Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 6 декабря 2016 г. N 06-1005/16т
изготовлено в полном объеме 09декабря2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д.-начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Васильевой С.Н.-старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "СахаСтройГрупп-2000"(далее также -ООО "СахаСтройГрупп-2000", Общество, заявитель):не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Администрации муниципального образования "Амгинский наслег" Амгинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (далее также - АМО "Амгинский наслег"Амгинского улуса (района) РС (Я), заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представлено письменное пояснение;
рассмотревжалобуООО "СахаСтройГрупп-2000"на действия заказчика Администрации МО "Амгинский наслег" Амгинского улуса РС (Я) при проведении электронного аукциона на теплоснабжение ул. Партизанская 89 (извещение N 0116300009816000041),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
29 ноября 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО "СахаСтройГрупп-2000" на действия заказчика Администрации МО "Амгинский наслег" Амгинского улуса РС (Я) при проведении электронного аукциона на теплоснабжение ул. Партизанская 89 (извещение N 0116300009816000041).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте еерассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 06декабря2016 года в 15 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы по существу возражений от заинтересованных лиц не поступило.
В жалобе ООО "СахаСтройГрупп-2000"заявитель указывает, что заказчиком в пункте 10.1 Информационной карты аукционной документации незаконно установлено требование к участникам закупки о наличиисвидетельства саморегулируемой организации о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее по тексту решения также - свидетельство СРО), поскольку виды работ, предусмотренные аукционной документацией не влияют на безопасность объектов капитального строительства, ввиду в отсутствие проектной документации и разрешения на строительство.
Просят выдать заказчику соответствующее предписание.
Из письменных пояснений Администрации следует, что заказчик не согласен с жалобой поскольку виды работ, предусмотренные аукционной документацией выполняются на объекте капитального строительства в многоквартирном жилом доме, представлено разрешение на строительство N 14-RU14515310-80-2016 от 19.10.2016 г., в связи с чем установление требования к участникам закупки о наличии у них свидетельства СРО правомерно.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
21ноября2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - официальный сайт) и на сайте электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ"размещено извещение N 0116300009816000041о проведении электронного аукциона на теплоснабжение ул. Партизанская 89, а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила1 300 000,00 руб.
До окончания срока подачи заявок на участие в закупке поступила одна заявка.
30 ноября 2016 года проведена процедура рассмотрения единственной заявки от участника закупки ООО "Емеян", о чем составлен протокол N 0116300009816000041-1. Согласно указанному протоколу заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации.
Электронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобуООО "СахаСтройГрупп-2000"необоснованнойна основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует неправомерное установление требования к участникам закупки о наличии у них свидетельства саморегулируемой организации о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в п. 10.1 Информационной карты аукционной документации.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Подпунктом 1.6.2.1 пункта 1.6.2 раздела 1 "Общие положения" аукционной документации установлено следующее: "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, если такие требования установлены, и информация о них содержится в Информационной карте аукциона".
Так, в преамбуле Информационной карты аукционной документации указано, что при возникновении противоречий между Разделом I документации об открытом аукционе в электронной форме и Разделом II "Информационная карта открытого аукциона в электронной форме", положения Информационной карты имеют приоритет над положениями документации об открытом аукционе в электронной форме.
В пункте 10 Информационной карты аукционной документации регулирующий единые требования к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, а также перечень документов, предоставляемых участником закупки в соответствии с п.1 и 2 ч.1 ст.31 Закона N 44-ФЗ указано "Предъявляются".
Между тем, Комиссия проанализировав положения аукционной документации приходит к выводу, чтозаказчиком в Информационной карте аукционной документации прямоне установленотребование к участникам закупкио наличии у них свидетельства саморегулируемой организации о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем,пункт 10.1 Информационной карты аукционной документации на который ссылается заявитель, регулирует требования предоставления документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а не участников закупки.
В связи с вышеизложенным, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Жалоба заявителя подлежит признанию необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
1.Согласно п. 1.6.2.2 пункта 1.6.2 раздела 1 "Общие положения" аукционной документации заказчиком установлено требование о наличии правомочности участника закупки заключать контракт.
В соответствии с Федеральным законом N 140-ФЗ от 04.06.2014 г. "О внесении изменений в Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок (правомочность участника закупки заключать контракт) утратил законную силу.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, заказчиком нарушено требование ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2. Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В разделе 4 проекта контракта установлено следующее:
"4.1. Подрядчик в письменной форме извещает Заказчика о выполнении работ.
4.2. Заказчик, в установленном порядке организует комиссионную приемку выполненных работ.
