Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 6 декабря 2016 г. N 06-995/16т
резолютивная часть оглашена 01 декабря 2016 года
изготовлено в полном объеме 06 декабря 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России),в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью"Комплект сервис"(далее по тексту -ООО "Комплект сервис", Общество, заявитель):уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заявителя Джаватханова Пайзулы Мутаалиевича (далее по тексту - Джаватханов П.М., заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СтройТехПартнер" (далее по тексту - ООО "СтройТехПартнер, Общество, заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заказчика администрации муниципального образования "Оленекский эвенкийский национальный район" (далее по тексту - АМО "Оленекский район", заказчик) - уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от уполномоченного органа муниципального казенного учреждения "Управление муниципальными закупками" - (далее по тексту - МКУ "Управление муниципальными закупками", уполномоченный орган) уведомлены надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей заказчика,
рассмотрев жалобызаявителей ООО "Комплект сервис", Джаватханова П.М., ООО "СтройТехПартнер"на действия заказчика администрации муниципального образования "Оленекский эвенкийский национальный район", уполномоченного органа МКУ "Управление муниципальными закупками" при проведении электронного аукциона на приобретение у застройщика строящегося здания детского сада на 98 мест, полностью оснащенного, пригодного для эксплуатации под ключ, в с. Оленек, Оленекского района, Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116300022516000049),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
24 ноября2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Комплект сервис" на действия заказчика администрации муниципального образования "Оленекский эвенкийский национальный район", уполномоченного органа МКУ "Управление муниципальными закупками" при проведении электронного аукциона на приобретение у застройщика строящегося здания детского сада на 98 мест, полностью оснащенного, пригодного для эксплуатации под ключ, в с. Оленек, Оленекского района, Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116300022516000049).
29 ноября 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба Джаватханова П.М. на действия заказчика администрации муниципального образования "Оленекский эвенкийский национальный район", уполномоченного органа МКУ "Управление муниципальными закупками" при проведении электронного аукциона на приобретение у застройщика строящегося здания детского сада на 98 мест, полностью оснащенного, пригодного для эксплуатации под ключ, в с. Оленек, Оленекского района, Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116300022516000049).
30 ноября 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "СтройТехПартнер" на действия заказчика администрации муниципального образования "Оленекский эвенкийский национальный район",уполномоченного органа МКУ "Управление муниципальными закупками"при проведении электронного аукциона на приобретение у застройщика строящегося здания детского сада на 98 мест, полностью оснащенного, пригодного для эксплуатации под ключ, в с. Оленек, Оленекского района, Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116300022516000049).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ruразмещена информация о поступлении жалоб, времени и месте их рассмотрения.
Рассмотрение жалоб назначено на 01 декабря2016 года в 14 часов 30минут.
До рассмотрения жалоб от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения делажалоба ООО "Комплект сервис" была оглашена в полном объеме. Из текста жалобы следует, что заявителем обжалуются действия заказчика/уполномоченного органа по включению в состав одного лота (одной закупки) товаров технически и функционально не связанных с предметом электронного аукциона.
Указывают, что согласно документации об электронном аукционе заказчиком приобретается предмет недвижимости. При этом, в рамках исполнения контракта, на право заключения которого проводится закупка, необходимо поставить технологическое оборудование для приготовления пищи, медицинское оборудование, мебель, электронное игровое оборудование и т.д.
Подчеркивают, что включение указанного оборудования в один лот с приобретением объекта недвижимости является неправомерным, поскольку ограничивает количество участников закупки.
Просят признать жалобу обоснованной, признать заказчика/уполномоченный орган нарушившими законодательство о контрактной системе, выдать заказчику/уполномоченному органу предписание о внесении изменений в аукционную документацию.
Их текста жалобы Джаватханова П.М. следует, что заявителем обжалуются положения аукционной документации, в том числе.
1. Наличие в извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации разночтений в части указания срока окончания подачи заявок на участие в закупке и срока окончания рассмотрения таких заявок (в извещении установлено 01.12.2016 г. и 02.12.2016 г., а в документации о закупке 01.01.2016 г. и 02.01.2016 г.).
