Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 18 декабря 2015 г. N 07-242/15
резолютивная часть решения объявлена 18.12.2015 г.
в полном объеме решение изготовлено 22.12.2015 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
,
при участии представителя заказчика - ФГБУ "Управление эксплуатации межреспубликанских магистральных каналов",
в отсутствии представителей заявителя - ООО "Спектр" уведомленного о дате, месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0304100007615000013 "Противопаводковые мероприятия по эксплуатационному участку Малка-Кура ФГБУ УЭММК", руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
Из Ставропольского УФАС России в адрес Кабардино-Балкарского УФАС России была перенаправлена жалоба ООО "Спектр" на действия заказчика - ФГБУ "Управление эксплуатации межреспубликанских магистральных каналов" при проведении электронного аукциона "Противопаводковые мероприятия по эксплуатационному участку Малка-Кура ФГБУ УЭММК".
Согласно жалобе, заказчиком в документации об аукционе установлено требование к участникам закупки о декларировании принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям. Вместе с тем, в документации указывается, что преимущества и ограничение участия в определении поставщика не установлены.
В проект контракта заказчиком не включено требование, предусмотренное частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что, по мнению заявителя, ущемляет законные права потенциальных участников - физических лиц.
В документации об аукционе указывается размер обеспечения заявки на участие в аукционе - 222 554,05 рублей, а в извещении о проведении электронного аукциона указывается 222 554,06 рублей.
Заказчиком были даны разъяснения положений документации, в одном из которых отсутствует текст запроса, что по мнению заявителя, создает преимущественные условия для участника подавшего запрос.
В требованиях к материалам заказчиком установлено: "фракция 10-20 мм". Заявитель считает, что предоставить заказчику фракцию 10-20 мм не представляется возможным, так как согласно ГОСТ 8267-93, щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.
В требованиях к материалам заказчиком установлено: "бетон тяжелый, крупностью заполнителя 20 мм, класс В15 (М200)". Согласно ГОСТ 26633-91 для бетона конструкций, запроектированных до ввода в действие СТ СЭВ 1406 (при нормировании прочности по маркам), установлены следующие марки: по прочности на сжатие: М50; М75; М100; М150; М200; М250; М300; М350; М400; М450; М500; М550; М600; М700; М800; М900; М1000. Однако ГОСТ 26633-91 прекратил свое действие 01.01.2014 г. и требование заказчика, указывает заявитель, не применимо.
В требованиях к материалам заказчиком установлено: "проволока горячекатаная в мотках, диаметром 6,3-6,5 мм; доски обрезные хвойных пород длиной: 4-6,5 м, шириной 75-150 мм", а инструкция по заполнению заявки не содержит описание символов "тире" и "двоеточие". Неточность требований не позволяет заявителю подготовить заявку.
Заявитель просил приостановить закупку, обязать заказчика внести изменения в документацию об аукционе.
Рассмотрение жалобы состоялось 17 и 18 декабря 2015 года (на основании пункта 3.33 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14, в заседании Комиссии был объявлен перерыв).
Представитель заказчика пояснил, что закупка осуществляется для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, преимущества и ограничения не установлены по технической ошибке.
Требование части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проект контракта не включен в связи с тем, что для выполнения работ по предмету закупки необходимо наличие свидетельства о допуске к строительным работам, выданного саморегулируемой организацией. Свидетельство о допуске к строительным работам выдается индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. Физические лица не смогут участвовать в данной закупке.
Размер обеспечения заявки составляет 222 554,055 рублей. В документации сумма была округлена и указана 222 554,05 рублей. При формировании извещения о проведении электронного аукциона сумма обеспечения заявки была рассчитана автоматически и выставлена 222 554,06 рублей.
02.12.2015 г. был получен запрос о даче разъяснений положения документации, 03.12.2015 г. заказчиком было опубликовано разъяснение положений документации. Текст запроса доступен в свободном пользовании на сайте оператора ЭТП по данному аукциону, и любой участник может с ним ознакомиться.
Локально-сметный расчет и расчет потребности в материалах рассчитывался автоматически через официальную лицензионную программу Гранд-смета и изменения при их формировании не производятся.
Рассмотрев доводы заявителя, представителя заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, Комиссия пришла к следующим выводам:
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 25 ноября 2015 года было размещено извещение N0304100007615000013 о проведении электронного аукциона "Противопаводковые мероприятия по эксплуатационному участку Малка-Кура ФГБУ УЭММК" с начальной (максимальной) ценой контракта - 4 451 081,10 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 11.12.2015 09:00; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 12.12.2015; дата проведения аукциона в электронной форме - 15.12.2015.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.12.2015 г., на участие в аукционе было подано 9 заявок, к участию в аукционе допущены 9 участников закупки.
В ходе проведения электронного аукциона ценовые предложения подавали 4 участника аукциона. Минимальное предложение о цене контракта составило 3 427 743,00 рублей (начальная цена контракта была снижена на 22,99 %).
Пунктом 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе определено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
В документации об аукционе заказчиком установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, декларацию о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Между тем, преимущества и ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в документации об аукционе и в извещении о проведении электронного аукциона не установлено.
