Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 декабря 2015 г. N 06-1026/15т
изготовлено в полном объеме 23 декабря 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Дорисс-Восток" (далее также - ООО "Дорисс-Восток", заявитель): Михеев М.А., Трофимова Л.П. (представители по доверенностям);
от уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска (далее также - ОА г. Якутска, уполномоченный орган): Антонова С.Д. (представитель по доверенности);
от заказчика Муниципального казенного учреждения "Главстрой" городского округа "город Якутск" (далее также - МКУ "Главстрой" ГО "город Якутск", заказчик): Баль А.В., Егоров А.И., Ю В.Ш. (представители по доверенностям),
рассмотрев жалобу ООО "Дорисс-Восток" на действия уполномоченного органа Управления муниципальных закупок Окружной администрации города Якутска, заказчика Муниципального казенного учреждения "Главстрой" городского округа "город Якутск" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту ул. Пояркова на участке от ул. Кирова до ул. Курашова г. Якутска (извещение N 0116300000115001140), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014,
у с т а н о в и л а:
04 декабря 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Дорисс-Восток" на действия уполномоченного органа Управления муниципальных закупок Окружной администрации города Якутска, заказчика Муниципального казенного учреждения "Главстрой" городского округа "город Якутск" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту ул. Пояркова на участке от ул. Кирова до ул. Курашова г. Якутска (извещение N 0116300000115001140).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 11 декабря 2015 года в 10 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) был объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 18 декабря 2015 года для истребования дополнительных документов от заказчика для полного и объективного рассмотрения обстоятельств дела, а также для направления запроса экспертной оценки Некоммерческому партнерству "Саморегулируемая организация "Союз строителей Якутии".
В ходе рассмотрения дела представителями заявителя были приведены следующие доводы жалобы.
1. Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04 февраля 2015 года N 99 о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства), контракта, стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной( цены контракта, на право заключить который проводится закупка.
Тем не менее, заказчиком не установлены требования к наличию опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе строительных работ, на выполнение которых заключается контракт. Постановлением Правительства РФ от 04 февраля 2015 года N 99 определены следующие виды работ:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Ссылаются на письмо Минэкономразвития России N 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/45739/15 от 28.08.2015 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
2. В аукционной документации установлены требования к составу и содержанию заявки на участие в закупке, в том числе о наличии свидетельства СРО о допуске к следующим видам работ:
25. Устройство Автомобильных дорог и аэродромов
25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек.
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог
25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами
25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосборных устройств
25.8. Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог
33. работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (Стоимость по одному договору не превышает 500 млн. руб.)
33.2. Транспортное строительство
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта
Требование о наличии допусков СРО в части пункта 33 (исполнение функций генподрядчика) ограничивает число участников закупки. Перечень работ, предусмотренный может выполнить имеющий допуск СРО к отдельным видам работ участник закупки собственными силами в качестве подрядчика.
3. Также аукционная документация содержит требование о наличии допуска СРО по п. 33. работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (Стоимость по одному договору не превышает 500 млн. руб.)
Стоимость одного договора по допуску СРО определяется в соответствии с пунктом с частью 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ (далее также - ГрК РФ) и имеет следующие градации:
- стоимость по одному договору не превышает десять миллионов рублей;
- стоимость по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей;
- стоимость по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей;
- стоимость по одному договору составляет до трех миллиардов рублей;
- стоимость по одному договору составляет до десяти миллиардов рублей.
- стоимость по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более.
Данное требование по допуску СРО по стоимости по одному договору не превышает 500 млн. рублей при начальной (максимальной) цене контракта 42 041 685,00 рублей ограничивает число участников закупки.
Указание представителей заказчика на необходимость установления данного требования в связи с тем, что в случае причинения ущерба имуществу третьих лиц выплата из компенсационного фонда по допуску СРО по стоимости одного договора, не превышающей 60 миллионов рублей, не покроет возможного причиненного ущерба, является несостоятельным в виду того, что разделом 7 проекта контракта предусмотрена обязанность генподрядчика заключить договор комплексного страхования строительно-монтажных рисков и ответственности (в том числе за причинение вреда третьим лицам) при проведении подрядных работ.
