Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 ноября 2015 г. N 06-907/15т
изготовлено в полном объеме 24 ноября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России) в составе:
Нановой Т.А. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Стройтехгрупп" (далее по тексту - ООО "Стройтехгрупп", Общество, заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" (далее по тексту - ГКУ "Служба государственного заказчика РС(Я)", заказчик): Павлов Р.Н. (по доверенности);
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее по тексту - уполномоченный орган, Госкомзакупок РС (Я): Попов С.А. (представитель по доверенности),
от заинтересованного лица Открытого акционерного общества производственное объединение "Якутцемент" (далее по тексу - ОАО ПО "Якутцемент", заинтересованное лицо): Крючкова Е.Г. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Стройтехгрупп" на действия заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика РС (Я)/уполномоченного органа Государственного комитета РС (Я) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Гимназия на 220 учащихся в с.Чурапча Чурапчинского улуса" (дополнительные работы N1) (извещение N 0116200007915009292), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
13 ноября 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Стройтехгрупп" на действия заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика РС (Я)/ уполномоченного органа Государственного комитета РС (Я) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Гимназия на 220 учащихся в с.Чурапча Чурапчинского улуса" (дополнительные работы N1) (извещение N 0116200007915009292).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 19 ноября 2015 года в 14 часов 30 минут.
В ходе рассмотрения дела объявлен перерыв до 16 часов 45 минут 19 ноября 2015 года.
В ходе рассмотрения дела доводы жалобы ООО "Стройтехгрупп" были оглашены в полном объеме.
1) Пунктами 1 и 2 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено следующее:
"1. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
2. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи".
Пункт 6 той же статьи устанавливает, что указанное обеспечение предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения.
В статье 95 Закона о контрактной системе закреплено условие о том, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается. Условие об обеспечении исполнения контракта является существенным условием договора и попадает под действие указанной статьи.
В то же время, аукционная документация заказчика закрепляет окончательный размер обеспечения исполнения контракта (3 018 366, 51 руб., согласно пункту 16 Информационной карты), который согласно статье 95 Закона о контрактной системе меняться не может. Однако заказчиком не учтен порог снижения начальной (максимальной) цены контракта и не предусмотрены возможные случаи снижения НМЦК на двадцать пять и более процентов, и попадание тем самым аукциона под действие статьи 37 Закона о контрактной системе. Таким образом, заказчик предоставляет аукционную документацию с нарушением законодательства о контрактной системе.
2) Проект контракта содержит условие:
"15.2. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, и устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком, и определяется по формуле П = (Ц - В) x С (где Ц - цена Контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок Подрядчиком обязательства по Контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения Контрактов; С - размер ставки)".
Заказчик неправомерно установил пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ вместо того, чтобы изложить это требование в следующей редакции:
"Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, и устанавливается в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта <_>".
3) Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В свою очередь, сведения об источнике финансирования должны быть указаны в извещении об осуществлении закупки (пункт 2 статьи 42 Закона о контрактной системе). Аукционная документация не содержит данной информации.
4) Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В ч. 2 Описание объекта закупки в разделе содержится указание на товарные знаки без обязательной оговорки об эквивалентности:
- вентиляторы фирм "Артика" и "Мовен";
- станция водоподготовки - раствор коагулянта UltraPec-30;
- наружное освещение "Светотроника";
- биоантиперин "Кедр" ТУ 2149-001-71487193-2004.
Технические условия разрабатывают на одно конкретное изделие, материал, вещество. Указание на ТУ в аукционной документации является нарушением Закона о контрактной системе.
Просят приостановить размещение закупки до рассмотрения настоящей жалобы по существу, обязать заказчика, уполномоченный орган привести документацию о закупке в соответствии с требованиями текущего законодательства.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился и пояснил следующее.
По первому доводу: в соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении должна указываться информация о размере обеспечения исполнения контракта.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона
Таким образом, размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении и документации об электронном аукционе, соответствуют законодательству Российской Федерации о контрактной системе.
