Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 12 декабря 2016 г. N 06-1035/16т
изготовлено в полном объеме 15 декабря 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Овчинниковой К.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена комиссии;
Васильева С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Айхал" (далее также - ООО "Айхал", заявитель): не явились, о месте и времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от Единой комиссии уполномоченного учреждения муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района" (далее также - МКУ "УМСиЗ Нерюнгринского района", Единая комиссия, уполномоченное учреждение): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, а также письменные пояснения,
от заказчика Нерюнгринской районной администрации (далее также - Администрация, заказчик) - не явились, о месте и времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Айхал" на действия Единой комиссии уполномоченного учреждения МКУ МКУ "УМСиЗ Нерюнгринского района" при проведении электронного аукциона на банкетное обслуживание (извещение N 0816300017016000287), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
05 декабря 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Айхал" на действия Единой комиссии уполномоченного учреждения МКУ МКУ "УМСиЗ Нерюнгринского района" при проведении электронного аукциона на банкетное обслуживание (извещение N 0816300017016000287).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 12 декабря 2016 года в 15 часов 00 минут.
До рассмотрения дела возражений от заинтересованных лиц не поступило.
Из содержания жалобы ООО "Айхал" следует, что заявителем обжалуются действия Единой комиссии уполномоченного учреждения по признанию заявки участника ООО "Айхал" на участие в электронном аукционе несоответствующей пункту 2 статьи 66 Закона о контрактной системе и аукционной документации.
Указывают на то, что Техническое задание аукционной документации составлено с нарушениями положений Закона о контрактной системе, а именно в части требования к удаленности оказания услуг (не более 200 м), описания интерьера зала, наличия живой музыки и отсутствия тематической направленности.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений уполномоченного учреждения следует, что требование к удаленности от здания Администрации обусловлено тем, что все выездные заседания Правительства РС (Я) проводятся в здании районной администрации. При этом в случае расположения помещения на расстоянии более 200 метров от администрации требуются дополнительные расходы на транспортные услуги, которые не предусмотрены бюджетом.
В материалы дела прилагают схему расположения ближайших кафе в радиусе 200 метров.
Интерьер в пастельных светлых тонах обусловлен тем, что заказчиком проводятся официальные мероприятия. Между тем, интерьер ресторана, предлагаемый участником закупки ООО "Айхал" не соответствует данному требованию (прилагают фото ресторана).
Также, условие о наличии живой музыки не послужило основанием для признания заявки участника закупки ООО "Айхал" несоответствующей требованиям аукционной документации.
Данное условие не относится к дополнительному требованию, ограничивающему количество участников закупки, а указано как пожелание заказчика к условиям оказания услуг.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
11 ноября 2016 года уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, на сайте оператора электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" было опубликовано извещение N 0816300017016000287 о проведении электронного аукциона на банкетное обслуживание, а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 300 000, 00 руб.
До окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступили две заявки на участие в электронном аукционе.
22 ноября 2016 года состоялось рассмотрение заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0816300017016000287-1. Согласно указанному протоколу обе заявки допущены к участию в электронном аукционе.
25 ноября 2016 года проведен электронный аукцион. Минимальные предложения о цене контракта выглядят следующим образом:
N п/п |
Предложения о цене контракта, ранжированные по мере убывания |
Тип цены |
Процент снижения |
Время поступления предложения |
Порядковый номер заявки |
1 |
281964.50 |
понижение |
6.01 % |
25.11.2016 04:22:38 |
2 |
2 |
284023.67 |
понижение |
5.33 % |
25.11.2016 04:19:19 |
1 |
28 ноября 2016 года проведена процедура подведения итогов, о чем составлен соответствующий протокол N 0816300017016000287-3.
Согласно указанному протоколу, Единая комиссия приняла решение о признании заявки участника N 1 соответствующей требованиям аукционной документации, и о признании заявки N 2 (ООО "Айхал") несоответствующей требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе.
Электронный аукцион признан не состоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Айхал" обоснованной на основании следующего.
Заявителем обжалуются действия Единой комиссии уполномоченного учреждения по признанию заявки участника закупки ООО "Айхал" (заявка N 2) на участие в электронном аукционе несоответствующей требованиям аукционной документации и требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов N 0816300017016000287-3 от 28 ноября 2016 года заявка участника закупки ООО "Айхал" признана несоответствующей требованиям аукционной документации на основании следующего:
"Согласно п. 2 ч. 3 ст. 66 N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.
Помещение данного участника не соответствует установленным требованиям аукционной документации, а именно: в соответствии с техническим заданием, которое является неотъемлемой частью аукционной документации Заказчиком были установлены следующие требования:
1) Место оказания услуг: РС (Я), центр г. Нерюнгри, удаленность от здания администрации (пр. Дружбы народов, д.21), не более 200 метров
Интерьер зала должен быть в светлых пастельных тонах (скатерти, мебель, стены, портьеры), отсутствие тематической направленности обязательно".
Предметом данной закупки является банкетное обслуживание.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Как следует из материалов дела, в пункте 32 "Требования к содержанию и составу заявки" части 1.3 "Информационная карта" аукционной документации указано следующее:
"При подаче заявки на оказание услуг первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
- согласие участника на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе (рекомендуемая форма 1)".
Следовательно, в данном случае участникам закупки в первой части заявки будет достаточно выразить только согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, поскольку в соответствии с пунктом 32 части 1.3 "Информационная карта" аукционной документации установлено требование о предоставлении только согласия участника аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.
Материалами дела установлено, что ООО "Айхал" в своей заявке выразил согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.
