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 22 Извещения о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по реконструкции зданий, расположенных по адресу: г.Тюмень, ул.Пермякова, 76, корпус 1, ул.Пермякова, 76, корпус 4 под размещение в них структурных подразделений ММАУ "Городская поликлиника N14" установлены требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками, а именно в подпункте 3:
Копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона:
- копию свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Гоадостроительным кодексом РФ, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства или иных разрешительных документов на осуществление связанных с выполнением контракта видов деятельности в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624, содержащей следующие виды работ:
- Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
- Жилищно-гражданское строительство.
Таким образом, в извещении о проведении электронного аукциона установлен исчерпывающий перечень документов, в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Федерального закона о контрактной системе.
2. Довод жалобы о том, что установленные технические требования к товару носят необъективный характер, Комиссия считает обоснованным по следующей причине:
Документами установлено Описание объекта закупки (Приложение N1 "Требование к товарам, материалам") аукционной документации, Комиссией установлено, что в позициях: N4, N8, N 14, в части характеристики материала показатель "Номинальный диаметр стержня" не соответствует ГОСТу 5781-82, а именно:
Позиция N4 "Арматурная сталь" Приложения "Требования к товарам, материалам" к документации об электронном аукционе Заказчиком установлены следующие требования: "Номинальный диаметр стержня: 12 мм. Площадь поперечного сечения стержня: 1-1,5 кв.см".
Однако, согласно пункту 1.3 и таблице 1 ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" площадь поперечного сечения стержня диаметром 12 мм должна составлять 1,131 см2.
Позиция N8 "Арматурная сталь" Приложения "Требования к товарам, материалам" к документации об электронном аукционе Заказчиком установлены следующие требования: "Номинальный диаметр стержня: 25 мм. Площадь поперечного сечения стержня: 4-6 кв.см".
Однако, согласно пункту 1.3 и таблице 1 ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" площадь поперечного сечения стержня диаметром 25 мм должна составлять 4,910 см2.
Позиция, N14 "Арматурная сталь" Приложения "Требования к товарам, материалам" к документации об электронном аукционе Заказчиком установлены следующие требования: "Номинальный диаметр стержня: 22 мм. Площадь поперечного сечения стержня: 3-5 кв.см".
Однако, согласно пункту 1.3 и таблице 1 ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" площадь поперечного сечения стержня диаметром 22 мм должна составлять 3,800 см2.
Аналогичные требования, которые позволяют указать в заявке противоречащие положениям ГОСТа показатели и (или) их значения, установлены в позициях N 24, N 48 и N 50 Приложения.
Комиссия в данном случае считает необходимым применить позицию ФАС России изложенную в письме от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16 "В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта (ГОСТ), а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Таким образом, установление подобных технических требований к товару носит необъективный характер, установленные Заказчиком показатели товара не соответствуют требованиям технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Данные требования вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Кром того Комиссией установлено, Описание объекта закупки (Приложение N1 "Требование к товарам, материалам"), в позициях "Кабель" требуемых материалов (N1, N3, N7, 0N10, N11, N18, N20, N21, N28, N37, N39, N40, N43, N44, N46, N47, N49, N52, N53, N54, N57, N58, N59, N60, N61, N63, N64, N65) Заказчиком указаны дополнительное требование к товару, как "Удельный вес кабеля".
Однако показатель "Удельный вес, кабеля" ни одним из ГОСТов (ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 16442-80, ГОСТ 16442-70 и т.д.) не установлен. Так же по данным позициям Заказчиком не указан ГОСТ, которым участник должен руководствоваться при заполнении первой части заявки.
В соответствии п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчик пояснил, что в извещении о проведении аукциона в электронной форме в пункте описания объекта закупки Заказчиком прописано требования к товарам (материалам) используемым при выполнении работ (Приложение N 1 к техническому заданию документации об аукционе в электронной форме), строительными нормами, правилами, техническими регламентами, требованиями СНиП, ГОСТ, руководящими документами системы (РДС), техническими условиями (ТУ), действующим законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами города Тюмени.
Однако, Комиссия установила, что в документации о закупке не содержится обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, не предусмотренных ГОСТом.
На основании пункта 2,16 постановления Администрации города Тюмени от 30.12.2013 N 183-пк МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" наделено полномочиями по утверждению документации о закупке и (или) извещения о закупке, за исключением описания объекта закупки, обоснования начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), условий проекта контракта.
Исходя из вышеизложенного Комиссия, делает вывод, что Заказчиком нарушен п.1 ч. 1 ст. 33, п.2 ч.1 ст. 33,п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. Оснований для выдачи предписания об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не имеется, в связи с выдачей по ранее рассмотренному делу N360-01 от 06.12.2016 г.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34 Административного регламента ФАС Росси727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Асвэл-Консалт" на действия заказчика - МКУ "Тюменское городское имущественное казначейство", уполномоченного органа - МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" при проведении электронного аукциона АЭ-0457/16 (реестровый номер закупки N 0167300000516001200) на выполнение работ по реконструкции зданий, расположенных по адресу: г.Тюмень, ул. Пермякова, 76, корпус 1, ул. Пермякова,76, корпус 4 под размещение в них структурных подразделений ММАУ "Городская поликлиника N14" частично обоснованной.
2. Признать жалобу обоснованной в части нарушения правил описания объекта закупки.
3. Признать Заказчика нарушившим п.1 ч. 1 ст. 33, п.2 ч.1 ст. 33,п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Оснований для выдачи предписания об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не имеется, в связи с выдачей по ранее рассмотренному делу N360-01 от 06.12.2016 г.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 7 декабря 2016 г. N 359
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2016