2. Указание в аукционной документации некорректной даты окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе -согласно аукционной документации датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке установлено 01.01.2016 г., вместе с тем, датой окончаний срока предоставления разъяснений положений аукционной документации установлено 27.11.2016 г.
3. Включение в состав одного лота (одной закупки) товаров технически и функционально не связанных с предметом электронного аукциона, что ограничивает количество участников закупки.
4. Неуказание в извещении о проведении электронного аукциона перечня документов, которые надлежит представить участнику закупки в соответствии с требованиями, установленными согласночасти 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно требования о предоставлении копии разрешения на строительство объекта недвижимого имущества, полученного в установленном порядке, в соответствии со статьей 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), копии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации введенного в эксплуатацию, строящегося или запланированного к строительству объекта недвижимого имущества.
Просит признать жалобу обоснованной, признать заказчика/уполномоченный орган нарушившим законодательство о контрактной системе, выдать заказчику/уполномоченному органу предписание о внесении изменений в аукционную документацию.
Из жалобы ООО "СтройТехПартнер" следует, что заявителем обжалуются положения аукционной документации, а именно установление заказчиком/уполномоченным органом излишних требований к участникам закупки о предоставлении копии разрешения на строительство объекта недвижимого имущества, полученного в установленном порядке, в соответствии со статьей 51 ГрК РФ, копии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации введенного в эксплуатацию, строящегося или запланированного к строительству объекта недвижимого имущества.
Просят признать жалобу обоснованной, признать заказчика/уполномоченный орган нарушившим законодательство о контрактной системе, выдать заказчику/уполномоченному органу предписание о внесении изменений в аукционную документацию.
Из письменных пояснений уполномоченного органа следует, что МКУ "Управление муниципальными закупками" с жалобами не согласно по следующим основаниям.
1. Законодательством о контрактной системе не запрещено объединение различных товаров в один лот.
Проект муниципального контракта не содержит требование о том, что поставщик обязан поставить объект капитального строительства лично, у поставщика имеется возможность привлечь к соисполнению контракта субподрядные организации.
Поставка объекта недвижимости, мебели и оборудования технологически и функционально связана с приобретением детского сада, является единым процессом, поскольку итоговой целью осуществления закупки является приобретение заказчиком готового к эксплуатации детского сада.
При этом заявителями в материалы дела не представлено доказательство о том, что товары, являющиеся предметом закупки функционально не взаимосвязаны между собой, а установленные заказчиком и уполномоченным органом требования ограничивают количество участников закупки.
2. Наличие в извещении о проведении закупки и в аукционной документации разночтений в части указания срока окончания подачи заявок на участие в закупке и срока окончания рассмотрения таких заявок вызваны технической ошибкой специалиста, вместе с тем, участникам закупки должно было быть понятно, что корректным срока окончания подачи заявок на участие в закупке является 01.12.2016 г., а сроком окончания рассмотрения таких заявок - 02.12.2016 г.
3. В аукционной документации дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе установлено корректно - 27.11.2016 г.
4. Исчерпывающий перечень документов, которые надлежит представить участнику закупки в соответствии с требованиями, установленными согласночасти 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указан в части 1 "Информационная карта" документации об электронном аукционе.
5. Требования о наличии у участников и предоставлении копии разрешения на строительство объекта недвижимого имущества, полученного в установленном порядке, в соответствии со статьей 51 ГрК РФ, копии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации введенного в эксплуатацию, строящегося или запланированного к строительству объекта недвижимого имущества являются правомерными и обоснованными, поскольку согласно требованиям аукционной документации приобретение строящегося здания детского сада производится только у застройщика, при этом данные требования установлены в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Просят признать жалобы необоснованными, а требования, содержащиеся в них - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
09 ноября 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, а также на сайте оператора электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" размещены извещение N 0116300022516000049 о проведении электронного аукциона на приобретение у застройщика строящегося здания детского сада на 98 мест, полностью оснащенного, пригодного для эксплуатации под ключ, в с. Оленек, Оленекского района, Республики Саха (Якутия), а также аукционная документация.