4.3. Заказчик, обнаруживший после приемки работ отступления от условий настоящего контракта или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты Подрядчиком, обязан известить об этом Подрядчика при их обнаружении. При этом, Подрядчик обязан устранить их за свой счет.
4.4. Требования, установленные выше, могут быть предъявлены в ходе выполнения работы или при ее принятии, а если нет возможности обнаружить недостатки при принятии работы - в течение гарантийного срока. Заказчик вправе предъявить требование о безвозмездном устранении недостатков в работе по истечении гарантийного срока, если в течение установленного срока были выявлены существенные недостатки, допущенные по вине Подрядчика.
4.5. Датой выполнения Подрядчиком работ по настоящему Контракту является дата подписания Заказчиком Акта приемки выполненных работ".
Между тем, из анализа данного раздела проекта контракта следует, что в нарушение ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте контракта не установлен порядок и сроки приемки выполненных работ (ее результатов).
3. Ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет1 300 000, 00 руб.
В извещении о проведении данной закупки установлен размер обеспечения исполнения контракта - 390 000, 00 руб.
В пункте 13Информационной карты аукционной документации указано следующее: "Обеспечение исполнения контракта 30 % от НМЦК - 390 000 руб. 00 коп.".
Пунктом 7.1 проекта контракта установлено следующее: "Подрядчик предоставляет обеспечение исполнения контракта в размере 5 % от начальной (максимальной) цены Контракта в форме 27 500 рублей (банковская гарантия, выданная банком, или внесение денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику). В банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии. Способ обеспечения исполнения контракта определяется Подрядчиком самостоятельно.
Вместе с тем, ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Из смысла положения ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе следует, что информация, содержащаяся в аукционной документации должна соответствовать информации, указанной в извещении о проведении закупки.
Таким образом, исходя из совокупного смысла вышеуказанных норм Закона о контрактной системе следует, что положения проекта контракта также не должны противоречить положениям извещения, аукционной документации.
Как следует из материалов дела, в проекте контракта заказчиком установлен конкретный размер обеспечения исполнения контракта, более того, установлен в размере несоответствующем положениям извещения о проведения электронного аукциона и аукционной документации.Вместе с тем, в проекте контракта также не предусмотрена возможность обеспечения исполнения контракта в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта.
Таким образом, заказчиком нарушены положения ч. 3 ст. 7, чч. 1, 4 ст. 64, ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Статья 190 ГК РФ предусматривает, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Так, согласно пункту 14Информационной карты аукционной документации, установлены следующие даты начала и окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации: с 21.11.2016 г. по 24.11.2016 г.
Датой окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе установлена 11 ч. 00 м. 30.11.2016 г.(п. 14.1 Информационной карты аукционной документации, извещения о проведении данного электронного аукциона).
Следовательно, с учетом положений вышеуказанных норм, датой окончания предоставления разъяснений положений аукционной документацииявляется 26.11.2016 года.
Между тем, в нарушение п. 1 ч. 11 ст. 64 Закона о контрактной системе заказчиком в аукционной документации установлена неверная дата окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации.
Вместе с тем, как следует из письменного пояснения заказчика 28.11.2016 г. от участника закупки поступил запрос о разъяснении положений аукционной документации, где заказчиком не были даны и размещены разъясненияна данный запрос.
Согласно ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Поскольку надлежащая датаокончания предоставления разъяснений положений аукционной документации 26.11.2016 года приходится на выходной день (суббота), то с учетом положений ГК РФ срок окончания подачи переносится на следующий рабочий день - 28.11.2016 г.
Таким образом, участником закупки запрос о разъяснении положений аукционной документации был направлен в сроки, установленные законодательством, следовательно, в нарушение положений ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе заказчиком не даны и не размещены разъясненияположений аукционной документации на запрос от 28.11.2016 г.
5. П. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываютсятребования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как следует из материалов дела, в Техническом задании (дала также - ТЗ) аукционной документации установлены требования к видам и объемам работ, в том числе:
-прокладка трубопроводов в каналах и надземная при условном давлении 0,6 Мпа, при температуре 115С, диаметр труб 50 мм. (пункт 3 Технического задания);
- изоляция трубопроводов матами минераловатными марок 75, 100, плитами минераловатными на синтетическом связующем марки 75 (пункт 20 Технического задания).
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время действует Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, утверждающий Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - Приказ N 624).
Раздел III указанного Перечня устанавливает виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Так, работам, установленным в пунктах 3 и 20 Технического задания аукционной документации соответствуют видыработ группы N 12 "Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования" (п. 12.10 Приказа N 624), группы N 18 "Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов Цельсия" (п. 18.1 Приказа N 624).
