Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 ноября 2015 г. N 06-880/15т
изготовлено в полном объеме 19 ноября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России) в составе:
Нановой Т.А. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ИстраМед" (далее по тексту решения - ООО "ИстраМед", Общество, заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Поликлиника N 1" (далее по тексту решения - ГБУ РС(Я) "Поликлиника N 1", заказчик): Николаев Д.С. (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "ИстраМед" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "Поликлиника N 1" при проведении запроса котировок на поставку медицинского оборудования (Комплекс суточного мониторирования ЭКГ и АД для ранее приобретенного комплекса суточного мониторирования) (извещение N 0316300135415000049), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки,
у с т а н о в и л а:
09 ноября 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ИстраМед" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "Поликлиника N 1" при проведении запроса котировок на поставку медицинского оборудования (Комплекс суточного мониторирования ЭКГ и АД для ранее приобретенного комплекса суточного мониторирования) (извещение N 0316300135415000049).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия на официальном сайте zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 16 ноября 2015 года в 17 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба ООО "ИстраМед" была оглашена в полном объеме:
Как указывает заявитель, предметом закупки является поставка медицинского оборудования (Комплекс суточного мониторирования ЭКГ и АД для ранее приобретенного комплекса суточного мониторирования), а именно:
- 1 лот: Поставка дополнительных регистраторов для ранее приобретенного комплекса одно-, дву-, трехсуточного мониторирования ЭКГ, АД, ЧП КМкН "Союз-ДМС" (количество - 4 шт.);
- 2 лот: Поставка программного обеспечения "Холтер-ДМС" и обрабатывающего комплекса для ранее приобретенным регистраторам МЭКГ-НС-02с (кол-во - 1 шт.);
- 3 лот: Поставка кабеля пациента для регистрации ЭКГ в 12 отведениях для мониторов компьютеризированных носимых одно-, дву-, трехсуточного мониторирования ЭКГ, АД, ЧП КМкН "Союз-ДМС" (кол-во - 3 шт.).
В описании объекта закупки заказчик указывает, что комплекс суточного мониторироваия ЭКГ и АД приобретается для имеющегося комплекса суточного мониторирования, вместе с тем, из анализа содержания позиций по лотам следует, что по сути, требуется к поставке готовая автономная система, состоящая из регистраторов и программного обеспечения.
Указывает, что действия заказчика ограничивают конкуренцию, давая преимущество одному конкретному производителю ООО "ДМС Передовые технологии". Имея на балансе полную автономную систему заказчик приобретает другую автономную систему, разбивая ее в рамках одного запроса котировок на две позиции.
Подчеркивает, что вышеуказанные действия заказчика нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Просит приостановить размещение закупки до рассмотрения жалобы по существу, признать заказчика ограничившим конкуренцию среди участников закупки, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика с доводами жалобы не согласился и пояснил следующее:
У заказчика имеется в эксплуатации комплекс суточного мониторирования ЭКГ и АД КМкн-"Союз-"ДМС" производства ООО "ДМС Передовые Технологии". Посредством настоящего запроса котировок заказчик осуществляет дозакупку комплектующих к имеющемуся медицинскому оборудованию - комплексу КМкн-"Союз-"ДМС", о чем указано в описании объекта закупки. Дозакупка комплектующих обусловлена потребностями заказчика в расширении пропускной способности имеющегося оборудования и повышения эффективности его работы. В подтверждение наличия комплекса КМкн-"Союз-"ДМС" прилагает инвентарные карточки учета нефинансовых активов на медицинское оборудование.
Указывает, что 11 сентября 2015 года вышло из строя считывающее устройство, устанавливающее соединение между регистратором и компьютером.
14 сентября 2015 года указанное устройство было отремонтировано, однако в настоящее время интерфейс устройства исчерпал свой технический ресурс и требует замены. Работа всей системы невозможна без интерфейсного устройства, потребность в исследованиях очень высока, устройство необходимо для всех кардиологических больных и в диагностических случаях. Непроведение измерений и обработки электрокардиосигнала и измерений артериального давления может привести к несвоевременной установке диагноза пациентам и соответственно привести к ухудшению качества медицинской помощи населению.
