Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 1 декабря 2015 г. N А509-12/15
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Медчеста-М" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Осетинская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ, Заказчик) при осуществлении закупки на поставку учебных манекенов и тренажёров для нужд ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ (электронный аукцион N0310100009915000127) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
24 ноября 2015 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия государственного заказчика - ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что согласно п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, Аукционная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона должна содержать, помимо прочего, информацию о датах начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации. Однако в Аукционной документации указаны неактуальные даты прошедшего времени, которые вводят в заблуждение потенциальных участников закупки, а именно:
Дата начала предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе - 09.10.2015 года,
Дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе - 16.10.2015 года.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается, однако в нарушение требований Закона о контрактной системе, п.2 раздела 6.2 документации содержит требование о том, что вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в п.п.1 п.5.1. ч.5 Аукционной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 2-7 п.5.1. ч.5 Аукционной документации в соответствии с пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В п.5 раздела 6.2 документации указано, что вторая часть заявки должна содержать декларацию о принадлежности участника Аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, тогда как п.19, 20 и 21 Информационной карты Аукционной документации такие требования и преимущества, а также какие либо ограничения не установлены, в то время как раздел 1.4 Аукционной документации гласит, что ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе, преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28-30 Закона о контрактной системе указаны в Информационной карте настоящей документации, что по мнению Заявителя также вводит в заблуждение потенциальных участников закупки.
Пункт "г" раздела 5.3. проекта контракта, где указано, что приемка включает в себя этап - контроль за остаточным сроком годности товара на момент поставки, а также раздел 7.5. проекта контракта гласит, что срок годности поставляемого товара на день поставки должен составлять не менее 80 % (восьмидесяти процентов) от общего срока годности товара, тогда как в Техническом задании указан на каждую позицию товара срок гарантии, либо срок гарантийного обслуживания. По мнению Заявителя остаточный срок годности можно устанавливать лишь на продукты питания, парфюмернокосметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары в соответствии с п.4 ст.5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". В данном случае Заказчиком должен был быть установлен гарантийный срок или срок гарантийного обслуживания в проекте контракта, который согласно п.1 ст.471 ГК РФ начинает течь с момента передачи товара покупателю. Данные расхождения в документах вводят в заблуждение потенциальных участников закупки, давая тем самым основания полагать, что тем самым Заказчик ограничивает круг лиц, участвующих в данной закупке.
Раздел 10.2 проекта контракта противоречит разделу 10.7 проекта контракта в части сроков возврата Поставщику обеспечения исполнения контракта, так как в разделе 10.2 проекта контракта указан срок 10 дней, а в разделе 10.7 проекта контракта указано 30 дней, что по мнению Заявителя является нарушением ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе.
В объяснении по существу жалобы ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ указало, что согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Заказчиком была допущена техническая ошибка, которая по его мнению на результат определения поставщика не повлияла.
Информация, указанная в Аукционной документации, является исключением, предусмотренным ч.5. ст.66 Закона о контрактной системе.
Заказчиком была допущена техническая ошибка, которая не могла привести к ограничению участия в торгах кого-либо из потенциальных поставщиков.
Заказчик верно указал, что предмет закупки имеет остаточный срок годности. По данным, полученным от поставщиков и производителей предмета закупки, эксплуатационный срок службы и остаточный срок годности в данном конкретном случае являются понятиями идентичными. Данные понятия не вводят в заблуждение потенциальных участников закупки и не ограничивают круг лиц, участвующих в данной закупке.
Раздел 10.2 проекта контракта не противоречит разделу 10.7 проекта контракта в части возврата поставщику обеспечения исполнения контракта, поскольку указанные сроки не превышают 30 дней.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 17 ноября 2015 года на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов Государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Северо-Осетинская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации было размещено извещение N0310100009915000127 о проведении электронного аукциона на поставку учебных манекенов и тренажёров для нужд ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 17.11.2015 года исполняющим обязанности ректора ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ (далее - Аукционная документация).
Согласно п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, информацию о порядке, датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Однако, пунктом 9.1. части 9 Аукционной документации установлено, что дата начала предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе - 09.10.2015 года, дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе - 16.10.2015 года, то есть в прошедшем времени.
Таким образом, в нарушение п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит информации о датах начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений Аукционной документации.
Действия должностного лица ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ, выразившиеся в утверждении Аукционной документации, которая не соответствует требованиям п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
2. В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Подпунктом 2 пункта 6.2 Аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в п.п.1 п.5.1. ч.5 Аукционной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 2-7 п.5.1. ч.5 Аукционной документации в соответствии с пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, требования подпункта 2 пункта 6.2 Аукционной документации соответствуют требованиям пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Частями 1, 2 и 4 статьи 27 Закона о контрактной системе установлено, что участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе. В случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки. Преимущества в соответствии со статьями 28-30 Закона о контрактной системе предоставляются, помимо прочего, при осуществлении закупок субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.
В извещении о проведении Аукциона указано, что при проведении Аукциона будут предоставлены преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.
Из части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций путем проведения электронного аукциона, в извещении об осуществлении закупки устанавливается ограничение в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Однако, в Извещении о проведении Аукциона не установлено ограничения в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Аукционная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении аукциона.
Однако, в нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Аукционная документация также не содержит ограничения в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Действия должностного лица ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Согласно Техническому заданию, приложенному к Аукционной документации, гарантийный срок на товары должен составлять - не мене 12 месяцев. Кроме того, пунктом "г" пункта 5.3. проекта контракта, установлено, что приемка включает в себя контроль за остаточным сроком годности товара на момент поставки, при этом в силу пункта 7.5. проекта контракта, срок годности поставляемого товара на день поставки должен составлять не менее 80 % (восьмидесяти процентов) от общего срока годности товара.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В пункте 7.5 проекта контракта установлен срок годности товара, то есть в данном контексте эксплуатационный срок товара, то есть срок ответственности продавца (изготовителя, исполнителя), в течение которого ему можно предъявлять претензии и требовать возмещения убытков. Установление эксплуатационного срока службы товара (срока годности) не ограничивает круг лиц, участвующих в закупке и соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
5. Согласно ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Пунктом 10.2. проекта контракта установлено, что Заказчик в течение 10 рабочих дней с даты подписания акта сдачи-приемки поставленного товара возвращает поставщику сумму обеспечения исполнения договора.
А согласно п.10.7. проекта контракта, денежные средства в счет обеспечения исполнения настоящего договора, внесенные поставщиком на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику, возвращаются Заказчиком не позднее 30 (тридцати) календарных дней со дня подписания им Акта сдачи-приемки товаров. То есть, Аукционная документация содержит два разных срока возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
При указанных обстоятельствах срок возврата денежных средств внесенных поставщиком в качестве обеспечения исполнения контракта не считается установленным.
Действия должностного лица ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ, выразившееся в утверждении Аукционной документации с нарушением части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Медчеста-М" на действия государственного заказчика - ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ при осуществлении закупки на поставку учебных манекенов и тренажёров для нужд ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ (электронный аукцион N0310100009915000127).
2. Признать в действиях государственного заказчика - ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ при проведении электронного аукциона N0310100009915000127 на поставку учебных манекенов и тренажёров для нужд ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ нарушение части 27 статьи 34, пункта 11 части 1 статьи 64 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику - ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА509-12/15 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностных лиц ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ, виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 1 декабря 2015 г. N А509-12/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2015