Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 3 декабря 2015 г. N А511-12--15
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу индивидуального предпринимателя Приева М.А. (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Осетинская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ, Заказчик) при осуществлении закупки на поставку симулятора для физикального обследования кардиологического пациента, для нужд ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ (электронный аукцион N0310100009915000122) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
26 ноября 2015 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия государственного заказчика - ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что разделом 5.3 Аукционной документации установлено, что участниками закупки могут быть только субъект малого предпринимательства и (или) социально ориентированные некоммерческие организации, в соответствии со ст.30 Закона о контрактной системе. Пунктом 5 раздела 6.2 Аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника Аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, тогда как в пункте 20 Информационной карты Аукционной документации и Извещении о проведении Аукциона, размещенном на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru преимуществ никаких не установлено.
В п.15 Информационной карты Аукционной документации установлено, что размер обеспечения заявки на участие в Аукционе 5% от начальной (максимальной) цены контракта, тогда как ч.15 ст.44 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если закупка осуществляется в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе и участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта.
В п.4 Информационной карты Аукционной документации, а также в разделе 2.6. проекта гражданско-правового договора установлен срок оплаты товара - 30 банковских дней. Учитывая, что источник финансирования данного заказа не позволяет совершить оплату в следующем (2016) календарном году, так как в соответствии ч.1 ст.194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока, а если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Симулятор, предполагаемый к поставке не может иметь срока годности, как указано в разделе 7.5. проекта гражданско-правового договора, а так же в п."Г" раздела 5.3. проекта договора. В данном случае представляется возможным лишь установление гарантийного срока службы или срока гарантийного обслуживания, так как Законом о Защите прав потребителей установлено, что остаточный срок годности могут иметь лишь продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063 установлено, что в случае, если начальная максимальная цена контракта превышает 3 млн. рублей, то штрафы рассчитываются по следующей схеме: для поставщика 5% от цены контракта, а для заказчика 2% от цены контракта, тогда как в разделе 8.4. проекта договора для Заказчика предусмотрен размер штрафа 2,5% от цены контракта, а в разделе 8.7 для поставщика предусмотрен штраф в размере 10 % от цены контракта.
В нарушение ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе срок поставки товара по контракту в извещении, а также в п.13 Информационной карты Аукционной документации указан 10 календарных дней, тогда как в разделе 4.1. проекта договора указан срок поставки 11 календарных дней, а в п.5 Общих требований Технического задания указано, что общий срок выполнения Поставщиком заказа (поставка, монтаж, установка и ввод в эксплуатацию) - не более 15 рабочих дней; обучение персонала - не более 20 рабочих дней.
В разделе 10.2. проекта договора указано, что Заказчик в течение 10 рабочих дней с даты подписания акта сдачи-приемки поставленного товара возвращает поставщику сумму обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком), тогда как в разделе 10.7. того же проекта договора указано, что денежные средства в счет обеспечения исполнения настоящего Договора, внесенные поставщиком на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику, возвращаются Заказчиком не позднее 30 (тридцати) календарных дней со дня подписания им Акта сдачи-приемки товаров.
В объяснении по существу жалобы ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ указало, что в соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса, заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Указанных запросов от оператора в адрес заказчика не поступало.
Заказчиком была допущена техническая ошибка, которая на результат определения поставщика не повлияла.
Заявителю необходимо было сделать запрос на дачу разъяснений положений Аукционной документации.
Заявитель неверно трактует нормы ч.1 ст.194 ГК РФ, которые к рассматриваемому вопросу являются неприменимыми. В п.4 Информационной карты Аукционной документации, являющейся неотъемлемой частью Аукционной документации, указан срок "в течение 30 (тридцати) банковских дней". Данный факт подразумевает то обстоятельство, что 30 дней - максимально возможный срок для оплаты товара. Источник финансирования позволяет совершить оплату в установленные документацией сроки.
Заказчик верно указал, что предмет закупки имеет остаточный срок годности. По данным, полученным от поставщиков и производителей предмета закупки, эксплуатационный срок службы и остаточный срок годности в данном конкретном случае являются понятиями идентичными. Данные понятия не вводят в заблуждение потенциальных участников закупки и не ограничивают круг лиц, участвующих в Аукционе.
Все иные доводы, указанные в жалобе, несостоятельны ввиду того, что Заказчиком были допущены технические ошибки, которые не могли привести к ограничению участия в торгах кого-либо из потенциальных поставщиков и исполнителей.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 12 ноября 2015 года на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов Государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Северо-Осетинская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации было размещено извещение N0310100009915000122 о проведении электронного аукциона на поставку симулятора для физикального обследования кардиологического пациента, для нужд ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 12.11.2015 года исполняющим обязанности ректора ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ (далее - Аукционная документация).
Согласно пункту 5.3 Аукционной документации, участниками закупок могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Частями 1, 2 и 4 статьи 27 Закона о контрактной системе установлено, что участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе. В случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки. Преимущества в соответствии со статьями 28-30 Закона о контрактной системе предоставляются, помимо прочего, при осуществлении закупок субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.
Однако, извещение о проведении Аукциона не содержит информации о том, что при проведении Аукциона будут предоставлены преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.
Из части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций путем проведения электронного аукциона, в извещении об осуществлении закупки устанавливается ограничение в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Однако, в Извещении о проведении Аукциона также не установлено ограничения в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
При таких обстоятельствах, ограничения в отношении участников закупки не считаются установленными.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Аукционная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении аукциона.
