Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 9 декабря 2015 г. N 05-05-06/136-15
Резолютивная часть решения объявлена 04.12.2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 09.12.2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии Хаджиев Ф.А. - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Ооржак А.О. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Коржавина О.А. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Саин А.В. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии:
от государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ":
- "_", действующий на основании доверенности от 01.10.2015 года б/н,
в отсутствии надлежащим образом извещенных представителей уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и подателя жалобы - ООО "СТРОЙТЕХГРУПП",
рассмотрев жалобу (вх. N 5569 от 27.11.2015 года) ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" ("_") на положения аукционной документации электронного аукциона N 0112200000815003003 на выполнение работ по строительству объекта Зона отдыха выходного дня в Пий-Хемском кожууне Республики Тыва и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" его права и законные интересы нарушены следующими действиями государственного заказчика и уполномоченного органа:
1) в проекте контракта отсутствует конкретное значение объема привлечения к его исполнению субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) в проекте контракта установлен завышенный гарантийный срок;
3) проект контракта не содержит информации о сроках оплаты выполненных работ;
4) в проекте контракта заказчиком не установлены под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа.
Представитель государственного заказчика не согласился с доводами жалобы и пояснил, что аукционная документация соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лица, участвующего в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0112200000815003003 на выполнение работ по строительству объекта Зона отдыха выходного дня в Пий-Хемском кожууне Республики Тыва, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 12.11.2015 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000815003003 на выполнение работ по строительству объекта Зона отдыха выходного дня в Пий-Хемском кожууне Республики Тыва, начальная (максимальная) цена контракта - 68 231 170 рублей.
На основании решения государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" от 27.11.2015 года внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000815003003 (изменены дата окончания подачи заявок, дата окончания рассмотрения первых частей заявок и дата проведения аукциона) и опубликовано на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 28.11.2015 года.
На основании решения государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" от 30.11.2015 года внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000815003003 (внесены изменения в проекте контракта и в п. 22 информационной карты документации) и опубликовано на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 30.11.2015 года.
Документация электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта Зона отдыха выходного дня в Пий-Хемском кожууне Республики Тыва утверждена приказом Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок от 11.11.2015 года N 2176.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
При этом, установленные заказчиком положения в извещении, документации о закупке и проекте контракта не должны противоречить друг другу. Кроме того, установленное заказчиком в проекте контракта требование об обязательном привлечении субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций должно в обязательном порядке устанавливаться также в извещении об осуществлении закупки.
Согласно извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000815003003 и пункта 19 Информационной карты электронного аукциона (часть III аукционной документации) требование об осуществлении закупки у субъектов малого предпринимательства или социально-ориентированных некоммерческих организаций не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В свою очередь, пункт 3 проекта контракта так же не содержит обязательного требования о привлечении к исполнению контракта субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000815003003, аукционная документация и проект контракта не содержат обязательного требования о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Следовательно, довод ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" об отсутствии в проекте контракта конкретного значения объема привлечения к его исполнению субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций является необоснованным.
Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Согласно пункта 5 части 3 аукционной документации (Наименование и описание объекта закупки) срок гарантии качества работ составляет не менее 5 лет со дня подписания акта приемки выполненных работ.
Аналогичное положение также установлено в пункте 4.5 проекта контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами ГК РФ об этих видах договоров.
Согласно статье 756 ГК РФ при предъявлении требований, связанных с ненадлежащим качеством результата работ, применяются правила, предусмотренные пунктами 1 - 5 статьи 724 ГК РФ. При этом предельный срок обнаружения недостатков, в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 724 ГК РФ, составляет пять лет.
В силу части 3 статьи 724 ГК РФ заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока.
Таким образом, недостатки в строительных работах могут быть обнаружены в пределах предельного срока, то есть пяти лет. В свою очередь, установление требования "не менее пяти лет" исходя из буквального толкования русского языка следует, что данный срок не может быть меньше пяти лет и включает в себя также пять лет.
При этом, согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке, в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе в том числе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе проект контракта составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника.
Таким образом, гарантийный срок товара не может относиться к конкретным показателям товара, следовательно, участники закупки подавая заявки на участие в электронном аукционе соглашаются с гарантийным сроком.
В рассматриваемом случае, участники закупки подавая заявки на участие в электронном аукционе N 0112200000815003003 соглашаются с гарантийным сроком выполненных работ, а именно указанный срок не может быть меньше пяти лет.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что установленное требование о гарантийном сроке выполненных работ не может быть признано нарушением законодательства о контрактной системе, в связи с чем, довод ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" об установлении в проекте контракта завышенного гарантийного срока является необоснованным.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона о контрактной системе;
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В свою очередь, довод ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" об обязательствах Заказчика по оплате выполненных работ направлен на фактическое разрешение гражданско-правового вопроса.
Кроме того, порядок и сроки оплаты работы установлены в разделе 5 проекта государственного контракта.
При таких обстоятельствах, довод "СТРОЙТЕХГРУПП" о том, что проект контракта не содержит информации о сроках оплаты выполненных работ не нашел своего подтверждения.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000815003003 на выполнение работ по строительству объекта Зона отдыха выходного дня в Пий-Хемском кожууне Республики Тыва начальная (максимальная) цена контракта составляет 68 231 170 рублей.
Электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном статьей 68 Закона о контрактной системе (часть 4 статьи 68 Закона о контрактной системе).
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.1. Проекта государственного контракта предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
При этом, частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Согласно пункта 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
В свою очередь, в пунктах 4 и 5 Правил содержатся различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта.
При таких обстоятельствах и учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, а также контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России ответственность сторон установлен в разделе 8 проекта контракта, в частности, штрафные санкции для каждого порогового значения цены контракта в соответствии с подпунктом а, б пункта 4 и подпунктом а, б пункта 5 Правил установлены в пунктах 8.2, 8.5 проекта контракта.
Таким образом, доводы ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" о не установлении в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" необоснованной.
Председатель Комиссии Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии А.О. Ооржак
О.А. Коржавина
А.В. Саин
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 9 декабря 2015 г. N 05-05-06/136-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2015