15 ноября 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, а также на сайте оператора электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" размещеныизменения N ИИ1 извещения N 0116300022516000049 о проведении электронного аукциона на приобретение у застройщика строящегося здания детского сада на 98 мест, полностью оснащенного, пригодного для эксплуатации под ключ, в с. Оленек, Оленекского района, Республики Саха (Якутия), а также измененная аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 255 916 664,27 руб.
01 декабря 2016 года состоялось рассмотрение заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300022516000049-1.
Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе не проступило ни одной заявки. На основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе электронный аукцион был признан несостоявшимся.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобы ООО "Комплект сервис", Джаватханова П.М., ООО "СтройТехПартнер" обоснованнымиисходя из следующего.
1)ООО "Комплект сервис" и Джаватханов П.М. в своих жалобах указывают на то, что действия заказчика/уполномоченного органа по включению в состав одного лота (одной закупки) товаров технически и функционально не связанных с предметом электронного аукциона ограничивают количество участников закупки.
Статьей 8 Закона о контрактной системе, устанавливающей принцип обеспечения конкуренции, установлено следующее.
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системезаказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В части 3 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе установлены требования к основным помещениям приобретаемого объекта недвижимости, а также требования к поставляемому оборудованию и мебели.
Кроме того, в части 3 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе указано, что мощность требуемого заказчику детского сада составляет 98 мест, при этом в случае поставки здания детского сада (нежилого помещения) с мощностью более указанного, стоимость за дополнительные места не оплачивается.
В извещении N 0116300022516000049 о проведении электронного аукциона на приобретение у застройщика строящегося здания детского сада на 98 мест, полностью оснащенного, пригодного для эксплуатации под ключ, в с. Оленек, Оленекского района, Республики Саха (Якутия) указано, что предмету закупки соответствует код ОКПД2 68.10.14.000 - "Услуги по покупке и продаже нежилых зданий и занимаемых ими земельных участков".
Пунктом 1.1. проекта контракта установлено следующее: "Предметом настоящего Контракта является приобретение у Застройщика строящегося здания детского сада на 98 мест полностью оснащенного, пригодного для эксплуатации под ключ, в с. Оленек, Оленекского района, Республики Саха (Якутия)".
Пунктом 4.2 проекта контракта определено, что передача детского сада производится по акту приема-передачи детского сада.
Приложением N 5 к проекту муниципального контракта установлена форма акта приема-передачи детского сада, который включает в себя качественные характеристики передаваемого недвижимого имущества.
Таким образом, из буквального содержания предмета контракта следует, что заказчик приобретает у застройщика жилые помещения, то есть данный договор является договором поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.
Указанное также подтверждается тем, что в целях определения начальной (максимальной) цены контракта заказчиком использован метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), используемый в том случае, если предметом контракта является поставка товаров - начальная (максимальная) цена контракта рассчитана заказчиком исходя из стоимости коммерческих предложений, направленных хозяйствующими субъектами.
При этом, в пункте 41 части 1 "Информационная карта" документации об электронном аукционе указано, что для целей осуществления данной закупки установлено ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 968 от 26.09.2016 г.
Указанное постановление определяет ограничения и условия допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации N 968 от 26.09.2016 г. установлен запрет на включение в один лот видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и не включенных в него.
Из смысла вышеизложенной нормы следует, что предметом одной закупки не могут быть товары, в отношении которых распространяется ограничения и условия допуска, установленное указанным постановлением, и товары, в отношении которых такое ограничение и условия допуска не распространяются.
Материалами дела подтверждается, что в жалобе ООО "Комплект сервис" содержится прямое указание на то, что действия заказчика/уполномоченного органа по включению в один лот обязательств по продаже объекта недвижимости, поставке оборудования и поставке мебели помешали данному хозяйствующему субъекту принять участие в данной закупки.
