Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 декабря 2016 г. N 06-1021/16т
изготовлено в полном объеме 13 декабря 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Т.А. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Васильева С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее также - ООО "Стройинвест", Общество, заявитель): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Наслежной администрации Муниципального образования "Мегино-Алданский наслег" (далее также - Наслежная АМО "Мегино-Алданский наслег", заказчик): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, представили письменное пояснение;
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика Наслежной администрации Муниципального образования "Мегино-Алданский наслег" при проведении электронного аукциона на строительство 4-х квартирного дома (изв. N 0316300007416000006), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закона 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
01 декабря 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Стройинвест" на действия заказчика Наслежной администрации Муниципального образования "Мегино-Алданский наслег" при проведении электронного аукциона на строительство 4-х квартирного дома (изв. N 0316300007416000006).
Рассмотрение жалобы назначено на 08 декабря 2016 года в 14 часов 20 минут.
Из текста жалобы ООО "Стройинвест" следует, что заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системы установлено требование к участникам закупки в части представления в составе второй части заявки свидетельства саморегулируемой организации (далее по тексту - СРО) одновременно по организации строительства, а также по отдельным видам работ.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений заказчика следует, что с жалобой заявителя не согласны, поскольку в аукционной документации установлено требование о наличии у участника закупки наличие свидетельства СРО по организации строительства в качестве генерального подрядчика, либо свидетельства СРО по отдельным видам работ, определенным в аукционной документации.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия антимонопольного органа, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
04 октября 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - официальный сайт) и на сайте электронной торговой площадки ЗАО "Сбербан-АСТ" размещены извещение N 0316300007416000006 о проведении электронного аукциона на строительство 4-х квартирного дома, а также документация об электронном аукционе.
17 ноября 2016 года в положения аукционной документации на основании предписания по делу N 06-885/16т об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок от 01 ноября 2016 года заказчиком внесены изменения.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 991 520,00 руб.
07 декабря 2016 года состоялась процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе о чем составлен протокол N 0316300007416000006-4. Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе поступило три заявки с порядковыми номерами 1, 3, 4. Решением аукционной комиссии к участию в электронном аукционе допущены участники закупки с порядковыми номерами 1, 3, участник с порядковым номером заявки 4 не допущен к участью в электронном аукционе.
На момент рассмотрения жалобы по существу срок проведения электронного аукциона не наступил.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Стройинвест" обоснованной на основании следующего.
Согласно части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предметом закупки согласно извещению о проведении электронного аукциона является строительство 4-х квартирного дома.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с пунктом 1 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 года N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - Перечень).
Согласно письменным пояснениям заказчика, в аукционной документации установлено требование о наличии у участника закупки наличие свидетельства СРО по организации строительства в качестве генерального подрядчика, либо свидетельства СРО по отдельным видам работ, определенным в аукционной документации.
Вместе с тем, Комиссией антимонопольного органа установлено, что в пункте 18 части 1 "Информационная карта" аукционной документации установлены единые требования к участникам, в том числе: "Участники осуществления закупок в составе 2-й части заявки представляют копии свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (в ред. Приказа минрегиона РФ от 23.06.2010 N234), а именно:
12.8. Антисептирование деревянных конструкций
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования
12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования
17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство;
или
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство".
Следовательно, участник закупки должен иметь свидетельство СРО в качестве генерального подрядчика и свидетельство СРО по отдельным видам работ или иметь только свидетельство СРО по организации строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Как следует из части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время действует Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, утверждающий Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Раздел III указанного Перечня устанавливает виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Соответственно, если подрядчик выполняет работы лично без привлечения сторонних организаций, то он обязан иметь свидетельство о допуске ко всем выполняемым им видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Если же подрядчик для работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекает других лиц, то он не обязан иметь допуск СРО ко всем выполняемым видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта установленным в аукционной документации, но, при этом, обязан иметь допуск СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, т.е. генеральный подряд.
Следовательно, участник закупки (генеральный подрядчик) привлекает для выполнения работ других лиц (субподрядчиков).
Причем лицо, выступающее в качестве субподрядчика обязано иметь допуски ко всем видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установленные заказчиком в требованиях аукционной документации.
Следовательно, заказчик, устанавливая требование к участникам закупки в части наличия свидетельств СРО у участников закупки обязан указать определенные виды работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также указать, что в случае отсутствия допуска к определенным видам работ, установленным в аукционной документации, участник закупки должен иметь допуск на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в качестве генерального подрядчика.
Таким образом, на основании вышеизложенного заказчиком нарушено положение пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
20 октября 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "АгроПремиум", содержащая информацию о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере в действиях заказчика при проведении электронного аукциона.
27 октября 2016 Комиссия антимонопольного органа, рассмотрев жалобу ООО "АгроПремиум", признала заказчика Наслежную администрацию Муниципального образования "Мегино-Алданский наслег" нарушившим часть 2 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 33, часть 13 статьи 34, часть 1 статьи 59, пункты 1, 3, 4, 5 части 1 статьи 64, части 3, 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании решения от 27.10.2016 по делу N 06-885/16т, принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО "АгроПремиум", 01.11.2016 г. заказчику выдано предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с которым заказчику Наслежная АМО "Мегино-Алданский наслег" предписано внести изменения в положения аукционной документации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом замечаний, изложенных в решении по делу N 06-885/16т о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Срок исполнения предписания - 30 ноября 2016.
Вместе с тем, по состоянию на 08 декабря 2016 года, в результате проведения контрольным органом проверки действий заказчика в части исполнения предписания, установлено, что в извещение о проведении электронного аукциона на строительство 4-х квартирного дома (изв. N 0316300007416000006) внесены изменения, при этом допущенные нарушения Закона о контрактной системе, установленные при рассмотрении жалобы ООО "АгроПремиум" не устранены.
Таким образом, Заказчиком в нарушение пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе не устранены допущенные нарушения и не исполнено предписание от 01.11.2016 г. по делу N 06-885/16т.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика Наслежной администрации Муниципального образования "Мегино-Алданский наслег" при проведении электронного аукциона на строительство 4-х квартирного дома (изв. N 0316300007416000006) обоснованной.
2. Признать заказчика Наслежную администрацию Муниципального образования "Мегино-Алданский наслег" пункт 1 части 1 статьи 31, часть 3 статьи 64, пункт 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
3. Выдать заказчику Наслежной администрации Муниципального образования "Мегино-Алданский наслег" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
5. Материалы дела передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: С.Н. Васильева
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 декабря 2016 г. N 06-1021/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2016