Также, в целях объективного и всестороннего рассмотрения жалобы ООО "Айхал" Якутским УФАС России истребовало у оператора электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" документы и сведения, представленные участниками электронного аукциона на банкетное обслуживание в составе первых частей своих заявок.
Анализ сведений, представленных оператором электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" на указанное требование, позволил установить, что участник закупки с порядковым номером 2 (ООО "Айхал") представил согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе с использованием функционала сайта электронной торговой площадки следующего содержания:
"Изучив извещение o проведении электронного аукциона, включая опубликованные изменения, и документацию об аукционе, получение которых настоящим удостоверяется, мы (я), нижеподписавшиеся (-ийся), согласны (-ен) поставить (выполнить, оказать) указанный выше предмет контракта на условиях, предусмотренных документацией по аукциону, стоимостью (по цене) не выше начальной (максимальной) цены контракта.
Мы (я) уведомлены (-н) o том, что информация из реестра аккредитованных на электронной площадке участников закупки на дату и время окончания срока подачи заявок будет направлена на рассмотрение в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе.
Мы (я) поручаем (-ю) Оператору электронной площадки блокировать операции по счету, открытому для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.
Мы (я) извещены (-н) o том, что в случае победы в аукционе при нашем (моем) уклонении от заключения контракта или при расторжении c нами (co мной) контракта, сведения о нас (обо мне) будут включены в реестр недобросовестных поставщиков".
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно пунктам 1 и 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 названной статьи, не допускается.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Единой комиссией неправомерно принято решение о признании заявки участника закупки ООО "Айхал" несоответствующей требованиям аукционной документации, части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, поскольку участник закупки в составе своей заявки выразил согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.
Единой комиссией уполномоченного учреждения нарушено требование части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
На возражение заказчика, а также по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов N 0816300017016000287-3 от 28 ноября 2016 года в части того, что участник закупки ООО "Айхал" не соответствует требованиям аукционной документации, а именно относительно места оказания услуг и интерьера, антимонопольный орган отмечает следующее.
Уполномоченным учреждением в материалы дела представлена схема расположения ближайших кафе в радиусе 200 метров от места оказания услуг.
Согласно представленной схеме в радиусе 200 метров от места оказания услуг расположено 4 (четыре) заведения общественного питания и отдыха.
Из анализа нормы вышеуказанного пункта 2 части 3 статьи 66, следует, что участник закупки, подавая заявку на участие в электронном аукционе, подтверждает, что товары, работы, услуги, предлагаемые им, соответствуют требованиям, изложенным в извещении и документации о проведении электронного аукциона, а также подтверждает свое согласие поставить товар/выполнить работу/оказать услугу в соответствии с требованиями, установленными в документации об аукционе и извещении.
Фактически, любой участник закупки, подавая заявку, своим согласием подтверждает, что условия электронного аукциона, в том числе, требования заказчика к оказанию услуг, для него понятны и приемлемы.
Не исключается возможность того, что участник закупки ООО "Айхал" на основании договора аренды, предусмотренного Гражданским законодательством, может использовать имущество за плату во временное пользование для оказания услуг являющихся предметом контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из совокупного смысла положений части 1 статьи 12 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что качество описания объекта закупки является одним из ключевых условий проведения эффективной закупки, по итогам которой заказчик заключает контракт на условиях максимально отвечающих его потребностям, а победитель определяется в соответствии с установленными правилами.
Согласно части 2 статьи 33 Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Материалами дела установлено следующее.
В извещении о проведении электронного аукциона указано место доставки товара, выполнения работ и оказания услуг: Российская Федерация, Саха /Якутия/ Респ, центр г. Нерюнгри. Удаленность от здания администрации (пр. Дружбы народов, д. 21), не более 200 метров, в кафе или ресторане с количеством посадочных мест не менее 100.
В пункте 3 Технического задания аукционной документации указано следующее: РС (Я), центр г. Нерюнгри, удаленность от здания администрации (пр. Дружбы народов, д.21) не более 200 метров, в кафе или ресторане с количеством посадочных мест не менее 100.
Между тем, согласно пункту 1.1. проекта контракта и пункту 4 Технического задания аукционной документации заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства оказать услуги в соответствии с меню - Техническое задание (Приложение N1 к настоящему контракту). Меню рассчитано на 120 человек.
Изучив Техническое задание аукционной документации на проведение банкета, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что характеристики, указанные заказчиком в Техническом задании по количеству посадочных мест, не являются достаточными (конкретными) и не позволяют сформировать участникам закупки заявку на участие в электронном аукционе.
Из вышеизложенного следует, что описание объекта закупки не является объективным, не позволяет участникам закупки сформировать разумное предложение о цене, ввиду отсутствия необходимых сведений о предмете закупки.
Заказчик/уполномоченное учреждение признается нарушившим положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Материалами дела установлено следующее.
Пунктом 5 Технического задания аукционной документации предусмотрено в том числе, обязательное наличие живой музыки.
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком/уполномоченным учреждением установлено требование о наличии у участников закупки других ресурсов необходимых при оказании услуги.
При этом оба участника закупки выразили согласие оказать услуги на условиях, указанных в аукционной документации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Айхал" на действия Единой комиссии уполномоченного учреждения муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района" при проведении электронного аукциона на банкетное обслуживание (извещение N 0816300017016000287) обоснованной.
2. Признать Единую комиссию уполномоченного учреждения муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района" нарушившей часть 7 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать заказчика Нерюнгринскую районную администрацию/ уполномоченное учреждение муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района" нарушившими пункт 1 части 1 статьи 33, часть 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать предписание Единой комиссии муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района" предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: К.А. Овчинникова
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 12 декабря 2016 г. N 06-1035/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2016