Кроме того, страховая сумма не равна сумме взноса членов саморегулируемой организации в ее компенсационный фонд.
Прилагают выдержку из реестра Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Союз строителей Якутии" с сайта www.yktstroy.ru.
4. Заказчик при определении начальной (максимальной) цены контракта использовал проектно-сметный метод, однако в состав аукционной документации включил только локальные сметы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 643 Гражданского кодекса РФ (далее также - ГК РФ) подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования. Вместе с тем в части 6 статьи 52 ГрК РФ установлено, что исполнитель при осуществлении строительства обязан его выполнить в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана и технических регламентов.
Не разместив в составе аукционной документации проект, чертежи и прочее, заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика с жалобой не согласились и пояснили следующее.
В аукционной документации были установлены дополнительные требования о наличии опыта выполнения соответствующих работ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04 февраля 2015 года N 99. Запросов на разъяснения положений аукционной документации не поступало.
Предметом закупки является текущий ремонт линейного объекта.
Код ОКПД 45.23.11.120 относится к работам общестроительным по устройству оснований покрытий автомобильных дорог III - IV категорий. Категории дорог установлены в соответствии со СНиП 2.05.02-85*" (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 266), согласно которому одна из улиц относится к дорогам 3 категории.
Прилагают копию технического паспорта филиала по Республике Саха (Якутия) ФГУП "Российской государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости-Федеральное БТИ" на сооружение "Улица Пояркова" .
Требование к участникам закупки о наличии допуска СРО на генподряд установлено, поскольку проектом контракта предусмотрена возможность привлечения субподрядчиков.
Установленное требование по п. 33 работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), при этом стоимость по одному договору не превышает 500 миллионов рублей, обусловлено тем, что существует риск не покрытия всей суммы, необходимой для возмещения вреда, причиненного третьим лицам при выполнении указанных работ подрядчиком, так как на данном участке расположены жилые, административные здания, инженерные сети (газопровод, линии связи, теплосети и т.д.) и присутствует риск их повреждения.
Прилагают копии писем УГРС АО "Сахатранснефтегаз" N 04-4966 от 17.12.2015 года и N 04-4965 от 17.12.2015 года с приложением копий технических актов, составленных при фиксации повреждений газопроводов во время проведения земляных работ за период с 01.01.2014 г. по 17.12.2015 г., писем ПАО "Якутскэнерго" N 30/3904 от 17.12.2015 года, АО "Водоканал" N 003-3352 от 17.12.2015 года, копию топосъемки.
Начальная (максимальная) цена была рассчитана в соответствии с государственными сметными нормативами (утв. и внесены Приказом Минстроя России от 30.01.2014 N 31/пр), при этом в локальной смете имеется указание на данный нормативный акт.
Проектно-сметная документация не предусмотрена, работы выполняются согласно дефектной ведомости.
В соответствии с пунктом 6 приложения N 1 "Описание объекта закупки на выполнение работ по объекту: Ремонт ул. Пояркова на участке от ул. Кирова до ул. Курашова г.Якутска" аукционной документации исполнитель работ готовит схемы расположения разбиваемых в натуре осей зданий и сооружений, знаков закрепления этих осей и монтажных ориентиров, а также схемы расположения конструкций и их элементов относительно этих осей и ориентиров. Схемы разрабатывают исходя из условия, что оси и ориентиры, разбиваемые в натуре, должны быть технологически доступными для наблюдения при контроле точности положения элементов конструкций на всех этапах строительства.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа поддержала доводы представителей заказчика и пояснила следующее.
Понятие ремонта дорог установлено Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Между тем, отсутствуют препятствия для подачи заявителем заявки на участие в электронном аукционе, поскольку у заявителя имеется допуск СРО, согласно которому ООО "Дорисс-Восток" вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает (составляет) 500 000 000 рублей.
Прилагает копии свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного Некоммерческим партнерством строителей "Импульс" ООО "Дорисс-Восток" N 1417 от 08 августа 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
23 ноября 2015 года уполномоченным органом в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" опубликовано извещение N 0116300000115001140 на выполнение работ по ремонту ул. Пояркова на участке от ул. Кирова до ул. Курашова г. Якутска и аукционная документация.
23 ноября 2015 года уполномоченным органом внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона, аукционной документации N ИИ1.
