Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 17 декабря 2015 г. N А538-12/15
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "ФинансСтрой (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания (далее - Минздрав РСО-Алания, Заказчик) при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству объекта: "Строительство инфекционного корпуса на 100 коек Республиканской детской клинической больницы, г.Владикавказ РСО-Алания" (под ключ) в рамках федеральной целевой программы "Юг России", согласно техническому заданию и проектно-сметной документации (электронный аукцион N0310200000315001685) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
10 декабря 2015 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия государственного заказчика - Минздрава РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
По мнению Заявителя, применение данной нормы должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами. При осуществлении строительства объекта "под ключ" Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
В документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к поставке и монтажу оборудования, в том числе мебели, электрической и электро-бытовой техники.
Заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что указанное оборудование неразрывно связано с объектом строительства и не подлежит монтажу после окончания строительства объекта.
Так же, выполнение указанных работ требует наличия свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). Вместе с тем, указанное свидетельство не требуется для осуществления поставки оборудования.
Заявитель считает, что Заказчиком в один объект закупки объединено выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, что технологически и функционально не связано друг с другом и ограничивает количество участников закупки.
В объяснении по существу жалобы Минздрав РСО-Алания указало, что предметом контракта является строительство объекта инфекционного корпуса на 100 коек Республиканской детской клинической больницы - "под ключ", то есть объектом закупки является выполнение всего комплекса работ согласно проектно-сметной документации по объекту и проекта контракта.
В соответствии с п.1.2. Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 года N147 (далее - Положение), метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Согласно пункту 2 Приложения к Положению в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается, помимо прочего, стоимость оборудования, мебели, инвентаря.
Из содержания указанного нормативного акта усматривается, что результатом строительства объекта "под ключ" является готовый к эксплуатации объект вместе с необходимым оборудованием, мебелью, инвентарем, что свидетельствует об имеющейся связи между работами по строительству и услугами по приобретению (изготовлению) оборудования, мебели и инвентаря.
Возможность включения в сметную стоимость строительства стоимости работ по монтажу оборудования, а также затрат на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря предусмотрена также пунктом 3.14 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ, утвержденной постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 года N15/1.
При размещении заказа на строительство объекта "под ключ" усматривается единая цель торгов - приведение соответствующих помещений в состояние, пригодное для осуществления процесса здравоохранения. Объединение работ по строительству и поставке необходимого для организации процесса здравоохранения оборудования и мебели позволит в рассматриваемом случае обеспечить не только быстрое и качественное их выполнение и ввод в эксплуатацию социально-значимого объекта, но и рационально расходовать бюджетные средства.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Так же, в пункте 6.3 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" и в Техническом задании Аукционной документации разъясняется, что при указании в сметной документации и техническом задании торгового знака, торговой марки читать "или эквивалент". Указание на производителя используется только для определения сметной стоимости и не должно приниматься участником как необходимость поставки товара именно этого производителя".
При этом, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. В данном случае предметом контракта являются строительство (строительные работы).
В объяснении по существу жалобы Управление Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд указало, что в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании анализа указанных норм заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Часть 6 Аукционной документации содержит требования к содержанию, составу заявки на участие Аукционе и инструкцию по ее заполнению.
На официальном сайте опубликованы приложения к Аукционной документации, которые содержат проектно-сметную документацию и Техническую задание, в которых отражается весь объем работ, их качественные, количественные, технические характеристики, полный перечень основных данных и требований к их составу и содержанию.
Так, в соответствии с Аукционной документацией в рамках строительства инфекционного корпуса на 100 коек подрядчик должен поставить следующие товары: стеллаж, стерилизатора, стол обеденный, стол гладильный, бытовой холодильник и т.д.
Объектом рассматриваемой закупки является выполнение полного комплекса работ, согласно проектно-сметной документации по объекту и проектом контракта: "Строительство инфекционного корпуса на 100 коек Республиканской детской клинической больницы г. Владикавказ РСО- Алания" "под ключ".
Понятие "строительство объектов "под ключ" содержится в п.1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 года N147.
Метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Согласно п. 2 приложения к Положению об организации строительства объектов "под ключ" в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается, помимо прочего, стоимость оборудования, мебели, инвентаря.
