Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 4 декабря 2015 г. N 06-972/15т
изготовлено в полном объеме 09 декабря 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России;
Нановой Т.А. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. -старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителяиндивидуального предпринимателя Игнатьева Гаврила Николаевича(далее также - ИП Игнатьев Г.Н., заявитель): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "СтройЭксперт" (далее также - ООО "СтройЭксперт", заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа Управления муниципальных закупок Окружной администрации города Якутска(далее также - ОА г. Якутска, уполномоченный орган): Антонова С.Д. (представитель по доверенности),
от заказчика муниципального казенного учреждения "Главстрой" городского округа "город Якутск" (далее также - МКУ "Главстрой" ГО "город Якутск", заказчик): Баль А.В., Пан-Си-ХэО.В., Ю В.Ш. (представители по доверенностям);
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "ЕвроСтройПлюс": Третьяков В.Е. (представитель по доверенности),
рассмотревжалобы ИП Игнатьева Г.Н., ООО "СтройЭксперт" на действия уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска, заказчика МКУ "Главстрой" ГО "город Якутск" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: Сейсмоусиление здания МОБУ СОШ N14 по ул. Маяковского, 75 г. Якутска (извещение N0116300000115001102), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014,
у с т а н о в и л а:
27 ноября 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаИП Игнатьева Г.Н. на действия уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска, заказчика МКУ "Главстрой" ГО "город Якутск" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: Сейсмоусиление здания МОБУ СОШ N14 по ул. Маяковского, 75 г. Якутска (извещение N0116300000115001102).
30 ноября 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО "СтройЭксперт" на действия уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска, заказчика МКУ "Главстрой" ГО "город Якутск" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: Сейсмоусиление здания МОБУ СОШ N14 по ул. Маяковского, 75 г. Якутска (извещение N0116300000115001102).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалоб, времени и месте ихрассмотрения.
Рассмотрение жалоб назначено на 04 декабря 2015 года в 16 часов 30 минут.
До рассмотрения жалоб от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Жалоба ИП Игнатьев Г.Н. содержит следующие доводы:
Довод первый.Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей заявок копии свидетельства СРО о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее по тексту решения - свидетельство СРО),только по пункту 33.3 "Жилищно-гражданское строительство" в качестве генерального подрядчика без указания определенных видов работ, в случае, если подрядчик выполняет работы самостоятельно.
Довод второй. Заказчиком не учтена возможность заключения контракта с участником закупки, в отношении которого применяется специальный налоговый режим, в частности упрощенная система налогообложения, соответственно данные участники закупки освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость (далее также по тексту решения - НДС).
Между тем, в пункте 3.1 проекта контракта указано, что цена контракта включает в себя, в том числеНДС.
Довод третий.В пункте 12.1.1 проекта контракта установлено следующее: "Сумма обеспечения исполнения обязательств по контракту в соответствии с ч.1 и 2 ст.37 Закона о контрактной системе, ____________________ документацией составляет: _________________________________________________________ - 30 % от начальной (максимальной) цены контракта".
По мнению заявителя, заказчиком не предусмотрены требования ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе, согласно, которой если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Из содержания жалобы ООО "СтройЭксперт" следует, что в проектно-сметной документации содержатся указания на товарные знаки, так, например, в Ведомости потребных ресурсов к Локальной смете на общестроительные работы:
1. Пункт 205 Цемент специальный безусадочный быстротвердеющий платифицированныйMACFLOW;
2. Пункт 208 Монтажная пена MAKROFLEXWINTER 750 мл;
3. Пункт 210 ОКСИПЛАСТ герметизирующая мастика;
4. Пункт 211 Огнебиозащитный состав "Старый вяз";
5. Пункт 236 Сухая строительная смесьMACFLOWR/МАКФЛОУ;
6. Пункт 239 Фасадная акриловая краска (Теракко).
При этом, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Между тем, требования к значениям показателей товаров, используемых в ходе выполнения работ,в аукционной документации отсутствуют, что является нарушением описания объекта закупки.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика с жалобой ИП Игнатьева Г.Н. не согласились и пояснили следующее.
1. В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Письмом Минрегиона России от 17.10.2011 N 28349-ДШ/08 предусмотрено следующее.