Таким образом, лицо, выполняющее данные виды работ должно иметьсвидетельство о допуске к таким видам работ.
Между тем, материалами дела установлено, что в нарушение п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчиком в положениях извещения о проведении закупки, а также в аукционной документациине установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства СРО о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
6. П. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
П. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, в случае, если к участникам закупки предъявляются требования об их специальной правомочности на осуществление тех или иных видов работ/деятельности, то в силу вышеуказанных статей Закона о контрактной системе в положениях извещения о проведении закупки, а также аукционной документации устанавливаются требования о предоставлении таких документов или их копий, свидетельствующих о соответствии участника закупки требованиям законодательства.
Так, в рассматриваемом случае, требование о предоставлении в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе копий свидетельства СРО о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства должно быть установлено в положениях извещения, а также аукционной документации.
Из анализа положений аукционной документации и извещения о проведении электронного аукциона следует, что заказчиком в нарушение положений п. 1 ч. 1 ст. 31,п. 6 ч. 5 ст. 63, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66Закона о контрактной системе не установлено требования о предоставлении в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе участниками закупки копий свидетельства СРО о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем, следует отметить, что пункт 10.1 Информационной карты аукционной документации на который ссылается заявитель, регулирует требования предоставления документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а не участников закупки.
При этом антимонопольный орган отмечает следующее.
Для устранения нарушений, указанных в пунктах 5, 6 настоящего решения заказчику необходимо обратить внимание на следующее.
В силу части 1 статьи 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Соответственно, если подрядчик выполняет работы лично без привлечения сторонних организаций, то он обязан иметь свидетельство о допуске ко всем выполняемым им видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Если же подрядчик для работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекает других лиц, то он не обязан иметь допуск СРО ко всем выполняемым видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, установленным в аукционной документации, но, при этом, обязан иметь допуск СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, т.е. генеральный подряд.
Поскольку проектом государственного контракта (п. 3.3.1) предусмотрена возможность привлечения субподрядчиков, то участник закупки (генеральный подрядчик) вправе привлечь для выполнения работ других лиц (субподрядчиков).
Причем лицо, выступающее в качестве субподрядчика обязано иметь допуски ко всем видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установленные заказчиком в требованиях аукционной документации.
Таким образом, заказчик, устанавливая требование к участникам закупки в части наличия свидетельств СРО у участников закупки обязан указать определенные виды работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в частности из раздела III указанного Перечня, а также указать, что в случае отсутствия допуска к определенным видам работ, установленным в аукционной документации, участник закупки должен иметь допуск на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в качестве генерального подрядчика (виды работ по п. "33" Приказа N 624).
Таким образом, по мнению антимонопольного органа, в случае содержания в перечне выполняемых работ аукционной документации на выполнение которых необходимо иметь свидетельство о допусках к таким работам согласно Приказа N 624, заказчик/уполномоченный орган могут установить следующие требования к участникам закупки:
- установить требование к участникам закупки о наличии допуска свидетельства саморегулируемой организации с функцией генерального подрядчика и (или) к определенным видам работ
или
- установить требование к участникам закупки о наличии допуска свидетельства саморегулируемой организации с функцией генерального подрядчика, а также возможность привлечения подрядчиком субподрядчиков для выполнения работ.
7. Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуг, являющихся объектом закупки.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 года N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее также - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года".
В данный перечень также входят выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Между тем, в извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации не установлено соответствующего запрета согласно Постановлению N 1457.
Таким образом, заказчиком нарушеныпункт 7 части 5 статьи 63, пункт 1 части 1 статьи 31, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "СахаСтройГрупп-2000"на действия заказчика Администрации МО "Амгинский наслег" Амгинского улуса РС (Я) при проведении электронного аукциона на теплоснабжение ул. Партизанская 89 (извещение N 0116300009816000041)необоснованной.
2. Признать заказчикаАдминистрацию МО "Амгинский наслег" Амгинского улуса Республики Саха (Якутия) нарушившимч. 6 ст. 31; ч. 13 ст. 34; ч. 3 ст. 7, чч. 1, 4 ст. 64, ч. 1 ст. 96; п. 1 ч. 11 ст. 64; ч. 4 ст. 65; п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 3 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 31; п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66; п. 7 ч. 5 ст. 63Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчикуАдминистрации МО "Амгинский наслег" Амгинского улуса Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 6 декабря 2016 г. N 06-1005/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2016