Факт совершения заказчиком/уполномоченным органом действий, приведших к ограничению конкуренции и необоснованному ограничению числа участников закупок подтверждается тем, что на участие в электронном аукционе на приобретение у застройщика строящегося здания детского сада на 98 мест, полностью оснащенного, пригодного для эксплуатации под ключ, в с. Оленек, Оленекского района, Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116300022516000049) не поступило ни одной заявки.
При изложенных обстоятельствах жалоба ООО "Комплект сервис", а также третий довод жалобы Джаватханова П.М. подлежат признанию обоснованными. Заказчик и уполномоченный орган признаются нарушившими часть 2 статьи 8, часть 5 статьи 24, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2) Джаватханов П.М. в своей жалобе указывает на наличие в извещении о проведении закупки и в аукционной документации разночтений относительно даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, а также даты окончания рассмотрения первых частей заявок.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указывается дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона.
Пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
Согласно пункта 3 и 4 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, регламентирующей содержание документации об электронном аукционе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе и дате окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона.
Из совокупного смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что и извещение о проведении электронного аукциона, и документация о таком аукционе должны содержать информацию о сроке окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе и сроке окончания рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, причем указанная информация не должна содержать разночтений.
При этом частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, устанавливающейпринципы открытости и прозрачности контрактной системы в сфере закупок, определено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Материалами дела установлено, что в извещении N 0116300022516000049 о проведении электронного аукциона на приобретение у застройщика строящегося здания детского сада на 98 мест, полностью оснащенного, пригодного для эксплуатации под ключ, в с. Оленек, Оленекского района, Республики Саха (Якутия) сроком окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе установлено 09 часов 00 минут 01.12.2016 г., датой окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе установлено 02.12.2016 г.
Вместе с тем в пунктах 25 и 26 части 1 "Информационная карта" документации об электронном аукционе установлено, что сроком окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе является 09 часов 00 минут 01.01.2016 г., датой окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе является 02.01.2016 г.
При этом из письменных пояснений уполномоченного органа следует, что верные сроки указаны в извещении о проведении закупки.
При изложенных обстоятельствах заказчик и уполномоченный орган признаются нарушившими часть 3 статьи 7, пункт 6 статьи 42, пункт 2 части 5 статьи 63, пункты 3 и 4 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Первый довод жалобы Джаватханова П.М. признается обоснованным.
3. Из жалобы Джаватханова П.М. следует, что заказчиком/уполномоченным органомв аукционной документации указана некорректная дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе - согласно аукционной документации датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке установлено 01.01.2016 г., вместе с тем, датой окончаний срока предоставления разъяснений положений аукционной документации установлено 27.11.2016 г.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, устанавливающейпорядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из смысла вышеизложенной нормы Закона о контрактной системе следует, что датой окончания срока предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе является дата за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Как указано выше, в извещении N 0116300022516000049 о проведении электронного аукциона на приобретение у застройщика строящегося здания детского сада на 98 мест, полностью оснащенного, пригодного для эксплуатации под ключ, в с. Оленек, Оленекского района, Республики Саха (Якутия) и в документации об указанном аукционе указаны разные даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 01.12.2016 г. и 01.01.2016 г. соответственно.
При этом, исходя из корректной даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (01.12.2016 г.), учитывая положения статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, заказчику надлежало установить датой окончания срока предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе 28.11.2016 г.
При изложенных обстоятельствах заказчик и уполномоченный орган признаются нарушившими пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Второй довод жалобы Джаватханова П.М. признается обоснованным.
