Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 17 ноября 2015 г. N 06-890/15т
изготовлено в полном объеме 20 ноября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Нановой Т.А.-главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Васильевой С.Н. -старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н.-государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "Северный регион" (далее также - ООО "Северный регион", Общество, заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия (далее также - Администрация, заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотревжалобуООО "Северный регион" на действия заказчика Администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на участие в долевом строительстве 4 (четырех) жилых помещений (квартир) для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в п. Пеледуй, Ленского района Республики Саха (Якутия) (извещение N 0116300005615000170),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
10ноября2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступилажалобаООО "Северный регион" на действия заказчика Администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на участие в долевом строительстве 4 (четырех) жилых помещений (квартир) для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в п. Пеледуй, Ленского района Республики Саха (Якутия) (извещение N 0116300005615000170).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайтеwww.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте еерассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 17ноября2015 года в 14 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения делажалоба ООО "Северный регион" оглашена в полном объеме.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, а именно проект контракта, в котором установлено, что после выполнения работ по контракту исполнитель должен представить заказчику положительную государственную экспертизу на проектно-сметную документацию. Считают данное требование неправомерным.
В ходе рассмотрения дела пояснение заказчика оглашено в полном объеме.
Согласно пункту 7.1. Приложения N 4 "Порядок предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда" к Постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.05.2013 годаN 148 "Об утверждении порядков по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее также - Постановление ПравительстваРеспублики Саха (Якутия) N 148) в случае строительства или приобретения жилых помещений у застройщика для формирования специализированного жилищного фонда проектно-сметная документация жилого дома, в котором находиться жилое помещение, подлежит экспертизе в установленном порядке. Уполномоченным органом на проведение экспертизы является автономное учреждение "Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в строительстве РС(Я)".
В связи с выше перечисленным в пункте 3.1.5 проекта контракта установлено, что после выполненных работ, исполнителю необходимо представить государственную экспертизу на проектно-сметную документацию, а в пункте 6.4. проекта контракта установлено, что акт приема-передачи 4-х жилых помещений (квартир) подписывается после предоставления исполнителем положительной государственной экспертизы на проектно-сметную документацию.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия,изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
28 сентября 2015 года заказчикомна официальном сайтеwww.zakupki.gov.ruи на сайте оператора электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ"опубликовано извещение N0116300005615000170опроведении электронного аукциона на участие в долевом строительстве 4 (четырех) жилых помещений (квартир) для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в п. Пеледуй, Ленского района Республики Саха (Якутия),а такжеконкурснаядокументация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила6758400рублей 00 копеек.
На момент рассмотрения жалобы процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не проведена.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта заказчиком приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобуООО "Северный регион"обоснованной на основании следующего.
По мнению заявителя, заказчиком неправомерно в проекте контракта установлено требование к исполнителюо предоставлении после выполнения работ по контракту положительного заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации.
Предметом электронного аукциона согласно извещению N 0116300005615000170 является участие в долевом строительстве 4 (четырех) жилых помещений (квартир).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системедокументация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Пунктом 3.1.5. проекта контракта установлено, что после выполненных работ указанных п.1.1, исполнитель должен представить заказчику государственную экспертизу на проектно-сметную документацию.
Также, пунктом 6.4 проекта контракта установлено, что акт приема-передачи 4-х жилых помещений (квартир) подписывается после предоставления исполнителем положительной государственной экспертизы на проектно-сметную документацию.
Пунктом 7.1 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) N 148, на который ссылается заказчик, установлено, что в случае строительства или приобретения жилых помещений у застройщика для формирования специализированного жилищного фонда проектно-сметная документация жилого дома, в котором находится жилое помещение, подлежит экспертизе в установленном порядке.
Объекты экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий установлены статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 указанной статьи, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.
Пункт 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации запрещает проводить экспертизу в отношении, в частности, таких объектов капитального строительства, как многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Материалами дела установлено, что аукционная документация не содержит указания на конкретное количество этажей многоквартирного дома, в котором будут находиться жилые помещения, на наличие или отсутствие блок-секций, а также их количество. Также, аукционная документация не содержит требований к характеристикам многоквартирного дома, в котором будут находиться жилые помещения, позволяющих однозначно установить необходимость проведения предусмотренной статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертизы.
Таким образом, заказчиком нарушен пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в части установления в проекте контракта неправомерного требования о представлении после выполнения контрактных обязательств исполнителем положительной государственной экспертизы проектно-сметной документации.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки предъявляется требование о том, что участник закупки не является оффшорной компанией.
На основании ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Из материалов дела установлено, что аукционная документация не содержит положений о том, что участник закупки не должен являться оффшорной компанией.
Таким образом, действия заказчика, не установившего в извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации требования, предусмотренного пунктом 10 части 1, часть 5 статьи 31, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2.Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком, (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства предусмотренного контрактом" (далее - Правила) за ненадлежащее исполнениезаказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Между тем, установленная в проекте контракта ответственность сторон вышеуказанным требованиям не соответствует, и, следовательно, заказчиком нарушена часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3.В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системеразъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Материалами дела установлено, что 06.11.2015 года заказчиком в ответ на запрос размещены разъяснения положений аукционной документации.
Между тем, данные разъяснения не содержат указания предмета запроса, что нарушает требования части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО "Северный регион" на действия заказчика Администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на участие в долевом строительстве 4 (четырех) жилых помещений (квартир) для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в п. Пеледуй, Ленского района Республики Саха (Якутия) (извещение N 0116300005615000170)обоснованной.
2. Признатьзаказчика Администрацию муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия)нарушившей пункт 1 части 1, часть 5 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, часть 4 статьи 34, часть 3 статьи 64, часть 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия)предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии: С.Н. Васильева
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 17 ноября 2015 г. N 06-890/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2015