Довод заявителя относительно отсутствия указания в документации об аукционе и в извещении о проведении электронного аукциона преимущества и ограничение участия в определении поставщика, при установлении требования декларировать принадлежность участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, признается Комиссией обоснованным.
В проект контракта документации об аукционе заказчиком не включено условие, предусмотренное частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, согласно которой в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Условиями документации об аукционе предусмотрены работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, и для выполнения которых необходимо наличие свидетельства о допуске к строительным работам, выданного саморегулируемой организацией.
В соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, свидетельство о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. Следовательно, физические лица не смогут участвовать в данной закупке, и заключить контракт по результатам проведенного электронного аукциона.
Довод заявителя относительно ущемления заказчиком законных прав физических лиц, не являющимися индивидуальными предпринимателями, признается Комиссией необоснованным.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона, в документации об электронном аукционе должна содержаться информация о размере обеспечения заявок на участие в таком аукционе.
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно документации об аукционе, размер обеспечения заявок на участие в аукционе составляет 222 554,05 рублей (5,0 % от начальной (максимальной) цены контракта).
В извещении о проведении электронного аукциона указано, что размер обеспечения заявок составляет 222 554,06 рублей.
Довод заявителя относительно несоответствия информации указанной в извещении о проведении аукциона информации указанной в документации об аукционе, признается Комиссией обоснованным.
Так же признается обоснованным довод заявителя в части отсутствия в разъяснении положения документации об аукционе предмета запроса.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Так, заказчиком 03.12.2015 г. опубликовано разъяснение положений документации об аукционе, в котором не указан предмет запроса, что нарушает положения Закона о контрактной системе.
Согласно документации об аукционе, для нужд заказчика необходимо выполнить работы с использованием материалов. Заказчиком установлены требования к материалам, перечень которых указан в 6 сметах. Так, например:
- проволока горячекатаная в мотках, диаметром 6,3-6,5 мм;
- доски обрезные хвойных пород длиной: 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 32-40 мм, III сорта;
- бетон тяжелый, крупность заполнителя: 20 мм, класс В15 (М200);
- щебень из природного камня для строительных работ марка: 600, фракция 10-20 мм.. и т.д.
Согласно инструкции по заполнению заявки, первая часть заявки должна содержать согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
В документации показатели материалов по диаметру, длине, ширине, толщине указаны в диапазоне. При отсутствии в инструкции пожеланий заказчика, в своем предложении по поставляемому товару участник должен в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и документации об аукционе указать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе. Отсутствие в документации об аукционе подробной инструкции по знакам препинания не нарушает требований Закона о контрактной системе.
В инструкции по заполнению заявки указывается, что товары и материалы должны соответствовать ГОСТ 18143-72, 1050-2013, 10178-85, 2246-70, 26633-2012, 22266-2013, 9467-75, 18617-83, 283-75, 24454-80, 8267-93, 23732-2011, 5781-82, 8486-86, 5632-2014, 9466-75, 3282-74.
Указание на класс прочности бетона В15 (М200) не противоречит действующему ГОСТ 26633-2012. Указание на щебень фракции 10-20 мм соответствует ГОСТ 8267-93 - щебень фракции св.10 до 20 мм.
Довод заявителя в части нарушения заказчиком действующих ГОСТ при установлении требований к материалам, признается Комиссией необоснованным.
В ходе рассмотрения установлено, что в нарушение частей 1, 3, 4 Закона о контрактной системе единая комиссия допустила к участию в аукционе участников закупки, заявки которых не соответствовали требованиям установленным документацией об аукционе.
Так, в требованиях к материалам установлено: горячекатаная арматурная сталь класса: А-I, А-II, А-III.
Из документации об аукционе следует, что участник в первой части заявки указывает конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе.
Кроме того, 04.12.2015 г. заказчиком было опубликовано разъяснение положения документации об аукционе, согласно которому по позиции "горячекатаная арматурная сталь" необходимо сделать выбор по классу стали.
Установлено, что участники закупки с номерами заявок 5, 8 и 9 по позиции "горячекатаная арматурная сталь" указали ни конкретный показатель по классу стали, а все три показателя указанных в документации об аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона, представленному оператором электронной площадки, предложения о цене контракта подавали участники аукциона с порядковыми номерами заявок 1, 2, 4, 6. Ценовые предложения от участников с номерами заявок 5, 8, 9 не поступали.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 105, 106 Закона о контрактной системе, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спектр" обоснованной в части отсутствия указания в документации об аукционе и в извещении о проведении электронного аукциона преимущества и ограничение участия в определении поставщика, при установлении требования декларировать принадлежность участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям; несоответствия информации указанной в извещении о проведении аукциона информации указанной в документации об аукционе; отсутствия в разъяснении положения документации об аукционе предмета запроса.
2. Признать в действиях заказчика, единой комиссии нарушение части 3 статьи 7, части 4 статьи 65, пункта 5 части 5 статьи 63, частей 1, 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты электронного аукциона предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела N07-242/15 соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 18 декабря 2015 г. N 07-242/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2015