24 ноября 2015 года уполномоченным органом внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона, аукционной документации N ИИ2.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 42 041 685 рублей 00 копеек.
09 декабря 2015 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300000115001140-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило 2 (две) заявки с порядковыми номерами 1, 2.
Аукционной комиссией принято решение о допуске к участию в электронном аукционе всех участников закупки.
14 декабря 2015 года проведен электронный аукцион, о чем составлен протокол N 0116300000115001140-2.
Предложения о цене контракта, поступившие от участников закупки, выглядят следующим образом:
Порядковый номер участника |
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
Вид аукциона |
1 |
41 831 476,57 |
14.12.2015 05:46:25.837 (по московскому времени) |
понижение |
2 |
(нет) |
(нет) |
понижение |
17 декабря 2015 года проведена процедура рассмотрения второй части заявки на участие в электронном аукционе участника закупки с порядковым номером заявки 1, о чем составлен протокол N 0116300000115001140-3.
Согласно указанному протоколу аукционной комиссией принято решение признать заявку участника закупки с порядковым номером заявки 1 соответствующей требованиям, установленным в аукционной документации.
Электронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Дорисс-Восток" обоснованной на основании следующего.
Из содержания жалобы следует, что заявитель обжалует положения аукционной документации.
Довод заявителя в части установления требований к наличию опыта исполнения контракта на выполнение работ без указания соответствующей группы строительных работ подлежит признанию обоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки установлены отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также - Постановление N 99).
Пунктом 1 Постановления N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 42 041 685 рублей 00 копеек.
В извещении N 0116300000115001140 о проведении электронного аукциона указан код ОКПД 45.23.11.120.
Постановлением Правительства РФ от 04 февраля 2015 года N 99 установлено, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
В ходе рассмотрения дела представителями заказчика, уполномоченного органа пояснено, что предметом закупки является текущий ремонт линейного объекта, а не объекта капитального строительства.
В пунктах 30 и 33 части "Сведения о проводимом электронном аукционе" аукционной документации установлены соответственно дополнительные требования к участникам закупок и документы, подтверждающие соответствие участника аукциона данным требованиям.
Между тем, в аукционной документации не содержится указание на соответствующую группу работ строительных, следовательно, не прописаны требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, а именно в части перечня документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом нарушены часть 3 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части установления требования о наличии допуска СРО на генподряд подлежит признанию обоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Согласно части 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
В соответствии с пунктом 1 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Из материалов дела установлено, что пунктом 29 части "Сведения о проводимом электронном аукционе" аукционной документации установлено следующее:
"Наличие допусков саморегулируемой организации и свидетельства саморегулируемой организации:
25. Устройство Автомобильных дорог и аэродромов
25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек.
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог
25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами
25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосборных устройств
25.8. Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог
33. работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (Стоимость по одному договору не превышает 500 млн. руб.)
33.2. Транспортное строительство
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта".
Между тем, заказчиком помимо требования о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенным видам работ, выполняемых в соответствии с аукционной документацией, установлено требование о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приходит к выводу, что одновременное установление вышеуказанных требований влекут ограничение количества участников закупки, в частности, в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), имеющих свидетельство о допуске к определенным видам работ, но не имеющих свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, заказчиком нарушены пункт 1 части 1 статьи 31, часть 6 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части установления о наличии допуска СРО по п. 33. с тем указанием, что стоимость по одному договору не превышает 500 млн. руб., подлежит признанию обоснованным на основании следующего.
Из материалов дела установлено, что пунктом 29 части "Сведения о проводимом электронном аукционе" аукционной документации установлено, в том числе следующее:
"33. работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (Стоимость по одному договору не превышает 500 млн. руб.)"
В ходе рассмотрения дела представителями заказчика, уполномоченного органа пояснено, что данное требование установлено с целью покрытия суммы, необходимой для возмещения возможного вреда, причиненного третьим лицам при выполнении указанных работ подрядчиком, так как на данном участке расположены здания, инженерные сети (газопровод, линии связи, теплосети и т.д.) и присутствует риск их повреждения. При этом, участники закупки, представившие в составе заявок на участие в электронном аукционе, свидетельство СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), если стоимость по одному договору не превышает десять миллионов рублей либо стоимость по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей, будут признаны не соответствующими требованиям аукционной документации.