"Частью 3 статьи 52 Кодекса определены функции лица, осуществляющего строительство. Так, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 указанной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Таким образом, лицо, осуществляющее строительство, то есть лицо, которое непосредственно, без привлечения иных физических или юридических лиц осуществляет комплекс работ по организации строительства, должно иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства. В случае привлечения для выполнения работ по организации строительства иных физических или юридических лиц свидетельство о допуске к таким работам должны иметь привлекаемые лица.
При этом лицо, осуществляющее строительство, может не иметь свидетельства о допуске к строительным работам, осуществляемым субподрядчиками. Лицо, осуществляющее строительство, должно иметь свидетельство о допуске к конкретным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту только в случае, если указанные работы выполняются им самостоятельно без привлечения иных лиц".
Пунктом 9.1.29 проекта контракта установлено, что генподрядчик обязан обеспечить своими силами и средствами получение всех необходимых профессиональных допусков, разрешений и лицензий на право производства работ, требуемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в том числе разрешений и согласований, связанных с использованием иностранной рабочей силы, а также обосновывающих воздействие на окружающую среду (разрешений на выбросы, сбросы, лимитов на размещение отходов).
Таким образом, заказчик правомерно указал требование о наличии допуска свидетельства саморегулируемой организации, предусмотренного п. 33 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
2. В цену контракта заказчиком включен НДС 18 %.
При расчете цены контракта заказчиком предусмотрены все расходы, связанные с выполнением работ (оказанием услуг) по строительству объекта, в том числе следующее:
- все налоги, пошлины и прочие сборы и расходы, которые подрядчик будет оплачивать в соответствии с условиями контракта или на иных основаниях.
Законом о контрактной системе устанавливается запрет на изменение цены контракта, за исключением положений частей 1-4 статьи 95 Закона о контрактной системе. В указанных случаях, при наличии предусмотренных Законом о контрактной системе оснований цена контракта может быть изменена по соглашению сторон.
Возможность одностороннего изменения условий контракта, в том числе его цены, Законом о контрактной системе не предусмотрена (Письмо Минфина России от 29.08.2014 N 02-02-09/43300).
Таким образом, в случае, если победитель аукциона не является плательщиком НДС, то сумма контракта не подлежит изменению.
3. Размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком в извещении, аукционной документации (п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе). После того, как выявлен победитель аукциона, заказчик обязан уточнить размер обеспечения с учетом антидемпинговых правил. Если к данному победителю применяются антидемпинговые меры, контракт заключается только после представления участником обеспечения исполнения с учетом требований ст. 37 Закона о контрактной системе. Соответственно, заказчик в аукционной документации не обязан указывать применение антидемпинговых мер.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика с жалобой ООО "СтройЭксперт" не согласились и пояснили следующее.
Положениями части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) определено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе, в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) предусмотрена обязанность подрядчика осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В силу пункта 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Согласно статье 754 ГК РФ техническая документация также отражает требования к результату строительно-монтажных работ. В соответствии с указанной статьей подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства.
Пунктом 3 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87, установлено, что проектная документация состоит из текстовой и графической частей. Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Поскольку описание объекта закупки является неотделимой частью закупочной документации и подлежит обязательному опубликованию на официальном сайте, заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru была размещена проектно-сметная документация, разработанная ООО "Стройтехпроект" и получившая положительное заключение государственной экспертизы.
Также отмечают, что никакие изменения в проектно-сметную документацию не могут вносится.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа с жалобами не согласилась, поддержала позицию представителей заказчика.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
13 ноября 2015 года уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" опубликовано извещение N0116300000115001102о проведении электронного аукционана выполнение работ по объекту: Сейсмоусилениездания МОБУ СОШ N14 по ул. Маяковского, 75 г. Якутскаи аукционная документация.
13 ноября 2015 года уполномоченным органом внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона, аукционную документацию.
13 ноября 2015 года уполномоченным органом внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона, аукционную документацию.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 58 804 832рубля00копеек.
01 декабря 2015 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300000115001102-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило9 (девять) заявок с порядковыми номерами 1-9.
Аукционной комиссией принято решение о допускек участию в электронном аукционе всех участников закупки.
