Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 8 декабря 2015 г. N 05--05-06/134-15
Резолютивная часть решения объявлена 03.12.2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 08.12.2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Ооржак А.О. -заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Коржавина О.А. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Саин А.В.- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
При участии в рассмотрении жалобы:
- от государственного заказчика - Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва:
- "_", действующая на основании доверенности от 09.12.2014 года,
- "_", действующая на основании доверенности от 09.12.2014 года,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя подателя жалобы,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Медпром" (далее - ООО "Медпром") (вх. N 5509 от 26.11.2015) на положения документации электронного аукциона N 0212100001815000196 на поставку в 2015 году слуховых аппаратов для обеспечения инвалидов для нужд Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 12 часов 30 минут 03.12.2015 г.
Согласно письменным доводам подателя жалобы заказчиком в документации, электронного аукциона установлены требования ограничивающие круг участников закупки.
Представители государственного заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменное возражение на поданную жалобу и пояснили, что положения документации электронного аукциона соответствуют требованиям действующего законодательства и не ограничивают круг участников закупки.
Рассмотрев жалобу, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку аукциона в электронной форме N 0212100001815000196, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Заказчиком - Государственным учреждением - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 19.11.2015 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0212100001815000196 на поставку в 2015 году слуховых аппаратов для обеспечения инвалидов. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 230982, 71 рублей.
Документация электронного аукциона N 0212100001815000196 на поставку в 2015 году слуховых аппаратов для обеспечения инвалидов, утверждена Управляющим Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва 19.11.2015 года.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки электронного аукциона от 27.11.2015 года заявка Общества с ограниченной ответственностью "ЭкоПро" признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
1. В извещении электронного аукциона N 0212100001815000196 в позиции "Объект закупки" под кодом ОКПД - 33.10.18.110 установлены следующие наименования товаров: "Слуховые аппараты мощные", "Слуховые аппараты сверхмощные", "Цифровые слуховые аппараты средней и слабой мощности".
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0212100001815000196 на поставку в 2015 году слуховых аппаратов для обеспечения инвалидов в позиции "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами" не установлены.
В соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В рамках импортозамещения в соответствии с Законом о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 года N 102)
Этим постановлением утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Код ОКПД 33.10.18.110 "Слуховые аппараты неимплантируемые" включен в Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленный Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.
При этом пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме СТ-1.
На основании вышеизложенного следует, что заказчик при осуществлении закупки медицинских изделий, включенных в перечень, а именно "Аппараты слуховые не имплантируемые (ОКПД 33.10.18.110), утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 г. N 102 обязан установить соответствующее ограничение в аукционной документации о закупке.
На основании вышеизложенного следует, что заказчик нарушил требования пункта 4 статьи 42, пункта 7 части 5 статьи 63, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства Российской Федерации от 05 Февраля 2015 года N 102.
Указанные действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Таким образом, довод подателя жалобы об отсутствии в извещении и документации электронного аукциона N 0212100001815000196 ограничений допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств является правомерным.
2. В пункте 2.4 части 3 "Информационная карта" электронного аукциона N 0212100001815000196 в позиции "место поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) указано "по месту жительства инвалида (на условиях DDP)".
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0212100001815000196 в качестве места доставки товара, выполнения работ и оказания услуг определено: "Российская Федерация, Тыва Республика, по месту жительства инвалида (Республика Тыва").
В соответствии с Международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс 2010" обозначение "DDP" означает - "с указанием места назначения". Таким образом, значение "на условиях DDP" является по смыслу идентичным значению: "по месту жительства инвалида (Республика Тыва).
Таким образом, довод подателя жалобы относительно наличия противоречивой информации о месте поставки товаров не правомерен.
3. В соответствии с подпунктом 6 части 1.10 части 1 и 3 подпункту 6 пункта 3.1 части 3 документации электронного аукциона установлены требования к участникам электронного аукциона, в том числе к обладанию участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Однако согласно вышеуказанным подпунктам следует, что данное требование применяется только в определенном случае, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты. В связи с тем, что заказчик при закупке слуховых аппаратов не приобретает права на результаты интеллектуальной деятельности, соответственно к участникам закупки N 0212100001815000196 не применяются требования на обладание участниками закупки такими исключительными правами, соответственно довод подателя жалобы является неправомерным.