Подчеркивает, что заказчику необходимо приобретение комплектующих изготовленных ООО "ДМС Передовые Технологии", поскольку имеющиеся комплексы суточного мониторирования КМкн-"Союз-"ДМС" производства ООО "ДМС Передовые Технологии" могут быть совместимы только с комплектующими изготовленными указанным производителем. В подтверждение своей позиции заказчиком в материалы дела представлено письмо ООО "ДМС Передовые Технологии" исх. N 1843-15 от 16.11.2015 г.
Просит признать жалобу необоснованной
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
23 октября 2015 года заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, размещены извещение N 0316300135415000049 о проведении запроса котировок на поставку медицинского оборудования (Комплекс суточного мониторирования ЭКГ и АД для ранее приобретенного комплекса суточного мониторирования) и описание объекта закупки.
27 октября 2015 года заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, размещены изменения извещения о проведении запроса котировок NИИ1 и описание объекта закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 499 799 рублей 00 копеек.
10 ноября 2015 года состоялась процедура вскрытия конвертов с заявками участников, о чем составлен протокол N П1. Согласно указанному протоколу до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в запросе котировок (09 ноября 2015 года 16 часов 00 минут) поступила 1 (одна) котировочная заявка.
По основанию предусмотренному частью 6 статьи 77 Закона о контрактной системе запрос котировок признан несостоявшимся, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок подана только одна заявка. Указанная заявка признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и требованиям, указанным в извещении.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 79 Закона о контрактной системе, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "ИстраМед" необоснованной по следующим основаниям:
Из сути жалобы следует, что ООО "ИстраМед" обжалует действия заказчика, выразившиеся в необъективном описании закупки - предметом закупки является поставка товара определенного производителя.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, из системного анализа вышеизложенных норм закона следует, что составление описания объекта закупки является прерогативой заказчика, исходящей из его объективных потребностей.
Заказчиком в материалы дела представлены инвентарные карточки учета нефинансовых активов на следующие объекты:
- N 159 от 01.11.2007 г. на систему суточного мониторирования "ХОЛТЕР-ДМС";
- N 160 от 01.11.2007 г. на обрабатывающий комплекс суточного мониторирования ЭКГ, АД, ЧП КМкн-"СОЮЗ"-"ДМС";
- N 161 от 01.11.2007 г. на комплект оборудования для мониторов МЭКГ-НС-02 КМкн-"СОЮЗ"-"ДМС";
- N 164 от 01.11.2007 г. на монитор-рекордер МЭКГ-НС-02-м для комплекта КМкн-"СОЮЗ"-"ДМС";
- N 165 от 01.11.2007 г. на монитор-рекордер МЭКГ-НС-02 для комплекта КМкн-"СОЮЗ"-"ДМС";
- N 166 от 01.11.2007 г. на монитор-рекордер МЭКГ-НС-02 для комплекта КМкн-"СОЮЗ"-"ДМС";
- N 167 от 01.11.2007 г. на монитор-рекордер МЭКГ-НС-02 для комплекта КМкн-"СОЮЗ"-"ДМС";
- N 1533 от 12.08.2013 г. на монитор суточный носимый (ЭКГ, АД, ЧП 2-3 канальный МЭКГ-НС-02с Кмкн-"СОЮЗ"-"ДМС";
- N 1534 от 12.08.2013 г. на монитор суточный носимый (ЭКГ, АД, ЧП 2-3 канальный МЭКГ-НС-02с Кмкн-"СОЮЗ"-"ДМС".
Из представленного заказчиком в материалы дела письма ООО "ДМС Передовые Технологии" исх. N 1843-15 от 16.11.2015 г., а также из пояснений представителя заказчика следует, что с Комплектом мониторов одно, двух, трехсуточного мониторирования ЭКГ, АД, ЧП КМкн-"СОЮЗ-"ДМС" производства ООО "ДМС Передовые Технологии" совместимы программно и аппаратно лишь дополнительные мониторы (регистраторы) ЭКГ и АД и аксессуары (кабели, интерфейсное устройство, манжеты) производимые ООО "ДМС Передовые Технологии". Работа с регистраторами и аксессуарами других производителей в комплекте КМкн-"СОЮЗ-"ДМС" не обеспечивается.
