Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 7 декабря 2015 г. N А516-12/15
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "СТРОЙРУСЬ" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Осетинская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ, Заказчик) при осуществлении закупки на поставку симулятора для физикального обследования кардиологического пациента, для нужд ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ (электронный аукцион N0310100009915000122) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
30 ноября 2015 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия государственного заказчика - ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что в Извещении о проведении Аукциона, а также в п.13 Информационной карты Аукционной документации установлен срок поставки товара в течение 10 (десяти) календарных дней с момента подписания настоящего договора.
Пунктом 4.1. проекта контракта установлено, что поставка товара осуществляется одной партией в течение 11 (одиннадцати) календарных дней со дня подписания настоящего договора.
Из Приложения N1 Технического задания Аукционной документации следует, что общий срок выполнения поставщиком заказа (поставка, монтаж, установка и ввод в эксплуатацию) - не более 15 рабочих дней; обучение персонала - не более 20 рабочих дней.
По мнению Заявителя, данные разногласия по срокам поставки товара в рабочих либо календарных днях значительно влияют на формирование ценового предложения в котором расчитывается срок обеспечения контракта и пеня которая начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного договором.
В нарушение п.11 ст.64 Закона о контрактной системе в Аукционной Заказчиком не был установлен порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Так же, Заявитель считает незаконными требования установленные в п. 7.5. проекта контракта - срок годности поставляемого товара на день поставки должен составлять не менее 80 % (восьмидесяти процентов) от общего срока годности товара.
В объяснении по существу жалобы ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ указало, что согласно ст.42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о кратком изложении условий контракта, содержащим наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В Извещении о проведении Аукциона указано, что поставка осуществляется в течение 10 (десяти) календарных дней с момента подписания договора. В Информационной карте Аукционной документации, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации, также указан этот срок.
В Техническом задании указано, что общий срок выполнения заказа - не более 15 рабочих дней и обучение персонала - не более 20. Данные сроки предполагают максимально допустимые сроки выполнения поставки, с учетом максимально допустимых временных затрат на поставку, монтаж, установку, ввод в эксплуатацию и обучение персонала.
Заявителю необходимо было сделать запрос на дачу разъяснений положений Аукционной документации. В своем разъяснений Заказчик бы указал на эти моменты. Данное обстоятельство не ограничивает прав и законных интересов потенциальных участников закупки, на результат определения поставщика не влияет.
Заказчиком была допущена техническая ошибка при установлении даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений Аукционной документации.
Заказчик верно указал, что предмет закупки имеет остаточный срок годности. По данным, полученным от поставщиков и производителей предмета закупки, эксплуатационный срок службы и остаточный срок годности в данном конкретном случае являются понятиями идентичными. Данные понятия не вводят в заблуждение потенциальных участников закупки и не ограничивают круг лиц, участвующих в данной закупке.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 12 ноября 2015 года на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов Государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Северо-Осетинская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации было размещено извещение N0310100009915000122 о проведении электронного аукциона на поставку симулятора для физикального обследования кардиологического пациента, для нужд ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 12.11.2015 года исполняющим обязанности ректора ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ (далее - Аукционная документация).
Согласно пункту 2 статьи 42 и части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, извещение о проведении аукциона должно содержать срок поставки товара.
В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Аукционная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении аукциона.
В пункте 13 Информационной карты Аукционной документации и извещении о проведении Аукциона установлен срок поставки товара - 10 календарных дней с момента подписания контракта.
В то же время, согласно пункту 4.1 проекта контракта, приложенного к Аукционной документации установлен срок поставки товара - 11 календарных дней со дня подписания договора.
Таким образом, в нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Аукционная документация в части проекта контракта не содержит информации о сроке поставки товара, которая указана в извещении о проведении Аукциона.
Действия должностного лица ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований части 1 и статьи 64 Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
2. Согласно п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, информацию о порядке, датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Однако, в нарушение п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит информации о датах начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений Аукционной документации.
