Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 7 декабря 2015 г. N 301-К-2015
Резолютивная часть решения оглашена 07 декабря 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 10 декабря 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 13.01.2014 N2, от 17.02.2014 N34, от 15.10.2015 N 210 в составе:
Котеева В.А. - заместителя руководителя (председатель комиссии);
Железиной Л.А. - начальника отдела контроля закупок и торгов
(член Комиссии);
Федоровой А.С.- специалиста 1 разряда отдела контроля
закупок и торгов (член Комиссии);
в присутствии:
заказчика - Администрации Ибресинского района Чувашской Республики - Кольцовой Светланы Валериевны, представителя по доверенности,
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Паритет" - Федорова Геннадия Леонидовича, представителя по доверенности,
в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Стройтехгрупп", надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобы общества с ограниченной ответственностью "Паритет" (далее - ООО "Паритет") и общества с ограниченной ответственностью "Стройтехгрупп" (далее - ООО "Стройтехгрупп") на положения аукционной документации заказчика - Администрации Ибресинского района Чувашской республики при проведении электронного аукциона на строительство жилых помещений (квартир) в муниципальную собственность Буинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики для последующего использования их в целях переселения граждан из аварийного жилого фонда. (изв. N 0115300004415000061) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 30.11.2015 обратились ООО "Паритет" и ООО "Стройтехгрупп" с жалобами на положения аукционной документации заказчика - Администрации Ибресинского района Чувашской республики при проведении электронного аукциона на строительство жилых помещений (квартир) в муниципальную собственность Буинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики для последующего использования их в целях переселения граждан из аварийного жилого фонда (изв. N 0115300004415000061), (далее - Электронный аукцион).
ООО "Паритет" в жалобе сообщает, что заказчик, в нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, не разъяснил положения документации электронного аукциона, что не позволило обществу принять участие в данной закупке.
ООО "Стройтехгрупп" сообщает, что положения аукционной документации объявленной закупки не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, по следующим основаниям:
1. Техническое задание размещено в виде рисунков, не позволяющем копирование фрагмента текста;
2. В проекте контракта установлен завышенный гарантийный срок;
3. Аукционная документация заказчика не содержит указания на виды работ, на которые требуется допуски СРО, в случае, если участник будет выполнять работы по объекту самостоятельно, без привлечения субподрядных организаций;
4. Пункт 15 Информационной карты аукционной документации заказчика содержит несоответствующую Закону о контрактной системе антидемпинговую меру.
На основании изложенного, Заявители просят признать в действиях заказчика нарушения законодательства о контрактной системе и выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, и полагает, что аукционная документация составлена в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Заказчиком объявленного аукциона является Администрация Ибресинского района Чувашской Республики.
12.11.2015 в 16 час. 38 мин. заказчиком - Администрацией Ибресинского района Чувашской Республики на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N0115300004415000061 о проведении электронного аукциона на строительство жилых помещений (квартир) в муниципальную собственность Буинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики для последующего использования их в целях переселения граждан из аварийного жилого фонда, с начальной (максимальной) ценой контракта 16 905 979, 55 руб.
Довод ООО "Паритет" о нарушении заказчиком части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в связи с неразъяснением положений документации Комиссия Чувашского УФАС России признает несостоятельным в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
23.11.2015 ООО "Паритет" направило заказчику запрос с просьбой разъяснить положения документации в части соблюдения требований проектной документации к цвету кирпича.
В ответ на данный запрос заказчик сообщил, что если данное требование (цвет кирпича) отсутствует в техническом задании, то этот показатель в заявке указывать не требуется, поскольку заявка должна оформляться в части требований к техническим, качественным, функциональным характеристикам в соответствии с размещенным техническим заданием.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Требования к содержанию первой части заявки утверждены Заказчиком в пункте 19 раздела 10 Информационной карты аукционной документации.
Техническое задание Раздела 1 Технической части аукционной документации предусматривает характеристики жилых помещений (квартир), требования к качеству, техническим характеристикам жилых помещений (квартир), требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) жилых помещений (квартир) и иные показатели.
Вместе с тем, Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что требование к цвету кирпича в техническом задании не установлено, следовательно, в составе заявке данный показатель указывать не требуется.
По доводу ООО "Стройтехгрупп" о размещении Технического задания в ненадлежащем виде, не позволяющем копирование фрагмента текста, Комиссия Чувашского УФАС России установила следующее.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N21н утверждено Положение о пользовании официальном сайтом Российской Федерации в сети "Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения).