В п.3.14 Постановления Госстроя России от 05.03.2004 N15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" указано, что сметная стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций может включать в себя:
стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ;
стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ);
затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря;
прочие затраты.
Таким образом, объединение в один предмет торгов выполнение строительных работ по созданию социально значимого объекта - инфекционного корпуса вместе с поставкой и установкой оборудования, направлено на подготовку и сдачу объекта "под ключ". Оборудование необходимо для функционирования инфекционного корпуса. Такое формирование лота обеспечивает наиболее качественное достижение поставленной цели, наиболее рациональное расходование бюджетных средств, возможность разрешения поставленной задачи, а равно осуществления контроля за осуществлением работ и оснащением детского сада в рамках одного объявленного аукциона, без дополнительных временных и организационных: затрат. В рассматриваемом случае имеется связь работ по строительству с услугами по приобретению (изготовлению) оборудования, мебели и инвентаря, а также усматривается единая цель торгов - приведение построенного здания и его помещений в состояние, пригодное для его целевой эксплуатации.
Согласно ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. К своей жалобе доказательств ограничения количества участников закупки объединением в один лот строительных работ и необходимого Заказчику поставляемого оборудования Заявителем представлено не было.
Между тем, формирование лота обусловлено потребностями Заказчика. Установление Заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в закупке, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе. Факт невозможности участия Заявителя в Аукционе, в связи с отсутствием у него каких-либо товаров либо невозможностью выполнения каких-либо работ, необходимых Заказчику, не влечет нарушение его прав.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 23 ноября 2015 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг Управлением Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд было размещено извещение N03102000003150001685 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Строительство инфекционного корпуса на 100 коек Республиканской детской клинической больницы, г.Владикавказ РСО-Алания" (под ключ) в рамках федеральной целевой программы "Юг России", согласно техническому заданию и проектно-сметной документации и документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 23.11.2015 года уполномоченным специалистом Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Аукционная документация).
Согласно ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 5 Информационной карты Аукционной документации, предметом Аукциона является выполнение работ по строительству инфекционного корпуса на 100 коек Республиканской детской клинической больницы, г.Владикавказ РСО-Алания (под ключ) в рамках федеральной целевой программы "Юг России".
Работы выполняются согласно Техническому заданию и проектно-сметной документации.
Техническим заданием Аукционной документации установлено, что в ходе исполнения контракта необходимо, помимо прочего, выполнить поставку мебели, электрической техники и прочего.
Однако, поставка мебели, медицинского оборудования, электрической и электро-бытовой техники не являются самостоятельным объектом закупки.
Согласно пункту 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 года N147 (далее - Положение), метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Согласно п.2 приложения к Положению об организации строительства объектов "под ключ" в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается, помимо прочего, стоимость оборудования, мебели, инвентаря.
То есть, объединение в один предмет торгов выполнение строительных работ по созданию социально значимого объекта - инфекционного корпуса вместе с поставкой и установкой оборудования, направлено на подготовку и сдачу объекта "под ключ". Оборудование необходимо для функционирования инфекционного корпуса. Такое формирование лота обеспечивает наиболее качественное достижение поставленной цели, наиболее рациональное расходование бюджетных средств, возможность разрешения поставленной задачи, а равно осуществления контроля за осуществлением работ и оснащением инфекционного отделения в рамках одного объявленного аукциона, без дополнительных временных и организационных затрат. При этом, имеется связь работ по строительству с услугами по приобретению (изготовлению) оборудования, мебели и инвентаря, а также усматривается единая цель торгов - приведение построенного здания и его помещений в состояние, пригодное для его целевой эксплуатации.
Таким образом, Аукционная документация соответствует требованиям ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "ФинансСтрой на действия государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству объекта: "Строительство инфекционного корпуса на 100 коек Республиканской детской клинической больницы, г.Владикавказ РСО-Алания" (под ключ) в рамках федеральной целевой программы "Юг России", согласно техническому заданию и проектно-сметной документации (электронный аукцион N0310200000315001685).
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 17 декабря 2015 г. N А538-12/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2015