Однако, в нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Аукционная документация также содержит информацию о том, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Действия должностного лица ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2.Согласно части 15 статьи 44 Закона о контрактной системе, в случае, если закупка осуществляется в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе, и участником закупки является субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 15 Информационной карты Аукционной документации установлено, что размер обеспечения заявок на участие в Аукционе составляет 5% начальной максимальной цены контракта.
Учитывая, что извещение о проведении Аукциона не содержит ограничений в отношении участников Аукциона, установленных статьями 28-30 Закона о контрактной системе, пункт 15 Информационной карты не противоречит части 15 статьи 44 Закона о контрактной системе.
3.Согласно ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт, помимо прочего, включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара.
Пунктом 2.6 проекта контракта установлено, что оплата товара производится по факту поставки, после подписания Заказчиком товарной накладной, акта сдачи-приемки на товар (партию товара), либо в случае, предусмотренном договором акта взаимосверки обязательств, на основании представленных поставщиком счета и счета-фактуры, путем безналичного перечисления денежных средств на указанный в договоре расчетный счет поставщика в течение 30 (тридцати) банковских дней, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
4. Согласно Техническому заданию, приложенному к Аукционной документации, гарантийный срок на товар должен составлять - не мене 12 месяцев. Кроме того, пунктом "г" пункта 5.3. проекта контракта, установлено, что приемка включает в себя контроль за остаточным сроком годности товара на момент поставки, при этом в силу пункта 7.5. проекта контракта, срок годности поставляемого товара на день поставки должен составлять не менее 80 % (восьмидесяти процентов) от общего срока годности товара.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В пункте 7.5 проекта контракта установлен срок годности товара, в данном контексте эксплуатационный срок службы товара, то есть срок ответственности продавца (изготовителя, исполнителя), в течение которого ему можно предъявлять претензии и требовать возмещения убытков. Установление эксплуатационного срока службы товара (срока годности) не ограничивает круг лиц, участвующих в закупке и соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
5.Согласно ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком. исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила определения размера штрафа).
Согласно п.3 Правил определения размера штрафа, размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Из п/п"б" п.4 Правил определения размера штрафа следует, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы - 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Из Извещения о проведении Аукциона следует, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 6695828 рублей 66 копеек.
Однако, в нарушение ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе, пунктом 8.7. проекта контракта установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных договором, за исключением просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных договором, поставщик выплачивает Заказчику штраф в размере 10 процентов цены договора.
Так же, п/п"б" п.5 Правил определения размера штрафа установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы - 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Однако, в нарушение ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе, пунктом 8.4. проекта контракта установлено, что в случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных договором, за исключением просрочки исполнения обязательств поставщик вправе взыскать с Заказчика штраф в размере 2,5 процентов цены договора.
Таким образом, проект контракта, являющийся неотъемлемой частью Аукционной документации, не соответствует требованиям ч.5 и ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований ч.5 и ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
6.Согласно пункту 2 статьи 42 и части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, извещение о проведении аукциона должно содержать срок поставки товара.
В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Аукционная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении аукциона.
В пункте 13 Информационной карты Аукционной документации и извещении о проведении Аукциона установлен срок поставки товара - 10 календарных дней с момента подписания контракта.
В то же время, согласно пункту 4.1 проекта контракта, приложенного к Аукционной документации установлен срок поставки товара - 11 календарных дней со дня подписания договора.
Таким образом, в нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Аукционная документация в части проекта контракта не содержит информации о сроке поставки товара, которая указана в извещении о проведении Аукциона.
Действия должностного лица ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований части 1 и статьи 64 Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
7. Согласно ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Пунктом 10.2. проекта контракта установлено, что Заказчик в течение 10 рабочих дней с даты подписания акта сдачи-приемки поставленного товара возвращает поставщику сумму обеспечения исполнения договора.
А согласно п.10.7. проекта контракта, денежные средства в счет обеспечения исполнения настоящего договора, внесенные поставщиком на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику, возвращаются Заказчиком не позднее 30 (тридцати) календарных дней со дня подписания им Акта сдачи-приемки товаров. То есть, Аукционная документация содержит два разных срока возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
При указанных обстоятельствах срок возврата денежных средств внесенных поставщиком в качестве обеспечения исполнения контракта не считается установленным.
Действия должностного лица ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ, выразившееся в утверждении Аукционной документации с нарушением части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
8.Согласно п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, информацию о порядке, датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Однако, в нарушение п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит информации о датах начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений Аукционной документации.
Действия должностного лица ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ, выразившиеся в утверждении Аукционной документации, которая не соответствует требованиям п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу индивидуального предпринимателя Приева М.А. на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Осетинская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения Российской Федерации при осуществлении закупки на поставку симулятора для физикального обследования кардиологического пациента, для нужд ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ (электронный аукцион N0310100009915000122).
2. Признать в действиях государственного заказчика - ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ при проведении электронного аукциона N0310100009915000120 на поставку симулятора для физикального обследования кардиологического пациента, для нужд ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ нарушение частей 5 и 8 статьи 34, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику - ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА511-12/15 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностных лиц ГБОУ ВПО "СОГМА" МЗ РФ, виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 3 декабря 2015 г. N А511-12--15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2015