Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 11 декабря 2015 г. N 06-1028/15т
изготовлено в полном объеме 16 декабря 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Павлова Гаврила Егоровича (далее также - ИП Павлов Г.Е., заявитель): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;
от заказчика Администрации муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" (далее также - Администрация, заказчик): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;
от уполномоченного органа Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальными закупками" МР "Оленекский эвенкийский национальный район" (далее также -, уполномоченный орган): не явились, о времени и рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Павлова Гаврила Егоровича на действия уполномоченного органа Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальными закупками" МР "Оленекский эвенкийский национальный район", заказчика Администрации муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" при проведении электронного аукциона на приобретение у застройщиков 6 жилых помещений (квартир) в с. Харыялах Оленекского района, в строящихся домах малоэтажной застройки, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда 139 серии с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства МР "Оленекский эвенкийский национальный район" на 2015-2017 годы" (извещение N 0116300022515000063), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014,
у с т а н о в и л а:
04 декабря 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба индивидуального предпринимателя Павлова Гаврила Егоровича на действия уполномоченного органа Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальными закупками" МР "Оленекский эвенкийский национальный район", заказчика Администрации муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" при проведении электронного аукциона на приобретение у застройщиков 6 жилых помещений (квартир) в с. Харыялах Оленекского района, в строящихся домах малоэтажной застройки, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда 139 серии с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства МР "Оленекский эвенкийский национальный район" на 2015-2017 годы" (извещение N 0116300022515000063).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 11 декабря 2015 года в 16 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба заявителя была оглашена в полном объеме, из сути которой следует, что в аукционной документации неправомерно установлено требование к участникам закупки о предоставлении в составе второй части заявки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией (далее также - СРО) о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, поскольку предметом закупки является долевое участие в строительстве многоквартирного дома.
Ссылаются на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по делу N06-476/15т от 02.07.2015 года.
Также указывают, что в соответствии с пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Согласно пункту 22 статьи 1 ГрК РФ технический заказчик - физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом. Застройщик вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.
Таким образом, требование к участнику закупки о наличии свидетельства СРО на генподряд по п. 33.3 "Жилищно-гражданское строительство" ограничивает количество участников закупки.
В ходе рассмотрения дела письменное пояснение заказчика было оглашено в полном объеме.
В аукционную документацию требование к участникам закупки о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства включено ошибочно, но вместе с тем в аукционной документации прописано, что в составе заявки требуется свидетельство СРО на выполнение работ (требование допуска по видам в соответствии с разделом III "Описание объекта закупки" аукционной документации). В разделе III "Описание объекта закупки" не указаны определенные виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Следовательно, можно понять, что требование включено ошибочно.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
24 ноября 2015 года уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" опубликованы извещение N 0116300022515000063 о проведении электронного аукциона на приобретение у застройщиков 6 жилых помещений (квартир) в с. Харыялах Оленекского района, в строящихся домах малоэтажной застройки, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда 139 серии с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства МР "Оленекский эвенкийский национальный район" на 2015-2017 годы" и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 17 046 903 рубля 36 копеек.
До рассмотрения жалобы по существу окончание срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не наступил.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ИП Павлов Г.Е. обоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует положения аукционной документации.
Предметом данного электронного аукциона является приобретение у застройщиков 6 жилых помещений (квартир) в с. Харыялах Оленекского района, в строящихся домах малоэтажной застройки, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда 139 серии с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства МР "Оленекский эвенкийский национальный район" на 2015-2017 годы".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Закона, или копии этих документов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки соответствующие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно требованиям части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Из материалов дела следует, что в пункте 8 "Требования к содержанию и составу заявки" раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" аукционной документации установлено следующее:
"<_>
Вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения:
<_>
документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, или копии этих документов, а именно:
- документы подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- Свидетельство СРО на выполнение строительных работ. (Требование допуска по видам работам в соответствии с Разделом III документации об аукционе "Описание объекта закупки")
<_>
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к товару, работе или услуге:
1. Правоустанавливающие документы на земельный участок, предоставленный для строительства;
2. Разрешение на строительство многоквартирных домов (многоквартирного дома);(Статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ)
3. Подтверждение размещения проектной декларации в средствах массовой информации и в сети Интернет (Федеральный закон от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ);
Из материалов дела установлено, что в разделе III "Описание объекта закупки" аукционной документации указано следующее:
"Обязательные требования к участнику аукциона:
- Наличие копии разрешения на строительство многоквартирных домов (многоквартирного дома).
- Наличие оформленной и согласованной в установленном порядке действующей копии разрешительной документации на земельный участок, строительство многоквартирного дома.
- Свидетельство СРО о допуске к определенному виду работ или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (согласно приказу Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 - п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (ГЕНЕРАЛЬНЫМ ПОДРЯДЧИКОМ): П. 33.3 Жилищно-гражданское строительство).
- Копии документов об отсутствии обременения, обязательств перед третьими лицами по жилым помещениям.
- Подтверждение размещения проектной декларации в средствах массовой информации и в сети Интернет".
- Между тем, в разделе III "Описание объекта закупки" аукционной документации также установлено следующее: "Наименование объекта закупки: долевое участие в строительстве многоквартирного дома в целях предоставления жилого помещения в доме муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве малоимущих и нуждающихся в улучшении жилищных условий и проживающих в аварийном жилищном фонде".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закона N 214-ФЗ).