4. Согласно Письму Минэкономразвития Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N Д28и-2044 следует, что в соответствии с частью 4 статьи 27 Закона о контрактной системе преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе предоставляются при осуществлении закупок в том числе субъектам малого предпринимательства. Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В соответствии с действующим функционалом официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru при размещении информации на официальном сайте преимущества, предусмотренные частью 4 статьи 27 Закона о контрактной системе (ограничения, предусмотренные статьей 30 Закона о контрактной системе), указываются в извещении об осуществлении закупки как преимущества.
Если заказчиком при формировании извещения о проведении электронного аукциона в графе "преимущества, требования к участникам" во вкладке "требования к участникам" указываются преимущества, предусмотренные частью 4 статьи 27 Закона о контрактной системе (ограничения, предусмотренные статьей 30 Закона о контрактной системе), то в таком случае заказчик считается не нарушившим требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, довод подателя жалобы об обязательном указании в извещении о проведении электронного аукциона информации об ограничении участия в закупке является неправомерным, поскольку данная информация указана в извещении и в пункте 3.6 части 3 документации электронного аукциона N 0212100001815000196.
5. Согласно подпункту 6 пункта 3.2.5 раздела 3 части 2 документации электронного аукциона N 0212100001815000196 установлены требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе, в частности о наличии декларации о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод подателя жалобы об отсутствии в документации электронного аукциона требования о наличии декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям несостоятелен.
6. Согласно подпункту 4.1 пункта 4 информационной карты документации электронного аукциона N 0212100001815000196 в графе "дата начала и дата окончания предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе установлены следующие сроки: "в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, дату начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
На основании вышеизложенного следует, что документация электронного аукциона N 0212100001815000196 не содержит конкретной даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
На основании вышеизложенного следует, что заказчиком в нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, дата начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации электронного аукциона не установлена.
Указанные действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
7. Функциональные, технические и качественные характеристики товара установлены в части 4 "Техническое задание" документации электронного аукциона N 0212100001815000196, а именно с указанием максимальных и (или) минимальных значений показателей слуховых аппаратов.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. При этом Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что под указанные характеристики слуховых аппаратов подходит несколько моделей.
Так, в ходе заседания Комиссии заказчиком представлены распечатки с техническими характеристиками цифровых слуховых аппаратов средней и слабой мощности, в том числе с ушными вкладышами индивидуального производства, цифровых слуховых аппаратов мощных, в том числе с ушными вкладышами индивидуального производства с сайтов нескольких производителей (www.audiomag.biz/catalogue/product/78-3-47-48-234; http://gigabaza.ru) ( Бриз PRO+; Бриз SP PRO+; Phonak Classica AGG; Shine+).
Подателем жалобы не представлены доказательства, указывающие на то, что заказчиком в техническом задании аукционной документации указаны характеристики товара, соответствующие товару определенного производителя.
Таким образом, довод подателя жалобы об установлении заказчиком технических характеристик, которые приводят к необоснованному ограничению круга участников закупки является не обоснованным.
8. В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки. В силу статьи 33 Закона о контрактной системе подробное описание объекта закупки изложено в части 4 "Техническое задание" документации электронного аукциона. Обоснование начальной (максимальной) цены слуховых аппаратов произведено на основании заключенных контрактов на поставку слуховых аппаратов с ушными вкладышами индивидуального изготовления.
Таким образом, довод подателя жалобы о не соответствии описания объекта закупки в извещении, документации электронного аукциона и обосновании начальной (максимальной) цены государственного контракта является неправомерным.
9. В соответствии с пунктом 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно пункту 3.1 части 4 "проекта государственного контракта" (имеется ссылка на сноску внизу страницы 2) указано что, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, довод подателя жалобы об отсутствии в проекте государственного контракта обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта является не обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 108 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МЕДПРОМ" обоснованной.
2. Установить в действиях государственного заказчика - Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва нарушения:
- пункта 4 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 г. N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части не установления в документации электронного аукциона N 0212100001815000196 ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств;
- пункта 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не установления даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе N 0212100001815000196;
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли и не могли повлиять на результаты определения поставщика предписание заказчику - Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва не выдавать.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному лицу Тывинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ
Председатель Комиссии |
Ф.А. Хаджиев |
|
|
Члены Комиссии |
А.О. Ооржак
О.А. Коржавина
А.В. Саин |
В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции - решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Республики Тыва.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 8 декабря 2015 г. N 05--05-06/134-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2015