Согласно части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с частью 5 статьи 55.16 ГрК РФ в случае осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в соответствии со статьей 60 настоящего Кодекса член саморегулируемой организации или ее бывший член, по вине которых вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по осуществлению строительства, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства был причинен вред, а также иные члены саморегулируемой организации должны внести взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации в целях увеличения размера такого фонда в порядке и до размера, которые установлены уставом саморегулируемой организации, но не ниже определяемого в соответствии с настоящим Кодексом минимального размера компенсационного фонда в срок не более чем два месяца со дня осуществления указанных выплат.
В соответствии с частью 7 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства, составляет:
1) один миллион рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, триста тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает десять миллионов рублей;
2) один миллион пятьсот тысяч рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей;
3) три миллиона рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, один миллион рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей;
4) шесть миллионов рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, два миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет до трех миллиардов рублей;
5) девять миллионов рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, три миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет до десяти миллиардов рублей;
6) тридцать миллионов рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, десять миллионов рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 42 041 685 рублей 00 копеек.
В соответствии с частью 4 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.
Таким образом, участники закупки должны представлять свидетельство о допуске к работам по организации строительства, стоимость которых по одному договору покрывает цену контракта, предложенную участниками закупки в ходе проведения электронного аукциона.
Аналогичная позиция выражена в письме Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Союз строителей Якутии".
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приходит к выводу, что установление указанных требований влекут ограничение количества участников закупки и является излишним.
Кроме того, из материалов дела установлено, что разделом 1 "Термины и их толкование" проекта контракта установлено следующее: договор комплексного страхования строительно-монтажных рисков - подписанный Генподрядчиком (страхователь) и Страховой компанией (страховщиком) документ, по которому одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Объектом страхования являются не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации имущественные интересы Страхователя: а) связанные с его обязанностью в силу закона возместить имущественный вред, причиненный жизни, здоровью и/или имуществу третьих лиц, в связи с осуществлением строительной деятельности, в том числе выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; б) связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, являющимся объектом и/или средством проведения строительно-монтажных работ и находящимся на строительной площадке или в непосредственной близости к ней (в том числе строительные машины, оборудование строительной площадки, а также расходы по расчистке территории от обломков (остатков) имущества, пострадавшего в результате несчастного случая); в) связанные с возникновением у Страхователя, дополнительных расходов, обусловленных его обязанностью возместить ущерб, нанесенный построенному им зданию (сооружению) или смонтированному оборудованию, явившийся следствием недостатков, допущенных при производстве строительно-монтажных и пусконаладочных работ, но выявленный в период послепусковых гарантийных обязательств".
В пункте 7.1. проекта контракта указано следующее: "Договор комплексного страхования строительно-монтажных рисков и ответственности (в том числе за причинение вреда третьим лицам) при проведении подрядных работ по настоящему контракту (договору) заключается Генподрядчиком, в порядке предусмотренном гражданским законодательством РФ".
Также пунктом 10.11. проекта контракта предусмотрено следующее: "Муниципальный заказчик вправе отказаться от исполнения настоящего Контракта в одностороннем порядке, без дополнительного согласования с Генподрядчиком в соответствии с ст.715, 717 Гражданского кодекса РФ, а также в следующих случаях:
<_>
- непредставления обеспечения исполнения Контракта и (или) документов, подтверждающих заключение договора страхования строительно-монтажных рисков в порядке, установленном настоящим контрактом".
Пунктом 29 части "Сведения о проводимом электронном аукционе" аукционной документации предусмотрено следующее:
"Цена муниципального контракта является твердой и не подлежит изменению в течение всего срока действия муниципального контракта. В цену муниципального контракта включены все расходы, связанные с выполнением работ (оказанием услуг) в том числе:
<_>
затраты по страхованию строительно-монтажных рисков в порядке установленном муниципальным контрактом".
Следовательно, проектом контракта предусмотрена обязанность подрядчика заключить договор комплексного страхования строительно-монтажных рисков.
