Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 декабря 2015 г. N 06-1034/15т
изготовлено в полном объеме 17 декабря 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок (далее также - Комиссия) в составе:
Осиповой Я.Д. -начальника отдела контроля закупокУправления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А.- главногогосударственного инспектораотдела контроля закупокУправления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
Даниловой В.А.- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
при участии:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "ТехноЭнергоРесурс" (далее также - ООО "ТехноЭнергоРесурс"):Кобяков С.Д.(представитель по доверенности);
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская городская больница N3" (далее также - заказчик): Верховцева М.П. (представитель по доверенности);
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган): Сметанина Л.В. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобуООО "ТехноЭнергоРесурс"на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок/заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская городская больница N3" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу, размещению и утилизации отходов медицинского учреждения (извещение N 0116200007915010147),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05 апреля 2013года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки,действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
07 декабря 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО "ТехноЭнергоРесурс" на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок/заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская городская больница N3" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу, размещению и утилизации отходов медицинского учреждения (извещение N 0116200007915010147).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте zakupki.gov.ruразмещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 14 декабря 2015 года в 14 часов 30 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), по адресу: город Якутск, ул. Аммосова, 18.
До рассмотрения жалобы возражений от заинтересованных лиц не поступило.
В ходе рассмотрения дела представительООО "ТехноЭнергоРесурс" поддержал жалобу в полном объеме и пояснил следующее, заказчиком незаконно включены один лот утилизация отходов различных классов опасности (первого - обезвреживание люминесцентных трубок и четвертого - ЖБО, мусор от бытовых помещений) и установление, одновременно, требования о наличии у исполнителя лицензии на весь объем услуг по отходам первого класса опасности, а также не установлены требования о наличии у участников закупки лицензии на право осуществления деятельности по оказанию услуг по сбору и транспортированию (вывозу) отходов, что является нарушением ст. 31 Закона о контрактной системе.
Так, по мнению заявителя, вышеуказанноевлечет ограничение количества участников закупки.
Подчеркивает о необходимости выделения в разные лоты по видам деятельности, в частности, сбор и транспортировка (вывоз) отходов только 1 класса опасности, вывоз и транспортировка отходов только 4 класса опасности, размещение и утилизации отходов только 1 класса опасности и размещение и утилизация отходов только 4 класса опасности.
Представитель уполномоченного органа с жалобой ООО "ТехноЭнергоРесурс" не согласилась и пояснила следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из положения данной статьи следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
В соответствии с пунктом 5.2 Порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), казенных и бюджетных учреждений Республики Саха (Якутия), утвержденного указом Президента Республики Саха (Якутия) от 27.12.2013 г. N 2425 "Об уполномоченном органе на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), казенных и бюджетных учреждений Республики Саха (Якутия)" заказчик разрабатывает и утверждает описание объекта закупки, обоснование начальной (максимальной) контракта и проект государственного контракта к документации о закупке.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2015 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Предметом контракта является оказание услуг по вывозу, размещению и утилизации отходов медицинского учреждения.
Следовательно, данные работы технологически и функционально связанны между с собой и направлены на осуществление одной цели. Кроме того, согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе запрещается устанавливать требования которые влекут за собой ограничение количества участником закупки.
Между тем, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что установленные заказчиком в аукционной документации требования влекут к ограничению количества участников. Кроме того, на участие в электронном аукционе поступили четыре заявки, все участники закупки допущены к участию в электронном аукционе, при этом, одна заявка на участие в электронном аукционе подана заявителем жалобы. Следовательно, Общество согласилось с условиями и требованиями, установленными в аукционной документации.
Просит признать жалобу необоснованной, а, требования, содержащиеся в ней - не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика поддержала позицию представится уполномоченного органа, выразила несогласие с жалобой заявителя.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
30 ноября 2015 года уполномоченным органомна официальном сайте www.zakupki.gov.ruи на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" былиразмещены извещение N 0116200007915010147о проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу, размещению и утилизации отходов медицинского учреждения, а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 799 167,00 руб.
08 декабря 2015 года состоялось рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116200007915010147-1.
Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе поступило 4 (четыре) заявок с соответствующими порядковыми номерами.
Аукционная комиссия приняла решение о допуске к участию в электронном аукционе всех участников закупки.
11 декабря 2015 года на электронной торговой площадке проведен электронный аукцион. Предложения участников закупки выглядят следующим образом:
Место |
Наименование участника |
Дата и время подачи |
Сумма предложения |
Валюта |
Порядковый номер заявки |
1 |
Участник N3 |
11-12-2015 12:30:50 [GMT +9] |
563 412.69 |
RUR |
Заявка N3 |
2 |
Участник N2 |
11-12-2015 12:25:41 [GMT +9] |
567 408.53 |
RUR |
Заявка N2 |
3 |
Участник N4 |
11-12-2015 12:10:43 [GMT +9] |
659 312.75 |
RUR |
Заявка N4 |
На момент рассмотрения дела по существу срок рассмотрения вторых частей заявок не наступил.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссияпризнала жалобуООО "ТехноЭнергоРесурс" необоснованной на основании следующего.
Как следует из сути жалобы, заявителем обжалуются действия (бездействие) заказчика в части объединения в один лот вывоз (траспортировку), размещение и утилизацию отходов различных классов опасности (первого - обезвреживание люминесцентных трубок и четвертого - ЖБО, мусор от бытовых помещений), установление требования о наличии у исполнителя лицензии на весь объем услуг по отходам первого класса опасности,а также необоснованного не установления требования о наличии у участников закупки лицензии на право осуществления деятельности по оказанию услуг по сбору и транспортированию (вывозу) отходов. Все вышеуказанные действия и бездействие заказчика ограничивают количество участников закупки.
Подчеркивает о необходимости выделения в разные лоты по видам деятельности, в частности сбор итранспортировка (вывоз) отходов только 1 класса опасности, вывоз и транспортировка отходов только 4 класса опасности, размещение и утилизации отходов только 1 класса опасности и, размещение и утилизации отходов только 4 класса опасности.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям, установленным заказчиком.
Из вышеприведенного положения Закона о контрактной системе следует, что установление требований к оказываемым услугам - прерогатива заказчика и потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований, являющихся значимыми для заказчика.
Однако, свобода заказчика в установлении требований об условиях исполнения контракта/оказания услуги ограничена нормой статьи 33 Закона о контрактной системе, запрещающей устанавливать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки (пункт 1 части 1 статьи 33).
Из диспозиции указанной нормы Закона о контрактной системе следует, что ограничение количества участников закупки (менее двух участников) предполагает, что определенными действиями заказчика (в частности, объединение в один лот различных видов деятельности повывозу (траспортировке), размещению и утилизации отходов различных классов опасности (первого - обезвреживание люминесцентных трубок и четвертого - ЖБО, мусор от бытовых помещений),установление требования о наличии у исполнителя лицензии на весь объем услуг по отходам первого класса опасности, а также не установления требования о наличии у участников закупки лицензии на право осуществления деятельности по оказанию услуг по сбору и транспортированию (вывозу) отходов) ущемляются права и законные интересы участников торгов.
Как установлено материалами дела, на участие в запросе котировок поданы четыре заявки от участников закупки, все участники допущены кучастию в электронном аукционе, кроме того, в ходе проведения электронного аукциона от трех участников закупки получены ценовые предложения.
Таким образом, факт ограничения количества участников закупки вышеуказанными действиями заказчика не подтвержден и не установлен материалами дела.
Любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании.
На это, в частности указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе: участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Между тем, жалоба не содержит доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки вышеуказанными положениями аукционной документации.
При изложенных обстоятельствах, Комиссия Якутского УФАС России находит данный довод жалобы об установлении требований, ограничивающих количество участников закупки, необоснованным.
Частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Между тем, материалами дела установлено, что ООО "ТехноЭнергоРесурс" подало заявку на участие в данном электронном аукционе, аукционная комиссия допустила Общество к участию в электронном аукционе, где в ходе проведения егоООО "ТехноЭнергоРесурс" предложил цену контракта 567 408, 53 руб. Более того, факт подачи заявки на участие в закупке свидетельствует о согласии участника закупки с условиями и требованиями, содержащимися в положениях аукционной документации.