4. Из жалобы Джаватханова П.М. следует, что заказчиком/уполномоченным органом в извещении о проведении электронного аукциона не указан перечень документов, которые надлежит представить участнику закупки в соответствии с требованиями, установленными согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно не указаны требования о предоставлении копии разрешения на строительство объекта недвижимого имущества, полученного в установленном порядке, в соответствии со статьей 51 ГрК РФ, копии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации введенного в эксплуатацию, строящегося или запланированного к строительству объекта недвижимого имущества.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системев извещении о проведении электронного аукциона, наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываютсятребования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В пункте 39 части 1 "Информационная карта" документации об электронном аукционе указано, что заказчиком, на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки установлены требования к участникам закупки, а также приведен следующий перечень документов, которые участники закупки должны представить в целях подтверждения своего соответствия таким требованиям:
- копия разрешения на строительство объекта недвижимого имущества, полученное в установленном порядке, в соответствии со статьей 51 Градостроительного Кодекса РФ;
- копия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации введенного в эксплуатацию, строящегося или запланированного к строительству объекта недвижимого имущества (наличие копии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации не требуется, если отдельно стоящее здание объекта капитального строительства по проектной документации имеет количество этажей не более двух, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которое не предназначено для проживания граждан и осуществления производственной деятельности в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ).
Из письменных пояснениях уполномоченного органа также следует, что требование о предоставлении вышеперечисленных документов к участникам закупки установлено.
Вместе с тем, в извещении N 0116300022516000049 о проведении электронного аукциона на приобретение у застройщика строящегося здания детского сада на 98 мест, полностью оснащенного, пригодного для эксплуатации под ключ, в с. Оленек, Оленекского района, Республики Саха (Якутия) вышеуказанный перечень документов, которые надлежит представить участникам закупки в подтверждение своего соответствия требованиям, установленным на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не приведен.
В связи с вышеизложенным заказчик и уполномоченный орган признаются нарушившими пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе. Четвертый довод жалобы Джаватханова П.М. признается обоснованным.
5. Из жалобы ООО "СтройТехПартнер" следует, что заявителем обжалуются действия заказчика/уполномоченного органа по установлениюв аукционной документации излишних требований к участникам закупки о предоставлении копии разрешения на строительство объекта недвижимого имущества, полученного в установленном порядке, в соответствии со статьей 51 ГрК РФ, копии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации введенного в эксплуатацию, строящегося или запланированного к строительству объекта недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из смысла вышеизложенной нормы Закона о контрактной системе следует, что в том случае если предметом закупки является выполнение работ/оказание услуг, осуществление которых требует наличия разрешительных документов заказчику надлежит устанавливать соответствующее требование о специальной правоспособности участников закупки и о предоставлении участниками закупки документов, подтверждающих такую правоспособность.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, должны быть указаны в документация об электронном аукционе.
Вместе с тем, в силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Как упомянуто выше, в пункте 39 части 1 "Информационная карта" документации об электронном аукционе указано, что заказчиком, на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки установлены требования к участникам закупки, а также приведен следующий перечень документов, которые участники закупки должны представить в целях подтверждения своего соответствия таким требованиям:
- копия разрешения на строительство объекта недвижимого имущества, полученное в установленном порядке, в соответствии со статьей 51 Градостроительного Кодекса РФ;
- копия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации введенного в эксплуатацию, строящегося или запланированного к строительству объекта недвижимого имущества (наличие копии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации не требуется, если отдельно стоящее здание объекта капитального строительства по проектной документации имеет количество этажей не более двух, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которое не предназначено для проживания граждан и осуществления производственной деятельности в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 48 ГрК РФ подготовка проектной документации применительно к объектам капитального строительства осуществляется для целей архитектурно-строительного проектирования.
Частью 2 статьи 48 ГрК РФ установлено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно части 15 статьи 48 ГрК РФ проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
Между тем, материалами дела установлено, что муниципальный контракт, на право заключения которого проводится электронный аукцион, по своей правовой природе является договором поставки, и при этом не является договором строительного подряда.
Указанное следует из условий, указанных в извещении о проведении закупки, описания объекта закупки, положений проекта контракта, в том числе положений, определяющих порядок приемки поставленных товаров.
При изложенных обстоятельствах, учитывая то, что выполнение строительных работ не является предметом закупки, установленное заказчиком/уполномоченным органом требование о специальной правоспособности участников закупки, и необходимости ее подтверждении копиями разрешения на строительство объекта недвижимого имущества и копиями положительного заключения государственной экспертизы проектной документации введенного в эксплуатацию, строящегося или запланированного к строительству объекта недвижимого имущества, является неправомерным.