При изложенных обстоятельствах Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком при проведении запроса котировок соблюдены положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в части объективности описания закупки, поскольку указание в Описании объекта закупки производителя закупаемых товаров вызвано объективной потребностью заказчика в дозакупке товаров определенного производителя, в связи с несовместимостью имеющегося и установленного у заказчика медицинского оборудования с комплектующими иных производителей.
Между тем, предметом закупки является поставка комплектующих к имеющемуся медицинскому оборудованию, а не их производство. Комиссия Якутского УФА России считает необходимым отметить, что поставка товаров определенного производителя не является достаточным основанием для вывода об ограничении конкуренции между поставщиками, поскольку товар с указанными заказчиком параметрами может быть предложен любым хозяйствующим субъектом - поставщиком комплектующих к медицинскому оборудованию.
Заявитель указывает, что предметом закупки, по сути, является готовая автономная система, состоящая из регистраторов и программного обеспечения. Между тем, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе - участник закупки подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Между тем, заявителем в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что предметом закупки, по существу, является поставка готовой автономной системы, состоящей из регистраторов и программного обеспечения.
Жалоба ООО "ИстраМед" признается необоснованной.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее:
В соответствии с частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
2) предложение о цене контракта;
3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии таких документов;
4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, либо заверенные копии данных документов.
Частью 4 статьи 73 Закона о контрактной системе установлен запрет на истребование от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 названной статьи информации и документов. Таким образом, частью 3 установлен исчерпывающий перечень документов и информации, предоставляемых участниками закупки в составе котировочной заявки.
Материалами дела установлено, что в соответствии с Приложением 1 "Форма котировочной заявки" к извещению о проведении запроса котировок участнику закупки надлежит декларировать в том числе:
- непроведение ликвидации участника конкурса (аукциона) - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника конкурса (аукциона) - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника конкурса (аукциона) в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в конкурсе (аукционе);
- отсутствие у участника конкурса (аукциона) недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника конкурса, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период ;
- отсутствие у участника конкурса (аукциона) - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника конкурса (аукциона) судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с выполнением работы, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- отсутствие между участником конкурса (аукциона) и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями , единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридического лица - участника конкурса (аукциона), с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участника конкурса (аукциона) либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц:
- отсутствие информации об участнике конкурса (аукциона), в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника конкурса (аукциона) - юридического лица в предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Учитывая то, что в данном случае в качестве способа проведения закупки выбран запрос котировок, действия заказчика по установлению требования о декларировании участниками закупки соответствия требованиям пунктов 3-5, 7, 9 части 1 и части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе являются неправомерными.
Заказчиком нарушена часть 4 статьи 73 Закона о контрактной системе.
В разделе "Требования к форме заявки" электронного извещения о проведении запроса котировок N 0316300135415000049 указано следующее: "Заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
В разделе "Адрес электронной почты" извещения указано: "torgi_pol1@mail.ru".
Вместе с тем, часть 1 статьи 5 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусматривает, что в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
Следовательно, до введения в действие единой информационной системы подача котировочных заявок в форме электронного документа не допускается.
В настоящее время функционалом официального сайта www.zakupki.gov.ru не предусмотрена возможность подачи заявки в форме электронного документа, а Законом о контрактной системе в сфере закупок не предусматривается возможность подачи заявок посредством электронной почты.
Таким образом заказчиком нарушено положение части 1 статьи 5 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИстраМед" на действия заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Поликлиника N 1" при проведении запроса котировок на поставку медицинского оборудования (Комплекс суточного мониторирования ЭКГ и АД для ранее приобретенного комплекса суточного мониторирования) (извещение N 0316300135415000049) необоснованной.
2. Признать заказчика Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Поликлиника N 1" нарушившим часть 1 статьи 5, часть 4 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
3. Поскольку допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки, предписание об устранении допущенных нарушений заказчику Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Поликлиника N 1" не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 ноября 2015 г. N 06-880/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2015