Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 17 декабря 2015 г. N ГЗ-901-15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
В присутствии представителей
Заявитель: ООО "АрДен"
- Чувашев Денис Жавдатович (директор);
Заказчик: ГБУЗ РБ Малоязовская ЦРБ
- Закиров Рустам Уралович (доверенность);
- Гатауллина Марина Валериевна (доверенность).
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба "АрДен" (вх. N 17939 от 10.12.2015 г.) (далее - Заявитель) на действия комиссии заказчика в лице ГБУЗ РБ Малоязовская ЦРБ (далее - Заказчик), при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок N 0301300118415000036, "оказание услуг по уборке помещений (медицинское учреждение Аркауловская СУБ)".
До рассмотрения жалобы по существу представителем заявителя заявлено ходатайство об ознакомлении с материалами дела.
Данное ходатайство удовлетворено, в заседании комиссии объявлен был перерыв до 17.12.2015 г. 14 час. 45 мин. местного времени.
Согласно жалобе заявителя, Заказчиком комиссией заказчика нарушены Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представители заказчика представили материалы по делу, письменных пояснений на доводы жалобы не представлены, на доводы жалобы заявителя возражали.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на действия комиссии Заказчика.
Комиссия Башкортостанского УФАС России, проанализировав представленные материалы дела, доказательства, выслушав представителей сторон участвующих в деле и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила следующее:
Заказчиком 24.11.2015 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0301300118415000036.
Согласно первому доводу жалобы заявителя в протоколе рассмотрени и оценки заявок на участие в запросе котировок комиссией заказчика указана неверная сумма контракта, а именно участником ООО "АрДен" предложена сумма - 359 000 рублей, в протоколе указана сумма 459 100 рублей.
Согласно пояснениям заказчика ими был опубликовано два протокола на официальном сайте www.zakupki.gov.ru один изкоторых сформирован путем функционала официального сайта другой протокол был приложен в виде отдельного документа в котором заказчик неверно указал сумма обяснив это тем, что при указании суммы произошла опечатка.
В соответствии с положениями ч.8 ст.78 Закона о контрактной системе, в том числе указано, что протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и в день его подписания размещается в единой информационной системе.
Исходя из указанной выше нормы Закона о контрактной системе, заказчиком размещает на официальном сайте один протокол и прикрепление второго протокола не является обязанностью заказчика.
Согласно информации опубликованной на официальном сайте, опубликована действующая редакция протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 04.12.2015 NП1 от 04.12.2015 согласно которому сумма предложенная заявителем указанна верно, а именно 359 000 рублей.
Таким образом, заказчиком исполнены требования ч.8 ст.78 Закона о контрактной системе в данной части, размещен протокол содержащий актуальные суммы предложенные участниками. Публикация второго протокола не могла ввести в заблуждение участника закупки поскольку Законом о контрактной смистеме предусмотрено размещение только одного протокола, данный протокол заказчиком размещен у участника имелась возможность ознакомиться с его содержанием.
Следовательно, данный довод жалобы заявителя не нашел своего подтверждения.
Также, заявителем обжаловались действия комиссии заказчика в части отклонения его заявки по причини ее несоответствия документации, а именно ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе, а также не соответствует требованиям технического задания.
Согласно ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Исходя из анализа извещения, заказчиком не установленты требования об ограничении в отношении участников закупки, которыми могут быть только СМП и СОНО.
Следовательно у комиссии заказчика отсутствовали основания для отклонения данного участника закупки.
В соответствии с ч.7 ст.78 Закона о контрактной системе, котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Кроме того, заявителем указывалось в жалобе, что в протоколе отсутствуют ссылки на положения заявки которые не соответствуют извещению о проведении запроса котировок.
Исходя из анализа протокола комиссией установлено, что в нем отсутствуют положения заявки которые не соответствуют извещению.
Согласно ч.8 ст.78 Закона о контрактной системе, в том числе указано, результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом, в котором содержатся информация о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках, подавших заявки на участие в запросе котировок, об отклоненных заявках на участие в запросе котировок с обоснованием причин отклонения (в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и положений извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют заявки на участие в запросе котировок этих участников, предложений, содержащихся в заявках на участие в запросе котировок, не соответствующих требованиям извещения о проведении запроса котировок, нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, послуживших основанием для отклонения заявок на участие в запросе котировок)
Таким образом, данные доводы жалобы нашли свое подтверждение, в действиях комиссии заказчика установлены нарушения ч.7,8 ст.78 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в доводах жалобы заявителя указано, что победитель данного запроса котировок ИП Санзяпова А.Р. зарегистрирована 20.07.2015 года. У данного участника отсутствует государственные контракта, также среди кода ОКВЭД отсутствет вид деятельности по уборке помещений.
Согласно ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со ст.18 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
В п.4 ст.3 Закона о контрактной системе указано, что участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Исходя из буквального толкования указанных норм, любое лицо вправе принимать участие в закупках в рамках Закона о контрактной системе, за исключением случаев, когда это прямо не запрещено законом.