До рассмотрения жалобы по существу срок проведения электронного аукциона не наступил.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобуИП Игнатьев Г.Н. частично обоснованнойнеобоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалуетотказ в допуске к участию в электронном аукционе.
Довод первый о том, что заказчиком в аукционной документации неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей заявок копии свидетельства СРО о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства только по пункту 33.3 "Жилищно-гражданское строительство" в качестве генерального подрядчика без указания определенных видов работ, в случае, если подрядчик выполняет работы самостоятельнопризнан обоснованным, в силу следующего.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как установлено материалами дела, в п. 29, 34 Информационной карты аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии у них свидетельства СРО о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также о предоставлении копий данного свидетельства СРО в составе второй части заявки согласно Приказу Минрегионразвития РФ N 624 от 30.12.2009 года "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" по следующим видам работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время действует Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, утверждающий Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Раздел III указанного Перечня устанавливает виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Соответственно, если подрядчик выполняет работы лично без привлечения сторонних организаций, то он обязан иметь свидетельство о допуске ко всем выполняемым им видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Если же подрядчик для работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекает других лиц, то он не обязан иметь допуск СРО ко всем выполняемым видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта установленным в аукционной документации, но, при этом, обязан иметь допуск СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, т.е. генеральный подряд.
Поскольку проектом государственного контракта (п. 17.1) прямо предусмотрена обязанность привлечения субподрядчиков,то участник закупки (генеральный подрядчик) привлекает для выполнения работ других лиц (субподрядчиков), более того, в случае привлечения субподрядных организаций, генподрядчик обязан предоставить заказчику копию свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, копии Устава и договора субподряда (п. 17.3 проекта контракта).
Причем лицо, выступающее в качестве субподрядчика обязано иметь допуски ко всем видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установленные заказчиком в требованиях аукционной документации.
Таким образом, заказчик, устанавливая требование к участникам закупки в части наличия свидетельств СРО у участников закупки, обязан указать определенные виды работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в частности из раздела III указанного Перечня, а также указать, что в случае отсутствия допуска к определенным видам работ, установленным в аукционной документации, участник закупки должен иметь допуск на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в качестве генерального подрядчика (виды работ по п. "33" Приказа N 624).
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что установление заказчиком/уполномоченным органом в п. 29, 34 Информационной карты аукционной документации требования к участникам закупки о наличии у них свидетельства о допуске к определенным видам по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, без указания оговорки, что в случае отсутствия допуска к определенным видам работ, установленных в аукционной документации, участник закупки должен иметь допуск на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта в качестве генерального подрядчика, неправомерно и нарушает положения п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Довод первый подлежит признанию обоснованным.
Довод второй о том, что заказчиком не учтена возможность заключения контракта с участником закупки, в отношении которого применяется специальный налоговый режим, в частности упрощенная система налогообложения, соответственно, данные участники закупки освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС),признан необоснованным, в силу следующего.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
По смыслу положений Закона о контрактной системе,государственный/муниципальный контракт заключается и исполняется по цене, предложенной победителем электронного аукциона. При этом в Законе о контрактной системе отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения у участника закупки (победителя закупки).
В соответствии с чч. 2 и 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ, а также налога, уплачиваемого согласно ст. 174.1 главы 21 НК РФ.
Согласно ч. 5 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость, предусмотренных Кодексом.
В иных случаях организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, исчислять налог на добавленную стоимость не должны.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, реализуют товары (работы, услуги) без учета налога на добавленную стоимость.
Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупки, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки не допускается, за исключением, если проект контракта не предусматривает случай, если победитель закупки или иной участник закупки, с которым заключается контракт, применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) или иную другую систему налогообложения, то цена контракта уменьшается на сумму НДС.
Между тем, материалами дела установлено, что проект контракта по данной закупке вышеуказанной оговорки не содержит.
Таким образом, с учетом положений проекта контракта и Закона о контрактной системе, контракт по данной закупке заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупки вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.
При этом, цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта, в том числе на сумму налога на добавленную стоимость.
Таким образом, если участник закупки, признанный победителем закупки, не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо указания суммы НДС ставится прочерк; при оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку довод второй жалобы заявителя предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участника закупки, положение п. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.
