Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 16 декабря 2015 г. N А534-12/15
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу Заявителя на действия муниципального заказчика - Управления по строительству администрации местного самоуправления г.Владикавказ (далее - УпС АМС г.Владикавказ, Заказчик) при осуществлении закупки на выполнение работ по ремонту МБОУ СОШ N33 в г.Владикавказ (электронный аукцион N0310300026215000243) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
09 декабря 2015года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия муниципального заказчика - УпС АМС г.Владикавказ при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что Аукционная документация не соответствует разъяснениям письма ФАС России от 30.06.2014 года NАЦ/26237/14 о позиции ФАС России по вопросу размещения на официальном сайте документации о закупке, содержащей ограничения для ознакомления. Согласно данному Письму, если документация содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, то данное действие нарушает часть 4 статьи 4, часть 5 статьи 112 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В Техническом задании Аукционной документации Заказчиком установлены требования к химическому составу материалов, используемых при выполнении работ, что по мнению Заявителя является избыточными требованиями и нарушает Закон о контрактной системе.
В позиции N 9 Приложения N1 к Техническому заданию Аукционной документации "Известь строительная" установлены требования к химическому составу: содержание активных СаО + МgО - до 94%; cодержание МgО - 0,51%; содержание CО2 - 0,25%; время и температура гашения - до 4 минут 85 0С; содержание естественных радионуклидов -19,5 Бк/кг.
В позиции N11 Приложения N1 к Техническому заданию Аукционной документации "Кислород технический" установлены требования к химическому составу: объемная доля кислорода должна быть не менее 99,7%; объемная доля водяных паров должна быть не более 0,0091%; объемная доля водорода должна быть не более 0,51%.
Так же требования к химическому составу установлены в позициях N192 и N205 Приложения N1 к Техническому заданию Аукционной документации и в других пунктах.
По мнению Заявителя, данные значения химического состава производители не указывают в паспортах товаров, следовательно они являются нестандартным описанием.
Учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в Аукционной документации требований к описанию участниками закупки химического состава веществ из которых состоит товар, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
В позициях NN 15, 68, 127, 128, 129, 130, 131, 132 Приложения N1 к Техническому заданию Аукционной документации и в других пунктах Заказчиком использовано нестандартное описание, что нарушает Закона о контрактной системе, а именно:
максимальный угол заострения по граням должен быть меньше пятидесяти градусов;
брусья должны быть сухими, влажность менее двадцати пяти процентов;
на проложенных в кабельных трассах кабелях бирки маркировочные должны иметься через каждые пятьдесят - семьдесят метров, кроме того, они должны быть в местах изменения направления трассы, в местах ввода и вывода кабеля в кабельные сооружения и траншеи, с обеих сторон проходов через межэтажные перекрытия, перегородки и стены.
По мнению Заявителя, подобное описание использовано во всем описании, Заказчик пишет цифры буквами и тем самым нарушает Закон о контрактной системе.
В Аукционной документации Заказчик установил требования к товарам по не действующим ГОСТам:
позиция N59 Приложения N1 к Техническому заданию Аукционной документации "болты с гайками и шайбами строительные" соответствие ГОСТ 22353-77 - ГОСТ 22355-77;
позиция N75 Приложения N1 к Техническому заданию Аукционной документации "болты анкерные" ГОСТ 24379.0-80;
позиция N169 Приложения N1 к Техническому заданию Аукционной документации "анкерные детали из прямых или гнутых круглых стержней с резьбой (в комплекте с шайбами и гайками или без них)" ГОСТ 24379.0-80;
позиция N180 Приложения N1 к Техническому заданию Аукционной документации "унитаз" ГОСТ 21485.4-76, ГОСТ 21485.5- 76;
позиция N184 Приложения N1 к Техническому заданию Аукционной документации "трубы канализационные из полиэтилена" соответствуют ГОСТ 22689.20-77;
позиция N211 Приложения N1 к Техническому заданию Аукционной документации "песок природный для строительных работ" ГОСТ 8736-93.
Так же установлены требования по несуществующим ГОСТАм:
позиция N8 Приложения N1 к Техническому заданию Аукционной документации - технические характеристики производимой извести комовой негашеной согласно ГОСТ 9179 "Известь строительная. Технические условия"
позиция N24 Приложения N1 к Техническому заданию Аукционной документации - ГОСТ 2590;
позиция N31 Приложения N1 к Техническому заданию Аукционной документации - ГОСТ 8240. "Межгосударственный стандарт. Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент"
В позиции N246 Приложения N1 к Техническому заданию Аукционной документации Заказчик установил требования к плиткам керамическим для полов по ГОСТу 6787-2001 с нарушением требований ГОСТа.
