Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 8 декабря 2016 г. N 07-24-11346эп/16
Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобуИП Гончарова Владимира Дмитриевича на действия Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган), Администрации Красногорского муниципального района Московской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по капитальному ремонту сетей ХВС в п. Архангельское Красногорского района Московской области" (закупка N 0148200005416000910 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадкиАукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика утвердившего документацию об Аукционене соответствующую требованиям Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводом Заявителя не согласились и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 14.11.2016;
2) дата и время окончания подачи заявок - 30.11.2016;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 35 973 246,36 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 06.12.2016.
6) Дата проведения аукциона в электронной форме- 09.12.2016.
1. Согласно доводу Заявителя, извещение о проведении закупки не содержит требования к участникам закупки о наличии допуска СРО.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Изучив информацию, указанную в извещении, Комиссия установила, что извещение содержит требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, размер обеспечения исполнения контрактауказанный в документации об Аукционе не соответствует размеру обеспечения исполнения контракта, указанному в извещении о проведении Аукциона.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
В пункте 26Информационной карты документации об Аукционе установлено:"размер обеспечения исполнения контракта - 10 791 973,90руб."
При этом, в извещении о проведении Аукциона установлено: "размер обеспечения исполнения контракта - 10 791 973,91 руб.".
Представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы и сообщил, что при составлении документации об Аукционе допущена техническая ошибка.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Заявителя, в проекте государственного контракта документации об Аукционе установлено требование о средствах бюджета Московской области.
Из пункта 2. 1 проекта государственного контракта документации об Аукционе следует, что "Цена Контракта составляет ______ (_____) рублей ___ (___) копеек, ___________, в том числе НДС - _____%, _______ (______) рублей __ (___) копеек:
- Средства бюджета Московской области: ______ (_____) рублей ___ (___) копеек, ___________, в том числе НДС - _____%, _______ (______) рублей __ (___) копеек;
- Средства бюджета Красногорского муниципального района: ______ (_____) рублей ___ (___) копеек, ___________, в том числе НДС - _____%, _______ (______) рублей __ (___) копеек.".
Согласно пояснениям представителей Заказчика, предоставление счета или счета-фактуры вытекает из Налогового законодательства, и в случае, если организация применяет упрощенную систему налогообложения, она не является плательщиком НДС, и соответственно требовать от организации счета-фактуры не представиться возможным.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, извещение о проведении закупки не содержит требования к участникам закупки о наличии допуска СРО.
В соответствии с частью2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Изучив информацию, указанную в документации об Аукционе, Комиссия установила, что пункт 14 Информационной карты документации об Аукционе содержитдополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а именно: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка
<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства".
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 9 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
На заседании комиссии установлено, что проект контракта документации об Аукционе предусматривает срок выполнения работ: "Начало работ - с даты подписания Контракта; Окончание работ - не позднее 25 декабря 2016".
При этом, согласно Извещению и документации об Аукционе дата проведения Аукциона - 09.12.2016.
Срок опубликования итогового протокола составляет 3 дня. Контракт может быть подписан не ранее, чем через 10 дней, т.е. не ранее 23.12.16.
Кроме Комиссией установлено, что согласно дефектному акту на выполнение работ по капитальному ремонту сетей ХВС в п. Архангельское Красногорского района Московской области (далее - Дефектный акт) необходимо выполнить ряд работ, которые согласно нормативно-технической документации выполнить в декабре не представляется возможным, так например, Заказником в разделе "подготовительные работы" Дефектного акта установлено следующее: "Посадка деревьев и кустарников с комом земли размером 0,5x0,5x0,4 м"- 10 деревьев или кустарников. При этом, согласно пункту 6.12 СНиП III-10-75 "Правила производства и приемки работ. Благоустройство территории" посадку деревьев и кустарников нужно выполнить не позднее ноября.
Учитывая вышеуказанные сроки Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлены сроки, не позволяющие приступить к выполнению работ в рамках государственного контракта, и противоречат положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика согласился с указным доводом и сообщил, что при составлении документации об Аукционе допущена техническая ошибка.
Следовательно, действия Заказчиков, Уполномоченного органа не соответствуют части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, нарушают часть 10 статьи 70 Закона о контрактной системе,что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В технической части документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к о предоставлении конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров, так, например, для товара "Бетон" установлен показатель "Класс прочности на сжатие в проектном возрасте" и т. д.
При этом участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения химического состава товаров, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки. Кроме того, указанные материалам являются расходными, не остаются у заказчика и служат для производства работ.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик, Уполномоченный орган устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Кроме того, в приложении N1 технического задания документации об Аукционе по товару "Раствор строительный цементный ГОСТ 28013-98 Растворы строительные. Общие технические условия. Дата введения 1999-07-01" установлено следующее:
"Средняя плотность, затвердевших растворов в проектном возрасте не должна превышать 1600 кг/м3".
При этом, в соответствии с ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия. Дата введения 1999-07-01" средняя плотность, затвердевших растворов в проектном возрастедолжна быть для легких растворов менее 1500 кг/м3, для тяжелых растворов 1500 и более кг/м3.
В приложении N1 технического задания документации об Аукционе по товару "Раствор строительный цементный ГОСТ 28013-98 Растворы строительные. Общие технические условия. Дата введения 1999-07-01" установлено следующее:
"Содержание цемента в растворной сухой смеси не превышает 70 % массы раствора".
При этом, в ГОСТе 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия. Дата введения 1999-07-01" не установлены требования к содержанию цемента в растворной сухой смеси, следовательно, не регламентируется ГОСТом.
Комиссия пришла к выводу, что установленные Заказчиком в документации об Аукционе требования не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части утверждения документации об Аукционе, содержащей ненадлежащее описание объекта закупки что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
При этом Комиссией установлено, что проект государственного контракта, являющийся неотъемлемой частью документации об Аукционе, не содержит положений, предусматривающих условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, что не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Гончарова Владимира Дмитриевича частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушениепункта 1 части 1 статьи 64, пункта 8 части 1 статьи 64, части 13 стать 34, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать так как выдано по делу02.12.2016 N 07-24-17549/16.
4. Передать материалы дела от 08.12.2016 N 07-24-11346эп/16 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Мамедова А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 8 декабря 2016 г. N 07-24-11346эп/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2016