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Пунктом 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что технический заказчик - физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом. Застройщик вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 214-ФЗ застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства"), подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Следовательно, застройщик не обязан осуществлять самостоятельные строительные работы, а вправе привлечь в качестве подрядчика строительную организацию, которая будет являться обладателем свидетельства, выданного СРО о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.Требование наличия свидетельства, выданного СРО согласно Перечню видов таких работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденному Приказом N 624, возникает исключительно в тех случаях, когда имеет место необходимость выполнения строительных работ самим участником закупки, что не может являться обязательным в данной конкретной закупке.
Таким образом, требование наличия у участника закупки свидетельства, выданного СРО о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является излишним.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Согласно части 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
В соответствии с пунктом 1 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Из материалов дела установлено, что в разделе III "Описание объекта закупки" аукционной документации указано следующее:
"Обязательные требования к участнику аукциона:
<_>
- Свидетельство СРО о допуске к определенному виду работ или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (согласно приказу Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 - п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (ГЕНЕРАЛЬНЫМ ПОДРЯДЧИКОМ): П. 33.3 Жилищно-гражданское строительство)".
Между тем, заказчиком помимо требования о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства не установлено требование о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенным видам работ, выполняемых в соответствии с аукционной документацией.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приходит к выводу, что данные действия заказчика влекут ограничение количества участников закупки, в частности, поставщиков (подрядчиков, исполнителей), имеющих свидетельство о допуске к определенным видам работ.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Заказчиком нарушены часть 6 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1, пункт 2 части 1 статьи 64, часть 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Жалоба ИП Егорова Г.Е. подлежит признанию обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
Из материалов дела следует, что в пункте 8 "Требования к содержанию и составу заявки" раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" аукционной документации указано следующее:
"1. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
а) согласие участника на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе,
б) а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара".
В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены следующие изменения в подпункт "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе: слова "места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя" заменить словами "страны происхождения".
Данный документ вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 31.12.2014).
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, заказчиком нарушен подпункт "б" пункта 3 части 3 и часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в части неправомерного установления требования к содержанию, составу заявки на участие электронном аукционе, а именно требования об указании наименования места происхождения товара или наименования производителя товара.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе неотъемлемой частью аукционной документации является проект контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Между тем, условие о предварительной оплате (авансирование) без указания ее точного размера об авансе является нарушением данной нормы. Следует отметить, что условие об авансе используется не только для урегулирования порядка расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), в ряде случаев оно необходимо для определения размера обеспечения исполнения контракта, которое предоставляется победителем электронного аукциона (части 1, 4 статьи 37, часть 6 статьи 96 Закона о контрактной системе). В случае отсутствия указания точного размера аванса в положениях аукционной документации, в том числе и в проекте контракта исполнить требования положений ст. 37, 96 Закона о контрактной системе участником закупки не представляется возможным.
Из материалов дела следует, что в пункте 25 "Форма, срок и порядок оплаты" раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" аукционной документации:
"Оплата по Контракту производится в соответствии с графиком платежей (Приложение N 5 к муниципальному контракту) в следующем порядке:
- аванс в размере до 30% от цены Контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в текущем финансовом году - в течение 20 банковских дней с момента подписания Сторонами Контракта".
Пунктом 2.2 проекта контракта установлено следующее:
"Оплата суммы, указанной в п. 2.1 настоящего Контракта производится Заказчиком в следующем порядке:
2.2.1. - аванс в размере до 30% от цены Контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в текущем финансовом году - в течение 20 банковских дней с момента подписания Сторонами Контракта;
- последующие выплаты производятся согласно подписанных обеими сторонами актов выполненных работ формы КС-2, КС-3, не более 60% от объема выполненных работ - в течение 10 банковских дней с момента подписания актов;
- окончательная оплата - в течение 10 банковских дней с момента подписания акта приема-передачи и обеспечения сопроводительного пакета документов, необходимого для государственной регистрации права муниципальной собственности на передаваемые объекты (квартиры)".
Следовательно, заказчиком в проекте контракта не установлено условие о порядке и сроках оплаты работы, а именно не указан точный (конкретный) размер аванса.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 17 046 903 рубля 36 копеек.
В пункте 20 раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" аукционной документации указано следующее: "Обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет: 852 345,17 рублей (Восемьсот пятьдесят две тысячи триста сорок пять рублей 17 копеек)".
В извещении N 0116300022515000063 о проведении электронного аукциона установлен размер обеспечения исполнения контракта 852 345.17 рублей.
Пунктом 8.1 проекта контракта установлено следующее: "Размер обеспечения исполнения Контракта составляет 5% начальной (максимальной) цены Контракта в размере 852 345,17 рублей (Восемьсот пятьдесят две тысячи триста сорок пять рублей 17 копеек)".
Между тем, в проекте контракта не указана возможность обеспечения исполнения контракта в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Павлова Гаврила Егоровича на действия уполномоченного органа Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальными закупками" МР "Оленекский эвенкийский национальный район", заказчика Администрации муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" при проведении электронного аукциона на приобретение у застройщиков 6 жилых помещений (квартир) в с. Харыялах Оленекского района, в строящихся домах малоэтажной застройки, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда 139 серии с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства МР "Оленекский эвенкийский национальный район" на 2015-2017 годы" (извещение N 0116300022515000063) обоснованной.
2. Признать заказчика Администрации муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" нарушившим часть 6 статьи 31, часть 13 статьи 34, пункт 1 части 1, пункт 2 части 1 статьи 64, подпункт "б" пункта 3 части 3, часть 5, 6 статьи 66, часть 1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Администрации муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 11 декабря 2015 г. N 06-1028/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2016