На основании вышеизложенного заказчик и уполномоченный орган признаются нарушившими часть 6 статьи 31, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе. Жалоба ООО "СтройТехПартнер" признается обоснованной.
Жалобы ООО "Комплект сервис", Джаватханова П.М., ООО "СтройТехПартнер" признаются обоснованными в полном объеме.
Вместе с тем, Комиссия Якутского УФАС России считает необходимым отметить следующее.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, устанавливающейпринцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок определено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Материалами дела установлено, что вследствие неправильной квалификации правовой природы контракта, заключение которого является предметом закупки, заказчиком были установлены неправомерные требования к участникам закупки.
Между тем, одним из существенных отличий договора строительного подряда от договора поставки является порядок, установленный для приемки результатов исполнения обязательств по договору - первичными учетными документами при заключении договора продажи недвижимости/поставки товаров будут являться акты приемки-передачи имущества, товарные накладные и пр., а при заключении договора строительного подряда - акты сдачи - приемки работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат и пр., что позволяет заказчику осуществлять контроль за выполнением каждого этапа строительных работ.
Действующим законодательством о контрактной системе не запрещается осуществление закупок на выполнение строительных работ по возведению объекта капитального строительства с последующим оснащением такого объекта необходимым оборудованием "под ключ".
При этом заказчикам/уполномоченным органам при осуществлении таких закупок необходимо соблюдать требования законодательства о контрактной системе, устанавливаемые при проведении закупок, предметом которых является выполнение строительных работ: необходимо использовать надлежащий метод обоснования начальной (максимальной) цены контракта, в соответствии с требованиями статьи 22 Закона о контрактной системе; устанавливать необходимые требования к специальной правоспособности участников закупки, в том числе о наличии свидетельств саморегулируемой организации о допуске к выполнению работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства; устанавливать дополнительные требования о наличии соответствующего опыта у участников закупки и о необходимости его подтверждения, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Комплект сервис" на действия заказчика администрации муниципального образования "Оленекский эвенкийский национальный район",уполномоченного органа муниципального казенного учреждения "Управление муниципальными закупками"при проведении электронного аукциона на приобретение у застройщика строящегося здания детского сада на 98 мест, полностью оснащенного, пригодного для эксплуатации под ключ, в с. Оленек, Оленекского района, Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116300022516000049)обоснованной.
2. Признать жалобу Джаватханова П.М. на действия заказчика администрации муниципального образования "Оленекский эвенкийский национальный район",уполномоченного органа муниципального казенного учреждения "Управление муниципальными закупками"при проведении электронного аукциона на приобретение у застройщика строящегося здания детского сада на 98 мест, полностью оснащенного, пригодного для эксплуатации под ключ, в с. Оленек, Оленекского района, Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116300022516000049) обоснованной.
3. Признать жалобу ООО "СтройТехПартнер" на действия заказчика администрации муниципального образования "Оленекский эвенкийский национальный район",уполномоченного органа муниципального казенного учреждения "Управление муниципальными закупками"при проведении электронного аукциона на приобретение у застройщика строящегося здания детского сада на 98 мест, полностью оснащенного, пригодного для эксплуатации под ключ, в с. Оленек, Оленекского района, Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116300022516000049) обоснованной.
4. Признать заказчикаадминистрацию муниципального образования "Оленекский эвенкийский национальный район", уполномоченный орган муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальными закупками"нарушившимичасть 3 статьи 7, часть 2 статьи 8, часть 5 статьи 24, часть 6 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 6 статьи 42, пункты 2, 6 части 5 статьи 63, пункты 3, 4, 11 части 1, часть 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Выдать заказчику администрации муниципального образования "Оленекский эвенкийский национальный район", уполномоченному органу муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальными закупками", Единой комиссии по осуществлению закупок для нужд муниципальных заказчиком муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район"предписание об устранении допущенных нарушений.
6. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии М.Н. Мохначевская
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 6 декабря 2016 г. N 06-995/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2016