При этом пунктом 3 Положения установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
В соответствии с пунктом 8 Положения программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 настоящего Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
При просмотре Комиссией Чувашского УФАС России технического задания установлено, что файлы аукционной документации не зашифрованы и не защищены средствами, которые не позволяли осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
При этом Положением не установлено требования о том, что файл аукционной документации должен быть размещен в формате, обеспечивающем возможность печати и копирования фрагментов текста.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Чувашского УФАС России пришла к выводу о необоснованности данного довода.
Довод заявителя о завышении гарантийного срока на объект строительства, Комиссия Чувашского УФАС России признает несостоятельным в силу следующего.
Пунктом 8.2 Проекта контракта установлено, что гарантийный срок на объект строительства, за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в состав объектов строительства, составляет не менее 5 (пяти) лет и исчисляется с момента подписания передаточного акта. Гарантийный срок на технологическое и инженерное оборудование, входящее в состав объектов строительства, составляет не менее 3 (трех) лет и исчисляется с момента подписания передаточного акта объекта строительства.
В соответствии счастью 1 статьи 722 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (пункт 1 статьи 721).
Согласно статье 756 ГК РФ, предельный срок обнаружения недостатков, в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 724 настоящего Кодекса, составляет пять лет.
Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России не усматривает завышения гарантийного срока, установленного в аукционной документации.
По доводу заявителя о том, что аукционная документация заказчика не содержит указания на виды работ, на которые требуется допуски СРО, в случае, если участник будет выполнять работы по объекту самостоятельно, без привлечения субподрядных организаций, Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к участникам закупки, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Рассматриваемая закупка предусматривает строительство жилого дома, соответственно, условием допуска к участию в закупке на выполнение работ по строительству, объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупке в соответствии с положениями части 1 статьи 31 Закона о контраткной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом установление требований о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не будет соответствовать части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, данный довод заявителя Комиссия Чувашского УФАС России признает необоснованным.
По доводу ООО "Стройтехгрупп" о наличии в аукционной документации несоответствующих антидемпинговых мер, Комиссия установила следующее.
Пунктом 15 Информационной карты аукционной документации установлено, что при предложений цены контракта, ниже начальной (максимальной) на двадцати пяти и более процентов ниже, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации об электронном аукционе, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Таким образом, установленное заказчиком условие по предоставлению информации, подтверждающей добросовестность участника закупки в данной закупке не применимо поскольку начальная (максимальная) цена обжалуемой закупки составляет 16 905 979, 55.
Следовательно, заказчик в нарушение положений части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, неправомерно включил меру по предоставлению информации, подтверждающей добросовестность такого участника.
В результате осуществления внеплановой проверки, Комиссией Чувашского УФАС России установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Исходя из разъяснений положений электронного аукциона следует, что строительство жилых помещений (квартир) в муниципальную собственность Буинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики для последующего использования их в целях переселения граждан из аварийного жилого фонда должно осуществляться в полном соответствии с утвержденными проектными решениями.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно части 1 статьи 743 ГК РФ, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
На основании изложенного следует, что проектная документация состоит из технической документации (определяющей объем работ) и сметной части (обосновывающей стоимость работ).
Согласно информации с официального сайта www.zakupki.gov.ru, по обжалуемой закупке размещена проектная документация, которая включает в себя: генплан; общие данные; планы 1,2,3 этажа; разрез и фасады 1,2,3,4 и установлена начальная (максимальная) цена контракта.
Отсутствие сметной документации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Пункт 4 плана 1 этажа аукционной документации содержит требование установки платформы подъемные ЦЗ-575-1 грузоподъемностью 500 кг шифр ПБ-10-403-01 (центрлифт АКЛ, г.Москва) - 2шт. для инвалидов, при этом в планировке дома место ее размещения и установки не обозначено.
Кроме того, Комиссией Чувашского УФАС установлено, что в нормативном документе "Правила устройства и безопасной эксплуатации платформ подъемных для инвалидов ПБ-403-01" отсутствует обозначение ЦЗ-575-1, то есть данное условное обозначение не является стандартизированным и не позволяет участникам закупки правильно сформировать заявку.
Таким образом, отсутствие в аукционной документации обоснования использования платформы подъемной ЦЗ-575-1 грузоподъемностью 500 кг шифр ПБ-10-403-01 (центрлифт АКЛ, г.Москва) свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобы ООО "Паритет" и ООО "Стройтехгрупп" обоснованными в части.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Паритет" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Стройтехгрупп" обоснованной в части.
3. Признать заказчика - Администрацию Ибресинского района Чувашской Республики нарушившей статью 33, часть 1 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику - Администрации Ибресинского района Чувашской Республики предписание для устранения выявленных нарушений.
Председатель Комиссии В.В. Котеев
Члены Комиссии Л.А.Железина
А.С. Федорова
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 7 декабря 2015 г. N 301-К-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.12.2015