Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии -- заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
члены Комиссии:
________ - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
________ - специалист первого разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
в присутствии представителей:
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "РИД" (далее - ООО "РИД"):
_______ (доверенность N б\н от 20.11.2015),
заказчика - государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Поликлиника N 5 г. Йошкар-Олы" (далее - ГБУ РМЭ "Поликлиника N 5 г. Йошкар-Олы"):
________ (доверенность N б\н от 23.11.2015),
рассмотрев жалобу ООО "РИД" на положения аукционной документации электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для перевязки (номер извещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 0308300020415000060 от 13.11.2015),
установила:
ГБУ РМЭ "Поликлиника N 5 г. Йошкар-Олы" проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения для перевязки (номер извещения на официальном сайте по адресу: www.zakupki.gov.ru0308300020415000060 от 13.11.2015).
В Марийское УФАС России поступила жалоба ООО "РИД" на положения аукционной документации проводимого аукциона.
Заявитель полагает, что документация указанного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной.
При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация на поставку медицинских перевязочных материалов размещены на официальном сайте 13.11.2015 (код закупки 0308300020415000060).
Электронная площадка для проведения аукциона - http://www.sberbank-ast.ru.
Начальная максимальная цена контракта - 2 971 193,50 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 07.12.2015 09:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: 08.12.2015.
Дата проведения электронного аукциона на электронной площадке: 11.12.2015.
Комиссией Марийского УФАС России установлено, что 23.11.2015 в 09:09 заказчиком внесены изменения в аукционную документацию, в связи с чем первоначальные доводы подателя жалобы (исх. N 77 от 20.11.2015, вх. N 14591 от 20.11.2015) являются необоснованными (остаточный срок годности товара на момент поставки выражен в процентах; пункт 10.1 проекта контракта).
1. В соответствии с пунктом 9.3 проекта контракта заказчик вправе принять решение о расторжении контракта в одностороннем порядке в случаях, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или оказывал услугу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится невозможным.
По мнению заявителя, названный пункт контракта вводит в заблуждение участников закупки, поскольку невозможно определить, о какой услуге в данном случае идет речь.
Формулировка о возможности расторжения контракта в одностороннем порядке, указанная заказчиком в проекте контракта является некорректной, между тем, анализ положений аукционной документации, а также проекта контракта позволяет сделать однозначный вывод о том, что в данном случае речь идет о поставке товара, а не об оказании услуги.
2. На заседании Комиссии Марийского УФАС России представитель подателя жалобы заявил, что указанная заказчиком в пункте 2 технического задания (часть III аукционной документации) марля медицинская отбеленная не соответствует положениям ГОСТ 9412-93 "Марля медицинская. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 9412-93) в части ширины указанной марли.
В соответствии с пунктом 3.2.2 ГОСТ 9412-93 марля должна вырабатываться следующих ширин, см: отбеленная - 68+1,0; 84+1,5; 90+1,5.
Однако в пункте 2 технического задания заказчиком в том числе установлено, что марля медицинская хлопчатобумажная отбеленная должна быть шириной не менее 35 см ( + 5%), что по мнению заявителя противоречит положениям ГОСТ 9412-93.
Между тем, согласно пункту 3.2.10 указанного ГОСТ по согласованию с потребителем допускается устанавливать дополнительные требования, не предусмотренные указанным стандартом. Следовательно, возможно изготовление марли медицинской в соответствии с ГОСТ 9412-93 необходимых потребителю размеров, в том числе и шириной 35 см.
3. В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактой системе при необходимости заказчиком устанавливаются требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
Согласно пункту 1 статьи 472 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) законом или в установленном им порядке может быть предусмотрена обязанность определять срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (срок годности).
В соответствии с пунктом 2 статьи 472 ГК РФ товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором.
Срок годности медицинского изделия представляет собой установленный производителем временной период, в течение которого возможна эксплуатация и применение медицинского изделия. Соответственно, использование изделий медицинского назначения с истекшим сроком годности не допускается.
Поскольку предметом закупки в рассматриваемом случае является поставка медицинских изделий, а именно перевязочных материалов, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о необходимости установления заказчиком требований к гарантийному сроку.
Между тем, в аукционной документации на поставку медицинских перевязочных материалов требования об остаточном сроке годности товара на момент поставки отсутствуют, что нарушает положения части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации о таком аукционе заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Марийского УФАС России установила, что в адрес заказчика поступил запрос на разъяснение положений документации об электронном аукционе. Предмет запроса: "Уважаемый В.С. Азаев! Просим разъяснить, почему государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Поликлиника N 5 г. Йошкар-Олы" закупает марлю и бинты самостоятельно, а не через уполномоченное учреждение в нарушение Постановления Правительства Республики Марий Эл от 8 сентября 2014 г. N489 и Приказа Министерства здравоохранения Республики Марий Эл от 7 ноября 2014 N1534. Указанные товары входят в перечень медицинских изделий, при осуществлении закупок которых определение поставщиков проводится уполномоченным учреждением Республики Марий Эл, соответственно они не могут приобретаться заказчиком самостоятельно путем проведения электронного аукциона. Просим исключить их из данной закупки и провести на них отдельную процедуру определения поставщика в форме запроса котировок, либо закупить указанные изделия через уполномоченное учреждение. В противном случае мы направим запрос о проверке законности действий заказчика в Прокуратуру Республики Марий Эл". 23.11.2015 на официальном сайте заказчиком было опубликовано разъяснение положений документации об электронном аукционе следующего содержания: "В документацию об аукционе будут внесены изменения в Части III "Техническое задание" под строкой 3 "Бинт медицинский нестерильный".
Между тем, указанный ответ на запрос разъяснений положений аукционной документации не содержит ответ по предмету запроса, что нарушает положения части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе необходимо использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Между тем, при описании характеристик товаров, подлежащих поставке, заказчиком установлены некорректные, субъективные характеристики по ряду позиций.
В частности, при описании подгипсовой подкладки из натурального хлопка (пункты 4-11 технического задания) заказчик указывает, что указанная подкладка должна способствовать лучшему приспособлению гипсового бинта к данной части тела, защищать от слишком высокой температуры схватывания гипсового бинта; должна быть мягкая и нежная, легко раскручиваться и отрываться.
Кроме того, в пункте 13 технического задания (бинт гипсовый, быстросхватывающий с перфорированным стержнем) в том числе указано следующее: "пористая поверхность бинта и специально спроектированный стержень с перфорациями позволяет равномерно и быстро смочить бинт, не оставляя сухих мест, тем самым не приводя к чрезмерной утрате гипсовой субстанции, что в свою очередь позволяет обеспечить соответсвующее время для наложения повязки в зависимости от ее вида и предпочтений медицинского персонала".
Необходимо отметить, что указанные характеристики носят субъективный характер, а также не позволяют потенциальным участникам закупки корректно сформировать заявку на участие в аукционе.
Таким образом, установив подобные характеристики подлежащих поставке медицинских перевязочных материалов, заказчик нарушил положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы жалобы, указанные в пунктах 3, 4, 5 настоящего решения, являются обоснованными.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "РИД" частично обоснованной.
2. Признать в действиях государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Поликлиника N 5 г. Йошкар-Олы" нарушение пункта 1 части 1, части 4 статьи 33, части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл "Поликлиника N 5 г. Йошкар-Олы" предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 02-06/166-15 уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 27 ноября 2015 г. N 02-06/166-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2015