Исходя из вышеизложенного Комиссия Якутского УФАС по контролю закупок приходит к выводу о признании жалобы ООО "ТехноЭнергоРесурс" необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Согласно части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Из материалов дела установлено, что согласно части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации предметом закупки является оказание услуг по вывозу, размещению и утилизации отходов медицинского учреждения, а именно мусора от бытовых помещений организаций несортированный, жидко-бытовой отход (класс опасности - 4), а такжелюминесцентных ртутьсодержащих трубок отработанных и брак (класс опасности 1 - токсичные).
При этом, как следует из части 3 "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" использован метод сопоставимых рыночных цен:
|
|
|
|||||
N |
Наименование товара |
Использованные источники информации |
Формирование начальной (максимальной) цены контракта (договора) |
||||
КП N1 |
КП N2 |
КП N3 |
Цена за ед. товара, руб. |
Кол-во |
Сумма, руб. |
||
1 |
сухой мусор |
350,00 |
380,00 |
410,00 |
380,00 |
515 |
195700 |
2 |
сухой мусор табага |
400,00 |
400,00 |
400,00 |
400,00 |
54 |
21600 |
3 |
сухой мусор хатассы |
400,00 |
400,00 |
400,00 |
400,00 |
78 |
31200 |
4 |
жбо |
480,00 |
470,00 |
450,00 |
466,67 |
385 |
179667 |
5 |
жбо |
480,00 |
470,00 |
450,00 |
466,67 |
795 |
371000 |
|
начальная (максимальная) цена контракта |
799167 |
Как следует из содержания данной таблицы, в обоснование начальной (максимальной) цены контракта установленыцены на оказание услуг по вывозу, размещению и утилизации отходов медицинского учреждениятолько сухого мусора и жидко-бытовых отходов, между тем, относительно указания цены на оказание услуг по вывозу, размещению и утилизации отходов медицинского учреждения, а именнолюминесцентных ртутьсодержащих трубок отработанных и брак (класс опасности 1 - токсичные)не содержится.
Таким образом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приходит к выводу, что обоснование начальной (максимальной) цены не соответствует предмету закупки, заказчиком нарушены ч. 5 ст. 22, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, антимонопольный орган считает необходимым отметить следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
П. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки оих соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации как к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, во взаимосвязи данных норм Закона о контрактной системе следует, что заказчик устанавливает требования к участникам закупки о их соответствии требованиям законодательства исходя из предмета закупки, в частности.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Материалами дела установлено следующее:
Согласно извещению о проведении данного электронного аукциона предметом закупки является оказание услуг по вывозу, размещению иутилизации отходов медицинского учреждения. Аналогичное указано в пункте 1 части 2 "Описание объекта закупки" и пункте 1.1 проекта контракта.
Между тем, согласно пункту 20 Информационной карты аукционной документации установлено требование к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе о наличии и предоставлении в составе вторых частей заявок копии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживаниюи размещению отходов I-IVклассов опасности.Аналогичное установлено в пункте 4.4 части 2 "Описание объекта закупки".
Статьей 1 Федерального законаот 24.06.1998 года N 89-Фз "Об отходах производства и потребления" даны понятия "утилизация" и "обезвреживание", согласно, которой утилизация отходов -это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что вышеуказанные виды деятельности различны по характеру и свойствам.
Следовательно, заказчиком некорректно установлено требование к участникам закупки о наличии и предоставлении в составе вторых частей заявок лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов, поскольку в предмете контракта установлена деятельность по утилизации отходов, что является нарушением ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ТехноЭнергоРесурс" на действия уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я)/заказчика ГБУ РС (Я) "Якутская городская больница N3" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу, размещению и утилизации отходов медицинского учреждения (извещение N 0116200007915010147) необоснованной.
2. Признать заказчика ГБУ РС (Я) "Якутская городская больница N3" нарушившим ч. 5 ст. 22, п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику ГБУ РС (Я) "Якутская городская больница N3" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 декабря 2015 г. N 06-1034/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.12.2015