Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 4 декабря 2015 г. N 1597А-2015
Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Халлаевой Д.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Гебекова К.Д. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г.- Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова Ш.М. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за торговой деятельностью, недобросовестной конкуренцией и рекламой Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу Гамала Евгения Александровича (далее - Заявитель) на действия заказчика - МКУ "КОМИТЕТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ" (далее Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0303300130415000019 на дополнительные работы по строительству общеобразовательной школы на 1296 ученических мест в пос. Новый Кяхулай г. Махачкалы (далее - Аукцион) и проведя внеплановую проверку в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в отсутствии сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
27.11.2015 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указываются следующие обжалуемые положения документации о закупке:
1) документация об Аукционе не соответствует извещению о проведении Аукциона в части информации о размере обеспечения заявок;
2) документация об Аукционе содержит противоречия в части установления дополнительных требований к участниками закупки.
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся на Официальном сайте, а также на сайте оператора электронной площадке ООО "РТС- тендер" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
13.11.2015 Заказчиком на Официальном сайте были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 55 313 931,80 руб.
1. Заявитель указывает на то, что документация об Аукционе не соответствует извещению о проведении Аукциона в части информации о размере обеспечения заявок.
В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:
размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона размер обеспечения заявок на участие в Аукционе составляет 490244,65 рублей, а в соответствии с п. 13 информационной карты аукционной документации - 553 139 рублей 31 копеек.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя и нарушении Заказчиком ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель указывает на то, что документация об Аукционе содержит противоречия в части установления дополнительных требований к участниками закупки.
В п/п. "с" п. 10.3 вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
"копии (копия) ранее исполненного (исполненных) контрактов, договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ, копии акта приемки объекта капитального строительства и решения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на вво объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством РФ) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе".
В п. 17 Информационная карта Аукциона указано, что: "Требуются сведения, документы, предусмотренные п.п. (а), (с), (d), (f) ст. 10.3 Инструкции участникам электронного аукциона".
Из содержания вышеуказанных пунктов усматривается, что они не противоречат друг другу, в связи с чем жалобу в данной части следует признать необоснованной.
3. В ходе проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, в рамках рассматриваемой жалобы внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3.1. Комиссией установлено, что в п. 10.3 во взаимосвязи с п. 3.1 документации об Аукционе установлено требование о представлении во второй части заявки декларации о соответствии участника закупки требованию об отсутствии в предусмотренном ФЗ-44 реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица, а также отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", действовавшем до 01.01.2014 г., что не соответствует содержанию п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3.2. Комиссией установлено, что в п. 2.1.2 проекта контракта (раздел V аукционной документации) указано:
"Подрядчик обязуется выполнить все Работы надлежащим образом и в полном объеме в течение 20 календарных дней со дня заключения настоящего Контракта. Подрядчик имеет право на досрочную сдачу результата Работ.".
В п. 14.1 проекта контракта указано: "Настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 31 декабря 2015 года".
Учитывая то обстоятельство, что контракт по результатам Аукциона не может быть заключен ранее 13.12.2015 г., срок выполнения работ выходит за рамки срока действия контракта, указанного Заказчиком в проекте контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 3 ст. 425 Гражданского кодекса РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Комиссией установлено, что проектом государственного контракта не предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Несмотря на то, что срок выполнения работ выходит за рамки срока действия контракта, контракт продолжает действовать до момента окончания исполнения сторонами обязательств по нему.
Таким образом, п. 14.1 проекта контракта, которое предусматривает окончание срока действия контракта до 31.12.2015 г., т.е. до исполнения сторонами обязательств по нему, свидетельствует о необъективности описания объекта закупки.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, по мнению Комиссии указанное нарушение не ограничивает количество участников закупки, в связи с чем его устранение возможно при заключении контракта.
3.3. Комиссией установлено, что в п. 10.10. проекта контракта указано: "Общая сумма штрафных санкций, начисляемых в соответствии с настоящим Контрактом, не может превышать цены настоящего Контракта".
Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, положение указанной нормы не ограничивает сумму штрафных санкций суммой контракта, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
При этом, данной нарушение не повлияло и не могло повлиять на результаты Аукциона.
3.4. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно ч. 3 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ. Данное лицо должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 55.8 ГрК РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Указанный Перечень содержит работы, предусмотренные аукционной документацией, в связи с чем Заказчик должен был установить к участникам закупки требование о наличии у участника закупки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
В нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчиком не установлено указанное требование к участнику закупки.
3.5. Заказчиком в п. 23 технического задания установлены требования к горячекатаной арматурной стали: "Класс стали: А-I, А-II, А-III, марка стали: Ст3сп; Ст5сп; 35ГС".
Согласно инструкции по заполнению заявки знак "," (запятая) между значениями показателей означает "и", знак ";" (точка с запятой) между значениями показателей означает "или".
Таким образом, участник закупки в соответствии с требованиями технического задания и инструкции по заполнению заявки должен предложить в первой части заявки арматуру всех трех классов, но изготовленной только из одной из трех марок стали, указанных Заказчиком.
В соответствии с ГОСТом 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" арматура класса А-I изготавливается из марок стали Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп, класса А-II - из марок Ст5сп, Ст5пс, 18Г2С, А-III - из марок 35ГС, 25Г2С, 32Г2Рпс.
Таким образом, арматура классов А-I, А-II, А-III не изготавливается из одной марки стали, что свидетельствует о необъективности описания Заказчиком объекта закупки.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Таким образом. Заказчиком нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, п.2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю закупок,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 8 ст. 34, ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. В связи с выдачей Заказчику, его аукционной комиссии, Оператору электронной площадки Предписания N1578А-2015 от 03.12.2015 г. об устранении выявленных нарушений предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: К.Д. Гебеков
В.А. Агамирзаев
К.Г. Магомедов
Ш.М. Магомедов
Исп. Агамирзаев В.А. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 4 декабря 2015 г. N 1597А-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2015