Так, заказчик установил требования к ширине плиток 200-500 мм.
"Размеры в соответствии с данным ГОСТом (прямые или прямоугольные), но в пределах ширины 200-500 мм.", в то время как в данном ГОСТе максимальное допускаемое значение ширины составляет 400 мм.
В объяснении по существу жалобы УпС АМС г.Владикавказ и АМС г.Владикавказ указали, что согласно ч.1 ст.59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
В свою очередь, согласно п.3 Приказа Минэкономразвития РФ N646, Казначейства России N21н от 14.12.2010 "Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом" (далее - Положение) информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Согласно ч.8 Положения, программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в п.5 настоящего Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
При этом, в соответствии с Письмом ФАС России от 30.06.2014 NАЦ/26237/14 "Разъяснение законодательства о контрактной системе" информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Таким образом, в разъяснениях указывается, по мнению ФАС России, если документация о закупке, размещенная заказчиком на Официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, то данное действие нарушает ч.4 ст.4, ч.5 ст.112 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, в Законе о контрактной системе и в Положении указывается на то, что должна быть возможность ознакомления, а в Письме ФАС России от 30.06.2014 NАЦ/26237/14 "Разъяснение законодательства о контрактной системе" - также возможность копирования и поиска фрагментов текса. Необходимо отметить, что действительно буквально ни в Законе о контрактной системе, в Положении это не предусмотрено (обеспечение возможности копирования и поиска фрагментов текса). И следует иметь ввиду, что Письмо ФАС России нормативно-правовым актом не является.
Таким образом, исходя из анализа вышеуказанного, можно сделать вывод, что Техническое задание аукционной документации в формате "PDF" не ограничивает возможность ознакомления участников закупок с документацией об аукционе.
В техническом задании не установлены требования к химическому составу из которых изготавливается товар (металл, пластик и так далее), а установлены только там, где это допустимо и где указано требуемое содержание тех или иных компонентов в таких позициях как известь, кислород и так далее.
В Аукционной документации установлены значения которые позволяют участникам сделать однозначные выводы о требуемом товаре, а написание буквами цифр является обычным написание и не является каким-либо ограничением.
В настоящее время отношения по стандартизации продукции, работ и услуг регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании). Стандартизация предполагает добровольное применение соответствующих стандартов (ст.2, 12 Закона о техническом регулировании). Ранее установленные требования к продукции и к процессам ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей следующим целям:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в
- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения (п.1
ст.46 Закона о техническом регулировании).
Таким образом, в части, не являющейся обязательной, стандарты применяются к договорным отношениям сторон в том случае, если это предусмотрено в самом договоре. При наличии в договоре соответствующего указания положения стандарта, как и иные условия договора, являются для сторон обязательными. В данном случае Заказчик указывает на обычные для производителей показатели, которые действуют в настоящее время. Утверждение о том, что ГОСТы не действуют, не соответствует действительности, так как указаны ГОСТы только без указания последних двух последних цифр которые означают год принятия данного госта.
В соответствии с ГОСТ 6787-2001. Плитки керамические для полов, возможно изготовление плиток разных размеров:
- размеры плиток приведены в таблице 1. Размеры многогранных и фигурных плиток устанавливает предприятие-изготовитель по согласованию с потребителем.
- длина бордюрных плиток должна соответствовать длине (ширине) основных плиток. Ширину и толщину бордюрных плиток устанавливает предприятие-изготовитель.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 13 октября 2015 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов АМС г.Владикавказ было размещено извещение N0310300026215000243 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту МБОУ СОШ N33 в г.Владикавказ (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона (в редакции N3), утвержденная 24 ноября 2015 года начальником управления по закупкам и торгам АМС г.Владикавказ (далее - Аукционная документация) на основании заявки муниципального заказчика - Управления по строительству администрации местного самоуправления г.Владикавказ. При этом, Аукционная документация содержит файлы, размещенные в защищенном формате PDF.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами, обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированных) участникам контрактной системы в сфере закупок.
Согласно ч.1 ст.7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
В силу ч.2 ст.7 Закона о контрактной системе, открытость и прозрачность информации, указанной в ч.1 ст.7 Закона о контрактной системе, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
На основании ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная данным Законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В ч.2 ст.112 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы - на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 гг. по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного Закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с п.3 Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 N 147 (далее - Положение), информация, размещаемая на официальных сайтах, должна быть круглосуточно доступна пользователям официальных сайтов для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
На основании п. 10 Положения программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в п. 5 данного Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Таким образом, информация, размещаемая на официальных сайтах с целью проведения аукциона, должна быть доступной. Однако Закон о контрактной системе и Положение не закрепляют, в каком именно формате она должна быть опубликована в сети Интернет, соответственно допускается наличие в Аукционной документации файлов в формате PDF.