Действия должностного лица ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ, выразившиеся в утверждении Аукционной документации, которая не соответствует требованиям п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
3. Пунктом "г" пункта 5.3. проекта контракта, установлено, что приемка включает в себя контроль за остаточным сроком годности товара на момент поставки, при этом в силу пункта 7.5. проекта контракта, срок годности поставляемого товара на день поставки должен составлять не менее 80 % (восьмидесяти процентов) от общего срока годности товара.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В пункте 7.5 проекта контракта установлен срок годности товара, то есть в данном контексте эксплуатационный срок товара, то есть срок ответственности продавца (изготовителя, исполнителя), в течение которого ему можно предъявлять претензии и требовать возмещения убытков. Установление эксплуатационного срока службы товара (срока годности) не ограничивает круг лиц, участвующих в закупке и соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Согласно пункту 5.3 Аукционной документации, участниками закупок могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Частями 1, 2 и 4 статьи 27 Закона о контрактной системе установлено, что участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе. В случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки. Преимущества в соответствии со статьями 28-30 Закона о контрактной системе предоставляются, помимо прочего, при осуществлении закупок субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.
Однако, извещение о проведении Аукциона не содержит информации о том, что при проведении Аукциона будут предоставлены преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.
Из части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций путем проведения электронного аукциона, в извещении об осуществлении закупки устанавливается ограничение в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Однако, в Извещении о проведении Аукциона также не установлено ограничения в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
При таких обстоятельствах, ограничения в отношении участников закупки не считаются установленными.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Аукционная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении аукциона.
Однако, в нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Аукционная документация также содержит информацию о том, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Действия должностного лица ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. Согласно ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком. исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила определения размера штрафа).
Согласно п.3 Правил определения размера штрафа, размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Из п/п"б" п.4 Правил определения размера штрафа следует, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы - 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Из Извещения о проведении Аукциона следует, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 695 828 рублей 66 копеек.
Однако, в нарушение ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе, пунктом 8.7. проекта контракта установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных договором, за исключением просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных договором, поставщик выплачивает Заказчику штраф в размере 10 процентов цены договора.
Так же, п/п"б" п.5 Правил определения размера штрафа установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы - 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Однако, в нарушение ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе, пунктом 8.4. проекта контракта установлено, что в случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных договором, за исключением просрочки исполнения обязательств поставщик вправе взыскать с Заказчика штраф в размере 2,5 процентов цены договора.
Таким образом, проект контракта, являющийся неотъемлемой частью Аукционной документации, не соответствует требованиям ч.5 и ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований ч.5 и ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
6. Согласно ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Пунктом 10.2. проекта контракта установлено, что Заказчик в течение 10 рабочих дней с даты подписания акта сдачи-приемки поставленного товара возвращает поставщику сумму обеспечения исполнения договора.
А согласно п.10.7. проекта контракта, денежные средства в счет обеспечения исполнения настоящего договора, внесенные поставщиком на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику, возвращаются Заказчиком не позднее 30 (тридцати) календарных дней со дня подписания им Акта сдачи-приемки товаров. То есть, Аукционная документация содержит два разных срока возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
При указанных обстоятельствах срок возврата денежных средств внесенных поставщиком в качестве обеспечения исполнения контракта не считается установленным.
Действия должностного лица ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ, выразившееся в утверждении Аукционной документации с нарушением части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "СТРОЙРУСЬ" на действия государственного заказчика - ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ при осуществлении закупки на поставку симулятора для физикального обследования кардиологического пациента, для нужд ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ (электронный аукцион N0310100009915000122).
2. Признать в действиях государственного заказчика - ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ при проведении электронного аукциона N0310100009915000122 на поставку симулятора для физикального обследования кардиологического пациента, для нужд ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ МЗ РФ нарушение пункта 11 части 1 статьи 64, частей 5 и 8 статьи 34, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что ранее Северо-Осетинским УФАС России по делу NА511-12/15 от 03.12.2015 года ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ было выдано предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона N0310100009915000122, по итогам рассмотрения жалобы ООО "СТРОЙРУСЬ", ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. По ранее рассмотренному делу NА511-12/15 материалы проведения электронного аукциона N0310100009915000122 переданы в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 7 декабря 2015 г. N А516-12/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.12.2015