Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 ноября 2015 г. N 241-ВП/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании информации о нарушении законодательства о контрактной системе, содержащейся в жалобе ЗАО "МАКС" филиала в г. Челябинске (далее - Заявитель, Подататель жалобы, Общество) на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на страхование ОПО (извещение N 0369100014715000056) (далее - Конкурс), в присутствии:
представителя ЗАО "МАКС" филиала в г. Челябинске, действующего на основании доверенности от 15.09.2015;
представителя Федерального государственного казенного учреждения комбината "Родина" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу (далее - Заказчик), действующего на основании доверенности от 25.11.2015 N 9,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 19.11.2015 поступила жалоба ЗАО "МАКС" филиала в г. Челябинске на действия конкурсной комиссии при проведении рассматриваемого Конкурса.
Согласно материалам дела, Заказчиком объявлено о проведении Конкурса 20.10.2015 путем размещения извещения о проведении Конкурса и конкурсной документации на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта - 197 500,00 рублей.
Контракт N 39 от 23.11.2015 по результатам закупки заключен с САО "ВСК" на сумму 138 250,00 рублей.
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представитель Заявителя заявил ходатайство об отзыве жалобы в порядке, предусмотренном частью 15 статьи 105 Закона о контрактной системе, пояснив, что фактически Общество подавало жалобу на действия конкурента - САО "ВСК" в связи с нарушением последним законодательства о страховании.
Представитель Заказчика против удовлетворения доводов Заявителя, изложенных в обращении, возражал, представил письменные пояснения (исх. N 1121 от 25.11.2015), а устно также пояснил, что при расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте.
САО "ВСК" при расчете страховой премии применил коэффициент 0,7 к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного производственного объекта.
По мнению представителя Заказчика, конкурсной комиссии не нарушен порядок отбора участников закупки и Победителя Конкурса.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе Комиссия, проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
1. Пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о проведении Конкурса должно содержать требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении конкурса.
1.1. В нарушение пункта 2 части 3 статьи 49, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Конкурса и конкурсной документации отсутствуют единые требования к участникам закупки, предусмотренные пунктами 3-5,7,9,10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
1.2. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Извещением о проведении Конкурса, пунктом 15 Информационной карты конкурсной документации установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Техническим заданием (Приложением N 5 к проекту контракта) предусмотрено, что представитель компании, оказывающей услугу по страхованию, должен иметь форму допуска не ниже третьей со сведениями, составляющими государственную тайну, а также не разглашать сведения об имущественном положении ФГКУ комбината "Родина", состоянии, условиях и особенностях эксплуатации опасных производственных объектов и другую конфиденциальную информацию и информацию, относящуюся к государственной тайне.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, Исполнителю по контракту будет передана декларация безопасности производственного объекта, имеющая степень секретности: секретно.
Вместе с тем, конкурсной документацией, объектом закупки и проектом контракта не предусмотрена передача указанной декларации безопасности производственного объекта, а также иных сведений, составляющих государственную тайну, Исполнителю (Победителю Конкурса), что исключает право Заказчика устанавливать в конкурсной документации и извещении о проведении Конкурса требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Таким образом, Заказчиком нарушены пункт 2 части 3 статьи 49, часть 1 статьи 50, пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе регламентировано, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
2.1. Пунктом 4 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в Конкурсе должна содержать в случае, предусмотренном частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса.
В нарушение пункта 1 части 1 статьи 50, пункта 4 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе Заказчиком в конкурсной документации не установлено требование о представлении участниками закупки в составе заявки документов, подтверждающих добросовестность участника открытого конкурса.
2.2. Пунктом "г" части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в Конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в пункте 6 Информационной карты конкурсной документации установлено, что заявка на участие в Конкурсе должна содержать лицензию на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Как указано в пункте 1.2 мотивировочной части настоящего решения Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что требование Заказчика о наличии у участника закупки лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является неправомерным.
Следовательно, представление в заявке участниками закупки такой лицензии также не соответствует пункту 1 части 1 статьи 50, пункту "г" части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. В силу пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Часть 1 статьи 32 Закона о контрактной системе определяет, что одним из критериев оценки заявок на участие в Конкурсе может быть квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 10 Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП РФ N 1085) в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В пункте 26 Информационной карты конкурсной документации Заказчиком установлен критерий оценки заявок "Квалификация участников открытого конкурса", порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по которому предусматривает оценку заявки исходя из сведений о реквизитах (дате заключения, номере, наименовании заказчика, цене) государственных и муниципальных контрактов, заключенных в период не позднее двух лет до даты подачи заявки на участие в открытом конкурсе, и исполненных без применения штрафных санкций.