2.Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложении N1 к Техническому заданию Аукционной документации установлены требования к товарам, которые необходимо использовать в ходе исполнения контракта, которые содержат, помимо прочего, требования к химическому составу некоторых товаров. Однако, законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок не содержит понятия "избыточные требования", и не ограничивает заказчика в установлении требований к товарам, которые позволяют определить соответствие используемых товаров установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, Аукционная документация соответствует требованиям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3.В силу части 2 пункта 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки заказчик должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Такие показатели качества, как максимальный угол заострения, влажность, наличие маркировочных бирок и т.д. являются стандартными показателями качества. То есть, описание товаров в позициях 15, 68, 127, 128, 129, 130, 131 и 132 Приложения N1 к Техническому заданию Аукционной документации соответствует требованиям части 2 пункта 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Согласно ст.12 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), стандартизация осуществляется в соответствии с принципами, одним из которых является добровольное применение документов в области стандартизации.
Из части 1 ст.46 Закона о техническом регулировании следует, что со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Таким образом, в части, не являющейся обязательной в силу Закона о техническом регулировании, стандарты применяются к договорным отношениям сторон в том случае, если это предусмотрено в самом договоре. При наличии в договоре соответствующего указания положения стандарта, как и иные условия договора, являются для сторон обязательными (ст.309 ГК РФ).
В Техническом задании нет характеристик, которые вступают противоречия с действующими нормами и стандартами РФ, и которые бы вводили в заблуждение участников Аукциона. При этом нет никаких обстоятельств, которые мешали бы участнику Аукциона подать заявку для участия в аукционе, так как в Техническом задании нет противоречий между действующими ГОСТами и теми, которые были отменены.
В Техническом Задании Заказчиком установлены показатели (технические и качественные характеристики) товаров, необходимых в использовании при выполнении работ, с указанием максимальных и (или) минимальных значений этих показателей в соответствии с ч.1 ст.31 и ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
5. Техническое задание Аукционной документации не содержит требований к товарам по несуществующим ГОСТам. В позициях N8, 24, 31 и 246 Технического задания Аукционной документации не полностью указаны номера ГОСТов. Однако, Закон о контрактной системе не вменяет обязанности заказчику при формировании описания объекта закупки в аукционной документации указывать полные наименования государственный стандартов, положениям которых должны соответствовать закупаемые товар, работа, услуга, в которых у заказчика имеется потребность. Следовательно, в рассматриваемых действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
6. Согласно п.246 Приложения N1 к Техническому заданию Аукционной документации, в ходе выполнения работ, помимо прочего, необходимо использовать плитки керамические для полов в соответствии с ГОСТом 6787-2001 длиной 200-500 мм, шириной 200-500 мм.
ГОСТом 6787-2001 "Плитки керамические для полов" предусмотрены 2 вида плиток керамических для полов - квадратные с диапазоном от 150 мм до 500 мм по длине и ширине и прямоугольные и прямоугольные с диапазоном от 200 мм до 500 мм по длине и от 150 мм до 300 мм по ширине.
То есть, Заказчиком предусмотрено использование в ходе выполнения работ обоих видов плитки.
Таким образом, п.246 Приложения N1 к Техническому заданию Аукционной документации соответствует требованиям ч.2 ст.33 и п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
7. Согласно п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, информацию о порядке, датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
24.11.2015 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов АМС г.Владикавказ было размещено Извещение о проведении Аукциона с изменениями внесенными в Аукционную документацию.
Из части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе следует, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно п.18 Информационной карты Аукционной документации, дата начала предоставления разъяснений - с момента опубликования извещения о проведении электронного аукциона (дата и время опубликования извещения сформированы автоматически при публикации извещения и указана в извещении 24.11.2015 года)
Дата окончания предоставления разъяснений - до 04.12.2015 года включительно.
Однако, Извещением о проведении Аукциона установлено, что дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 10.12.2015 года 10 часов 00 минут.
Таким образом, дата окончания предоставления разъяснений положений Аукционной документации не соответствует требованиям части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, так как установлен позже, чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
Действия должностного лица АМС г.Владикавказ, выразившиеся в нарушении порядка разъяснения положений Аукционной документации, установленного частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу Заявителя на действия муниципального заказчика - Управления по строительству администрации местного самоуправления г.Владикавказ при осуществлении закупки на выполнение работ по ремонту МБОУ СОШ N33 в г.Владикавказ (электронный аукцион N0310300026215000243).
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 16 декабря 2015 г. N А534-12/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2015