Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 23 декабря 2015 г. N 05-05-06/154-15
Резолютивная часть решения объявлена 18.12.2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 23.12.2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии Хаджиев Ф.А. - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Ооржак А.О. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Коржавина О.А. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Саин А.В. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
при участии:
от государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ":
- "_", действующий на основании доверенности от 01.10.2015 года б/н,
в отсутствии надлежащим образом извещенных представителей уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и подателя жалобы - ООО "СТРОЙТЕХГРУПП",
рассмотрев жалобу (вх. N 5825 от 11.12.2015 года) Общества с ограниченной ответственностью "Стройтехгрупп" (г. Оренбург, ул. Бр. Башиловых, д. 15/4, оф. 52) на положения документации электронного аукциона N 0112200000815003216 на выполнение дополнительных работ по реконструкции объекта "Дом народного творчества" и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" его права и законные интересы нарушены следующими действиями государственного заказчика и уполномоченного органа:
- в аукционной документации не установлено требование к участникам закупки о том, что участник закупки не является офшорной компанией;
- в техническом задании установлен завышенный гарантийный срок;
-заказчик не устанавливает конкретный срок действия контракта;
-заказчиком в техническом задании установлены конкретные геометрические размеры гранита, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Представитель государственного заказчика не согласился с доводами жалобы и пояснил, что аукционная документация соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лица, участвующего в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0112200000815003216 на выполнение дополнительных работ по реконструкции объекта "Дом народного творчества", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 26.11.2015 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000815003216 на выполнение дополнительных работ по реконструкции объекта "Дом народного творчества", начальная (максимальная) цена контракта - 28 377 549,00 рублей.
Документация электронного аукциона на выполнение дополнительных работ по реконструкции объекта "Дом народного творчества" утверждена приказом Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок от 25.11.2015 года N 2314.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Федеральным законом от 13.07.2015 N 227-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вступил в силу с 13.08.2015 года) часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнена пунктом 10.
Так, согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки, в том что он не является офшорной компанией.
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в пункте 8 части 2 информационной карты документации электронного аукциона N 0112200000815003216 установлено требование о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
Таким образом, довод ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" о не установлении в аукционной документации требования к участникам закупки о том, что участник закупки не является офшорной компанией, является необоснованным.
Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Согласно пункта 5 раздела 1 части 2 аукционной документации (Описание объекта закупки) срок гарантии качества работ составляет не менее 5 лет со дня подписания акта приемки выполненных работ.
Аналогичное положение также установлено в пункте 4.5 проекта контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами ГК РФ об этих видах договоров.
Согласно статье 756 ГК РФ при предъявлении требований, связанных с ненадлежащим качеством результата работ, применяются правила, предусмотренные пунктами 1 - 5 статьи 724 ГК РФ. При этом предельный срок обнаружения недостатков, в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 724 ГК РФ, составляет пять лет.
В силу части 3 статьи 724 ГК РФ заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока.
Таким образом, недостатки в строительных работах могут быть обнаружены в пределах предельного срока, то есть пяти лет. В свою очередь, установление требования "не менее пяти лет" исходя из буквального толкования русского языка следует, что данный срок не может быть меньше пяти лет и включает в себя также пять лет.
При этом, согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке, в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе в том числе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе проект контракта составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника.
Таким образом, гарантийный срок товара не может относиться к конкретным показателям товара, следовательно, участники закупки подавая заявки на участие в электронном аукционе соглашаются с гарантийным сроком.
В рассматриваемом случае, участники закупки подавая заявки на участие в электронном аукционе N 0112200000815003177 соглашаются с гарантийным сроком выполненных работ, а именно указанный срок не может быть меньше пяти лет.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что установленное требование о гарантийном сроке выполненных работ не может быть признано нарушением законодательства о контрактной системе, в связи с чем, довод ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" об установлении в проекте контракта завышенного гарантийного срока является необоснованным.
Согласно пункту 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Таким образом, обязательства по контракту на выполнение подрядных работ считаются выполненными, когда работа была принята покупателем (заказчиком) в соответствии со статьей 720 ГК РФ и была произведена ее оплата (статья 711 ГК РФ).
В связи с исполнением исполнения подрядчиком своих обязательств по контракту на выполнение работ у заказчика возникает обязанность по возвращению обеспечения исполнения данного контракта поставщику в срок согласно статье 314 ГК РФ.
Согласно пункту 15 Информационной карты аукционной документации срок выполнения работ установлен в течение 4-х календарных месяцев с даты заключения контракта. В пункте 1.3 проекта контракта сроки выполнения работ составляют: в течение 4 календарных месяцев с даты заключения контракта.
Таким образом, срок исполнения основного обязательства подрядчика аукционной документацией установлен 4 календарных месяца, соответственно срок действия банковской гарантии должен превышать данный срок не менее чем на один месяц от 4-месячного срока. Следовательно, довод ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" о том, что из содержания аукционной документации не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, в связи с отсутствием срока действия контракта, является необоснованным.
В статье 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании изложенных норм следует, что в документации о закупке заказчик должен указать показатели, определяющие требования к закупаемым товарам, работам, услугам с указанием максимальных и (или) минимальных значений таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. При этом, заказчик самостоятельно определяет какие именно значения показателей в отношении материалов и оборудования необходимо установить при проведении закупки исходя из своей потребности и с учетом требований проектной документации.
Функциональные, технические и качественные характеристики товаров (материалов), используемых при выполнении работ установлены в части 3 аукционной документации, в частности в позиции 10 "гранит керамический" установлено требование к размеру (мм): 300x600, 600x600.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках.
На основании вышеизложенного следует, что установленные заказчиком показатели являются точными и должны быть указаны участником закупки именно в этом значении в соответствии с документацией об электронном аукционе, поскольку данные показатели являются значимыми для заказчика и максимально отвечают его потребностям.
Техническое задание сформировано в соответствии с проектно-сметной документацией и ГОСТ. Характеристики, указанные в ГОСТ являются общими и обобщенными, в пределах которых каждый производитель изготавливает материалы с конкретными характеристиками, с конкретными размерами.
Ни законодательство о контрактной системе, ни антимонопольное законодательство не содержат каких-либо ограничений по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Более того, подателем жалобы не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод об ограничении уполномоченным органом количества участников закупки, установившим требования к габаритным размерам "гранита керамического".
Следовательно, довод подателя жалобы об установлении конкретных размеров гранита в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" необоснованной.
Председатель Комиссии |
Ф.А. Хаджиев |
|
|
Члены Комиссии |
А.О. Ооржак
О.А. Коржавина
А.В. Саин |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 23 декабря 2015 г. N 05-05-06/154-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2015