Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 24 декабря 2015 г. N А559-12/15
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "ПроектСтрой" на действия Администрации местного самоуправления г.Владикавказа и муниципального заказчика - Комитета жилищно-коммунального хозяйства и энергетики АМС г.Владикавказа при осуществлении закупки на выполнение комплекса работ по разработке проекта схем водоснабжения и водоотведения согласно техническому заданию (открытый конкурс N0310300026215000273) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
22 декабря 2015 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "ПроектСтрой" (далее - Заявитель) на действия Администрации местного самоуправления г.Владикавказа и муниципального заказчика - Комитета жилищно-коммунального хозяйства и энергетики АМС г.Владикавказа при проведении Конкурса.
Заявитель считает, что Конкурсная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В своей жалобе Заявитель указал, что 16.11.2015 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов, Управление по закупкам и торгам Администрации местного самоуправления г.Владикавказа (далее - Управление по закупкам АМС г.Владикавказа) разместило извещение N0310300026215000273 о проведении Конкурса на выполнение комплекса работ по разработке проекта схем водоснабжения и водоотведения согласно техническому заданию.
Заявитель считает, что Заказчик нарушил требования п.8 ст. 50 и п. 14. ст. 44 Закона о контрактной системе и указал, что 30.11.2015 г. Заявителем был направлен запрос на разъяснение положений Конкурсной документации. Ответ на запрос получен 02.12.2015 г.. Согласно п.8 ст. 50 Закона о контрактной системе в течение 1 рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения конкурсной документации не должны изменять ее суть. Ответ на запрос на официальном сайте не размещен в установленный срок.
На официальном сайте размещен ответ на запрос другого участника, но без предмета запроса. Что также нарушает требования п.8 ст.50 Закона о контрактной системе, согласно которой, Заказчик должен указывать предмет запроса.
Также считает, что Заказчик вводит в заблуждение участников Конкурса. Согласно п. 12.3. Раздела II "Информация о проведении закупки" конкурсной документации, преимущества предоставляются субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям. Устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, при условии соответствия статье 30 Закона о контрактной системе. Также согласно пп. 13 п. 16.1 Требований к участникам закупки Аукционной документации, участник должен приложить декларацию о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с п. 14 ст.44 Закона о контрактной системе, в случае, если закупка осуществляется в соответствии со статьями 28-30 Закона о контрактной системе и участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта.
Однако п. 30 Раздела "Размер и порядок внесения денежных средств, в качестве обеспечения заявок на участие в закупке и обеспечения контракта" конкурсной документации - обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе устанавливается в размере 5 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 285000,00 руб.
Заявителем был сделан запрос на разъяснение положений Конкурсной документации 11.12.2015 года. 14.12.2015 года от Заказчика получен ответ, что преимущество указано некорректно и участникам необходимо руководствоваться текстом извещения. Однако, Заказчиком установлено требование о предоставлении декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, что говорит о том, что в данной процедуре могут участвовать лишь организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.
Представитель АМС г.Владикавказа пояснил, что Конкурсная документация разрабатывалась на основе заявки от заказчика. В состав заявки входит проект контракта, обоснование цены контракта, техническое задание, сведения заказчика о предмете закупки, и менять содержание заявки, уполномоченный орган не в праве.
В соответствии с ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса, заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. В течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос.
Из п. 8 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе следует, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Из ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе следует, что любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение 2-х рабочих дней с даты поступления указанного запроса, заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее, чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Таким образом, из буквального толкования ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе:
- участник открытого конкурса не имеет право направить в форме электронного документа либо в иной форме, к числу которых не относится письменная, заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации;
- если заказчику не будет направлен участником открытого конкурса в письменной форме запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации, тогда у заказчика не возникнет обязанность направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, Заказчик не обязан отвечать на запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации, пришедший на электронный адрес в виде сканированного документа с синими печатями и подписью.
Вместе с тем по своей инициативе уполномоченный орган разъяснил положения документации, так как в них была неясность и указал: пункт следует читать в редакции извещения, согласно которому могут участвовать участники не являющиеся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, и привлекающим к исполнению контракта субподрядчиков, исполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на сумму не более 50% от начальной максимальной цены контракта согласно ст.30 Закона о контрактной системе. Иными словами в данном конкурсе могут участвовать любые участники, не являющие субъектами малого предпринимательства, и размер обеспечения контракта прописан верно -5%.
Согласно ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе, Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе, условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в ч. 4 ст. 30 Закона о контрактной системе.
В свою очередь, согласно ч. 4 ст. 30 Закона о контрактной системе по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП и СОНО).
Согласно ч. 4.1. ст. 30 Закона о контрактной системе Порядок подготовки отчета закупок у СМП и СОНО определен Постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 N 238.
Как следует из пп. е) п. 2 Требований к заполнению формы отчета об объеме закупок у СМП и СОНО Порядка подготовки отчета закупок у СМП и СОНО в позиции 6 отчета указывается объем, установленный условиями контракта в виде процента цены контракта, в случае, если поставщик (подрядчик, исполнитель), с которым заключен контракт в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе, является СМП или СОНО,
Таким образом, если Заказчик при определении поставщика установил в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику, не являющемуся СМП и СОНО. О привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО, а победителем закупки (определения поставщика) стал поставщик, который сам является СМП, то в этом случае объем, установленный условиями контракта и выполняемый СМП в виде процента цены контракта, учитывается в отчете об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства в позиции 6 как объем выполняемый Победителем, которой сам является СМП. Именно для этого и было установлено требование о предоставлении декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.
Если сам победитель является СМП, то привлекать к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП и СОНО не надо.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 16.11.2014 года АМС г.Владикавказа на официальном сайте разместило Извещение N0310300026215000273 о проведении конкурса на выполнение комплекса работ по разработке проекта схем водоснабжения и водоотведения согласно техническому заданию (далее - Конкурс) и документацию для проведения указанного Конкурса, утвержденную 16.11.2015 года начальником Управления по закупкам АМС г.Владикавказа (далее - Конкурсная документация).
В силу части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок. При этом, частью 3 статьи 30 закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Кроме того, согласно частям 1 и 2 статьи 27 Закона о контрактной системе, участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе. В случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки.
Ни извещение о проведении Конкурса, ни Конкурсная документация не содержат информации об ограничении участия в Конкурсе, в том числе на основании статьи 30 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту и пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, заявка на участие в конкурсе должна содержать, помимо прочего, декларацию о принадлежности участника открытого конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В силу части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, документов и информации, не допускается.
Однако, Конкурсная документация не содержит требования о предоставлении в заявке на участие в Конкурсе декларации о принадлежности участника открытого конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
2.В соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Таким образом, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации, подаваемый посредством факса или в форме электронного документа без использования электронной подписи, не соответствует нормам Закона о контрактной системе, и соответственно, у заказчика не возникает обязанности направлять разъяснения положений конкурсной документации на такой запрос.
Заявитель не представил доказательств направления в АМС г.Владикавказа запроса о даче разъяснений положений Конкурсной документации в письменной форме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России N893/13 от 21.12.2013 года, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "ПроектСтрой" на действия муниципального заказчика - Комитет жилищно-коммунального хозяйства и энергетики АМС г.Владикавказа при осуществлении закупки на выполнение комплекса работ по разработке проекта схем водоснабжения и водоотведения согласно техническому заданию (открытый конкурс N0310300026215000273)
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 24 декабря 2015 г. N А559-12/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2015