Исходя из анализа документации, Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок не установлено запретов либо ограничений на участие в запросе котировок.
Таким образом, данный довод жалобы заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, заявителем указано в доводах жалобы, что заказчик установил одинаковую дату вскрытия конвертов с заявками для восьми закупок (0301300118415000034- 0301300118415000041) включая данную по аналогичным запросам котировок.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.73 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация, в том числе, место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок.
В ч.1 ст.78 Закона о контрактной системе, указано, в том числе котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок.
На заседании Комиссии УФАС установлено, что согласно информации опубликованной на официальном сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком установлена одинаковая дата и время вскрытия конвертов с заявками для восьми закупок - 04.12.2015 г. 09:00, извещения NN0301300118415000034 - 0301300118415000041.
Комиссией УФАС, в ходе заседания установлено, что у заказчика отсутствуют восемь единых комиссий по рассмотрению заявок поданных при проведении запроса котировок. То есть, единая комиссия заказчика могла рассмотреть заявки только по одной закупке из восьми в сроки установленные в извещении.
Вышеизложенные обстоятельства свидететльствуют о нарушении единой комиссией порядка вскрытия конвертов, что нарушает ч.1 ст.78 Закона о контрактной системе, поскольку комиссия обязана вскрыть конверты с заявками во время указанное в извещении о проведении запроса котировок. Однако Комиссией УФАС установелно, что заказчиком в срок установленный извещением заявки по данному запросу котировок не были рассмотрены в сроки указанные в извещении о проведении запроса котировок.
Таким образом, данный довод жалобы нашел свое подтверждение.
При указанных обстоятельствах и на основании вышеизложенного доводы жалобы заявителя являются обоснованными частично.
Вместе с тем, Комиссией УФАС России по РБ, в ходе проведения внеплановой проверки, также установлено следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.73 Закона о контракнтйо системе, в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация, в том числе, информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта).
Согласно ст.22 Закона о контрактной системе, начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.
Исходя из анализа извещения о проведении запроса котировок, Комиссие УФАС установлено, что информация об обосновании НМЦК отсутствует в извещении о проведении запроса котировок, также представители заказчика не пояснили, каким образом сформирована НМЦК и почему требуемое в составе извещения обоснование отсутствует.
Таким образом, в заказчиком нарушены положения ст.22 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно п.12 "Техническое задание" по данному запросу котировок, заказчиком установленны следующие требования, а именно:
12. Общие требования для Исполнителя
12.1. Наличие у организации действующих договоров на оказание услуг; 12.2. Наличие квалифицированного персонала, имеющего обучение согласно Постановлению Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций";12.3. Исполнитель должен иметь проведенную специальную оценку условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
В соответствиис ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.4 ст.73 Закона о контрактной системе, требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается.
То есть ч.3 ст.73 Закона о контрактной системе установлен закрытый перечень требований к участнику запроса котировок, указанных выше требований установленных в п.12 Технического задания данной нормой не предусмотрено.
Однако заказчиком в нарушение указанных положений ч.6 ст.31, ч.4 ст.78 Закона о контрактной системе установлены требования к участнику которые не предусмотрены ч.3 ст.78 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссией УФАС России по РБ установлены нарушения в действихя заказчика ч.6 ст.31 и ч.4 ст.78 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно ч.13 ст.78 Закона о контрактной системе, контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола.
Комиссией УФАС России установлено, что согласно информации опубликованной на официальном сайте www.zakupki.gov.ru контракт заключен 11.12.2015 г.
В соответствии с ч.1 ст.2 Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно ст.190 Гражданского кодекса РФ, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В силу ст. 191 Гражданского кодекса, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
То есть, по смыслу указанных норм Гражданского кодекса и Закона о контрактной системе и из их буквального толкования, между началом течения события и его окончанием, при заключении контракта в рамках проведения запроса котировок, должно пройти не менее семи календарных дней.
Однако заказчиком в нарушение указанных требований Закона контракт заключен на седьмой день, то есть фактически между началом события и его окончанием прошло шесть календарных дней.
Следовательно, заказчиком нарушены положения ч.13 ст.78 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссией УФАС России также установлено, следующее.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99, 106 Закона о контрактной системе N44-ФЗ, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере размещения заказов,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АрДен" на действия комиссии заказчика, в лице ГБУЗ РБ Малоязовская ЦРБ, обоснованной частично.
2. В действиях комиссии заказчика установлены нарушения ч.1,7,8 ст.78 Закона о контрактной системе.
3. В действиях заказчика установлены нарушения ст.22 ч.4 ст.74, ч.6 ст.31, ч.13 ст.78 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что контракт заключен 11.12.2015 г., предписание заказчику не выдавать.
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 17 декабря 2015 г. N ГЗ-901-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2015