Сопоставимым характером и объемом Заказчик определил государственные (муниципальные) контракты на страхование ОПО стоимостью не менее 197 500 (Сто девяносто семь тысяч пятьсот) рублей.
Вместе с тем, оценка заявок на участие в Конкурсе по критерию "Квалификация участников открытого конкурса" на предмет представления только информации о контрактах, а не их самих и актов оказанных услуг, не соответствует пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе не позволяет конкурсной комиссии оценить опыт участника закупки по исполнению контрактов.
4. Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" установлено, что при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта в случае заключения контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте является обязательным видом страхования.
Формула расчета страховой премии определена Указанием Центрального банка Российской Федерации от 23.07.2015 N 3739-У "О страховых тарифах, структуре страховых тарифов и порядке их применения страховщиками при расчете страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинением вреда в результате аварии на опасном объекте" и приведена в следующей форме: Т=ТБКБМ
КУБ
МВКП.
Аналогичная формула приведена Заказчиком в обосновании начальной (максимальной) цены контракта (Приложение N 1 к конкурсной документации).
Вместе с тем, в нарушение части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе указанная формула цены не нашла своего отражения в проекте контракта.
5. Пунктом 11.4 проекта контракта установлено условие исполнения контракта, не соответствующее объекту рассматриваемой закупки, а именно: "Если обучение уже оплачено Заказчиком, Исполнитель обязан возвратить полученные от Заказчика по государственному контракту денежные средства".
6. В силу части 1 статьи 34, части 1 стать 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации.
Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе установлен запрет на изменение условий контракта при его заключении и исполнении, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Приложением N 1 к Техническому заданию проекта контракта установлена таблица для включения плана мероприятий по обеспечению режима секретности при оказании услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинением вреда в результате аварии на опасном объекте ФГКУ комбината "Родина" Росрезерва.
Однако, указанное приложение не заполнено, не содержит перечня (плана) мероприятий.
Условиями исполнения контракта не предусмотрены сроки и порядок формирования такого плана мероприятий по обеспечению режима секретности на опасном объекте ФГКУ комбината "Родина" Росрезерва.
В нарушение пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Заказчиком не определены условия исполнения контракта в отношении плана мероприятий по обеспечению режима секретности на опасном объекте ФГКУ комбината "Родина" Росрезерва, что не позволяет определить предмет контракта.
7. Частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в Конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Пунктом 26 Информационной карты конкурсной документации установлено, что заявка на участие в Конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения, либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 10.11.2015 N ПРО1 решением конкурсной комиссии к участию в Конкурсе допущены ОАО "АльфаСтрахование", ООО "СК "Согласие", АО "СОГАЗ", ЗАО "МАКС", САО "ВСК", ООО "Росгострах".
Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев заявки участников закупки, требования пункта 26 Информационной карты конкурсной документации к содержанию и составу заявки на участие в Конкурсе, протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 10.11.2015 N ПРО1, приходит к выводу о нарушении конкурсной комиссией части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, выразившемся в допуске к участию в Конкурсе ЗАО "МАКС", поскольку указанным участником закупки в составе заявки представлено в качестве обеспечения заявки платежное поручение N 51378 от 27.10.2015, заверенное не ПАО "Сбербанк", а участником закупки.
Вместе с тем, указанное платежное поручение сформировано посредством функционала системы "Банк-Клиент" и платеж проведен в электронной форме, оригинал платежного поручения, подписанный электронными подписями сотрудников участника закупки и банка, находится в самой системе и при выводе на бумажный носитель становится копией и требует заверения банком в соответствии с положениями пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
8. Доводы Заявителя относительного того, что САО "ВСК" неправомерно предложена цена контракта (страховая премия) с применением коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта 0,7, что не соответствует правилам, утвержденным Национальным союзом страховщиков ответственности, не принимаются Комиссией Челябинского УФАС России по следующим причинам.
В соответствии с Указанием Банка России от 23.07.2015 N 3739-У "О страховых тарифах, структуре страховых тарифов и порядке их применения страховщиками при расчете страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" конкретное значение коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта в интервале возможных значений определяется страховщиком в соответствии с правилами профессиональной деятельности профессионального объединения страховщиков.
Вместе с тем, правила профессиональной деятельности профессионального объединения страховщиков в свободном доступе отсутствуют, Заявителем обращения на заседании антимонопольного органа не представлены.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заказчиком и Уполномоченным органом, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 2 статьи 34, пункта 2 части 3 статьи 49, части 1 статьи 50, пунктов 1, 9 части 1 статьи 50, пункта 4, подпункта "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с заключением контракта.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии Д.Ф. Гареева
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 ноября 2015 г. N 241-ВП/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2015