Между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ИП Игнатьев Г.Н. действиями заказчика/уполномоченного органа, а также указывающих на нарушения Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения и подлежит признанию необоснованным.
Относительно довода третьего.
В пункте 12.1.1 проекта контракта установлено следующее: "Сумма обеспечения исполнения обязательств по контракту в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 37 Закона о контрактной системе, ____________________ документацией составляет: _______ - 30 % от начальной (максимальной) цены контракта".
Так, по мнению заявителя, заказчиком не предусмотрены требования ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Статьей 34 Закона о контрактной системе установлены общие требования к контракту, заключаемому по результатам проведения государственных/муниципальных закупок.
Вместе с тем, Законом о контрактной системе не установлена обязанность указывать в положениях проекта контракта требования статьи 37 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе аукционной документации должна содержать информацию наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона.
Следовательно, сведения, содержащиеся в извещении о проведении закупки изначальны (первичны). Как установлено материалами дела, положения части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе предусмотрены в извещении о проведении данной закупки, а также в пункте 17 Информационной карты аукционной документации.
Таким образом, довод третий заявителя не нашел своего подтверждения и признается необоснованным.
Жалоба ИП Игнатьев Г.В. подлежит признанию частично обоснованной, в части довода об установлении неправомерноготребования о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей заявок копии свидетельства СРО о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства только по пункту 33.3 "Жилищно-гражданское строительство" в качестве генерального подрядчика без указания определенных видов работ, в случае, если подрядчик выполняет работы самостоятельно.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобуООО "СтройЭксперт" необоснованной на основании следующего.
Как следует из содержания жалобы, в проектно-сметной документации содержатся указания на товарные знаки, так, например, в Ведомости потребных ресурсов к Локальной смете на общестроительные работы:
1. Пункт 205 Цемент специальный безусадочный быстротвердеющий платифицированный MACFLOW;
2. Пункт 208 Монтажная пена MAKROFLEX WINTER 750 мл;
3. Пункт 210 ОКСИПЛАСТ герметизирующая мастика;
4. Пункт 211 Огнебиозащитный состав "Старый вяз";
5. Пункт 236 Сухая строительная смесь MACFLOWR/МАКФЛОУ;
6. Пункт 239 Фасадная акриловая краска (Теракко).
При этом, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Между тем, по мнению заявителя, заказчиком не установлены требования к значениям показателей товаров, используемых в ходе выполнения работ в аукционной документации, что является нарушением описания объекта закупки.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Так, согласно ч. 2 ст. 33 документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как установлено материалами дела и следует из пояснений представителей заказчика, в файле "Ведомость потребных ресурсов к Локальной смете N 1на общестроительные работы" установлены вышеуказанные заявителем материалы/товары, при этом, данные товары/материалы указаны для расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, следовательно, положение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в данном случае не применяется, в части отсутствия у заказчикаобязанности установления требований к товарам/материалам, используемым в ходе выполнения работ.
Кроме того, согласно п. 34 Информационной карты аукционной документации заказчиком не установлены требования к используемым товарам/материалам в ходе выполнения работ, в первой части заявки участники закупки предоставляют только согласие на выполнение работ.
Жалоба заявителя подлежит признанию необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Материалами дела установлено, чтов Ведомости потребных ресурсов к Локальной смете N 02-1061-1.1 на общестроительные работыуказано следующее:
- пункт 210 ОКСИПЛАСТ герметизирующая мастика;
Согласно сведениям реестра товарных знаков и знаков обслуживания с официального сайта Роспатента www1.fips.ru "ОКСИПЛАСТ" является зарегистрированным товарным знаком.