Таким образом, заказчиком нарушены пункт 1 части 1 статьи 31, часть 6 статьи 31, часть 2 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части отсутствия проектно-сметной документации в составе аукционной документации подлежит признанию обоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 9 статьи 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:
1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Согласно части 9.1 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Предметом данного электронного аукциона является выполнение работ по ремонту ул. Пояркова на участке от ул. Кирова до ул. Курашова г. Якутска.
Положение Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее также - Положение N 87) устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов:
а) при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства;
б) при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - строительство).
Согласно Положению N 87 объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды:
а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;
б) объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);
в) линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).
В ходе рассмотрения дела представителями заказчика, уполномоченного органа пояснено, что предметом данной закупки является ремонт, а не капитальный ремонт автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закон N 257-ФЗ) ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 257-ФЗ ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
Представителями заказчика пояснено, что состав работ приведен в дефектной ведомости.
Из материалов дела установлено, что в аукционную документацию включено приложение 2 "ДЕФЕКТНАЯ ВЕДОМОСТЬ ОБЪЕМОВ РАБОТ на выполнение работ по объекту: Ремонт ул. Пояркова на участке от ул. Кирова до ул. Курашова г.Якутска Дефектная ведомость Объект: Ремонт ул. Порякова на участке от ул. Кирова до ул. Курашова".
Между тем, в дефектной ведомости, локальной смете не отражена информация в полном объеме обо всех работах, подлежащих выполнению.
Из пояснения представителя заказчика следует, что в пункте 3 "Устройство пешеходных переходов тротуарной плиткой" приложения 2 "ДЕФЕКТНАЯ ВЕДОМОСТЬ ОБЪЕМОВ РАБОТ на выполнение работ по объекту: Ремонт ул. Пояркова на участке от ул. Кирова до ул. Курашова г.Якутска Дефектная ведомость Объект: Ремонт ул. Порякова на участке от ул. Кирова до ул. Курашова" аукционной комиссии присутствует указание о выполнении работ по разметке дороги. При этом, подчеркнул, что разметка выполняется строго в определенных местах, информация о которой содержится в имеющейся у заказчика схеме-топосъемке. Требование о предоставлении свидетельства о допуске СРО по соответствующему виду работ установлено в аукционной документации.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Также пунктом 2.1 проекта контракта установлено следующее: "Муниципальный заказчик поручает, а Генподрядчик принимает на себя обязательство в соответствии с условиями настоящего Контракта, строительными нормами и правилами Российской Федерации, утвержденной Муниципальным заказчиком проектной и рабочей документацией, ____________________________ документацией, ведомостью объемов работ, содержанием технического задания и графика производства работ (этапов работ) и на основании протокола ____________________________________ выполнить работы по объекту: "Ремонт ул. Пояркова на участке от ул. Кирова до ул. Курашова г.Якутска", передать результат работ Муниципальному заказчику, а также сдать объект приемочной комиссии, а Муниципальный заказчик обязуется принять результат выполненных Генподрядчиком работ и оплатить обусловленную настоящим Контрактом цену".
Таким образом, указание только перечня видов работ не является надлежащим исполнением требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Антимонопольный орган приходит к выводу о необходимости опубликования в составе описания объекта закупки схемы-топосъемки, поскольку работы по устройству разметки проезжей части автомобильных дорог должны быть выполнены подрядчиком в строгом соответствии со схемой-топосъемкой
Таким образом, включение в состав аукционной документации только дефектной ведомости, локальной сметы не является надлежащим исполнением требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Описание объекта закупки является неотделимой частью закупочной документации и подлежит обязательному опубликованию на официальном сайте.
Таким образом, заказчиком нарушены пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Дорисс-Восток" подлежит признанию обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Дорисс-Восток" на действия уполномоченного органа Управления муниципальных закупок Окружной администрации города Якутска, заказчика Муниципального казенного учреждения "Главстрой" городского округа "город Якутск" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту ул. Пояркова на участке от ул. Кирова до ул. Курашова г. Якутска (извещение N 0116300000115001140) обоснованной.
2. Признать заказчика Муниципальное казенное учреждение "Главстрой" городского округа "город Якутск" нарушившими пункт 1 части 1, часть 3, часть 6 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1, пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
3. Выдать заказчику Муниципальному казенному учреждению "Главстрой" городского округа "город Якутск" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 декабря 2015 г. N 06-1026/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2015