Антимонопольный орган отмечает, что в соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Вместе с тем, в пункте 2.1 проекта контракта указано, что муниципальный заказчик поручает, а Генподрядчик принимает на себя обязательство в соответствии с условиями настоящего Контракта, строительными нормами и правилами Российской Федерации, утвержденной Муниципальным заказчиком проектной и рабочей документацией, ____________________________ документацией, ведомостью объемов работ, содержанием технического задания и графика производства работ (этапов работ) и на основании протокола ____________________________________ выполнить работы по объекту: "Сейсмоусиление здания МОБУ СОШ N14по ул. Маяковского, 75, г.Якутска", передать результат работ Муниципальному заказчику, а также сдать объект приемочной комиссии, а Муниципальный заказчик обязуется принять результат выполненных Генподрядчиком работ и оплатить обусловленную настоящим Контрактом цену.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе проектно-сметная документация является описанием объекта закупки и входит в состав аукционной документации, а, Ведомости потребных ресурсов к Локальным сметам являются неотъемлемой и составной частью проектно-сметной документации, то,следовательно, и данные документы обязаны соответствовать требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, документация о закупке не может содержать указание на товарные знаки при выполнении работ, без включения в описание объекта закупки слов "или эквивалент".
Кроме того, по итогам закупки муниципальный контракт будет заключен, в том числе на условиях проектно-сметной документации, а подрядчик при выполнении работ обязан руководствоваться его положениями в полном объеме, при этом, в аукционной документации не имеется указания, а в проекте контракта оговорки, что в случае наличия в настоящей аукционной документации указаний и ссылок на конкретные торговые марки/торговые знаки, следует читать "или эквивалент" и/или при выполнении работ подрядчик вправе использовать товары/материалы, эквивалентные товарным знакам товаров/материалов, указанные в проектно-сметной документации.
Таким образом, в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация содержит указание на товарные знаки без обязательной оговорки об эквивалентности.
Согласно ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.
Между тем, в нарушение ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе проект контракта не содержит условия о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных вышеуказанной статьей.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 58 804 832, 00 руб.
В извещении о проведении данной закупки установлен размер обеспечения исполнения контракта - 17 641 449,60 руб.
В пункте 18 раздела 1 "Информационная карта" аукционной документации указано следующее: "Обеспечение исполнения контракта 30 % от начальной (максимальной) цены контракта".
Пунктом 12.1.1. проекта контракта установлено следующее: "Сумма обеспечения исполнения обязательств по Контракту в соответствии с ч.1 и 2 ст.37 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ, ____________________ документацией составляет: _________ - 30 % от начальной (максимальной) цены контракта".
Таким образом, в проекте контракта установлен конкретный размер обеспечения исполнения контракта. Между тем, в проекте контракта не указана возможность обеспечения исполнения контракта в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта.
Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом нарушена часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Как установлено выше, в п. 29, 34 Информационной карты аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии у них свидетельства СРО о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также о предоставлении копий данного свидетельства СРО в составе второй части заявки согласно Приказу Минрегионразвития РФ N 624 от 30.12.2009 года "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" по следующим видам работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Между тем, в нарушение части 3 статьи 64 Закона о контрактной системев пункте 34 "Информационная карта" аукционной документации, устанавливающей требования к участникам закупки данное требование отсутствует.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ИП Игнатьева Г.Н. на действия уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска, заказчика МКУ "Главстрой" ГО "город Якутск"при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: Сейсмоусиление здания МОБУ СОШ N14 по ул. Маяковского, 75 г. Якутска (извещение N0116300000115001102)частично обоснованной, в части довода об установлении неправомерного требования о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей заявок копии свидетельства СРО о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства только по пункту 33.3 "Жилищно-гражданское строительство" в качестве генерального подрядчика без указания определенных видов работ, в случае, если подрядчик выполняет работы самостоятельно.
2. Признать жалобу ООО "СтройЭксперт" на действия уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска, заказчика МКУ "Главстрой" ГО "город Якутск"при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: Сейсмоусиление здания МОБУ СОШ N14 по ул. Маяковского, 75 г. Якутска (извещение N0116300000115001102)необоснованной.
3. Признать заказчика МКУ "Главстрой" ГО "город Якутск"/уполномоченный орган Управление муниципальных закупок Окружной администрации ГО "город Якутск"часть 6 статьи 30, пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, пункты 1 части 1, часть 3 статьи 64, часть 1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику МКУ "Главстрой" ГО "город Якутск"/уполномоченному органу Управление муниципальных закупок Окружной администрации ГО "город Якутск" предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии:Т.А. Нанова
В.А. Данилова
М.Н.Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 4 декабря 2015 г. N 06-972/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.12.2015