По второму доводу: в соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Установленный в пункте 15.2 проекта контракта размер пени 1/300 от ставки рефинансирования, установленного Центральным банком РФ, не приводит к нарушению прав и законных интересов заявителя, поскольку не препятствует подаче им заявки для участия в конкурсе, установленный заказчиком размер пени улучшает положение лица, с которым будет заключен контракт, поскольку "1/300" является нижней границей по отношению к "не менее 1/300".
Касательно третьего довода: согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об источнике финансирования.
Во исполнение указанного требования в извещении о закупке указан источник финансирования - Инвестиционная программа РС(Я), указан КБК.
По четвертому доводу: в аукционной документации не установлены требования к применяемым при выполнении работ товарам. Описание объекта закупки является пояснительной запиской к проектно-сметной документации (далее по тексту - ПСД) и отражает данные, которые содержаться в ПСД и не могу быть искажены, поскольку ПСД составлена с учетом конкретных материалов и оборудования.
Указанные заявителем доводы жалобы не повлияли на результаты электронного аукциона и не препятствовали участникам закупки подать заявки, также не имелось запросов о разъяснении положений документации.
Просит признать жалобу ООО "Стройтехгрупп" необоснованной, а требования, содержащиеся в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Представитель заказчика поддержал позицию представителя уполномоченного органа, просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
28 октября 2015 года уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" размещены извещение N 0116200007915009292 о проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Гимназия на 220 учащихся в с.Чурапча Чурапчинского улуса" (дополнительные работы N1), а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 30 183 665,12 руб.
18 ноября 2015 года состоялось рассмотрение единственной заявки на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116200007915009292-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступила одна заявка. Аукционная комиссия Госкомзакупок РС(Я), рассмотрев единственную заявку на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным Законом о контрактной системе и аукционной документацией, приняла решение о признании указанной заявки соответствующей.
Электронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Стройтехгрупп" частично-обоснованной по следующим основаниям:
Как следует из сути жалобы заявителем обжалуются положения документации об электронном аукционе, в том числе:
- отсутствие в аукционной документации положений, в соответствии с которыми размер обеспечения исполнения контракта может измениться в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов;
- неправомерное установление в проекте контракта пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения подрядчиком;
- отсутствие в извещении о проведении закупки и аукционной документации сведений об источнике финансирования закупки;
- указание в части 2 Описание объекта закупки товарных знаков "Арктика", "Мовен", "Светотроника", "UltraPec-30", "Кедр" ТУ 2149-001-71487193-20014 без обязательной оговорки об эквивалентности.
Довод об отсутствии в аукционной документации положений, в соответствии с которыми размер обеспечения исполнения контракта может измениться в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов признается необоснованным на основании следующего:
Как установлено материалами дела, в пункте 17.11.1 проекта государственного контракта указано следующее: "Сумма обеспечения исполнения обязательств по Контракту составляет: ______________ руб. (НДС не предусмотрен)".
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Таким образом, заказчиком, в связи с тем, что в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается в том числе на условиях, предусмотренных окончательным предложением участника закупки, в проекте контракта установлен прочерк для последующего указания размера обеспечения исполнения контракта.
В пункте 16 Раздела 1 "Информационная карта" (далее по тексту решения - Информационная карта) документации об электронном аукционе установлено, что сумма обеспечения исполнения контракта составляет 10.00% от начальной (максимальной) цены контракта (договора): 3 018 366, 51 руб.
Вместе с тем, в пункте 31 Информационной карты установлено, что победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные в п. 30 он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 70, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения 2 частей заявок, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона N44-ФЗ (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок приходит к выводу о том, что аукционная документация содержит сведения о возможном изменении размера обеспечения исполнения контракта в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов.
Вышеуказанный довод ООО "Стройтехгрупп" признается необоснованным.
Довод жалобы ООО "Стройтехгрупп" о неправомерном установлении в проекте контракта пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, вместо того, чтобы изложить это требование в следующей редакции: "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, и устанавливается в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта <_>" признается необоснованным на основании следующего:
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Порядок начисления указанных пеней установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063 (далее по тексту решения - Правила определения размеров штрафов и пеней).
Пунктом 6 Правил определения размеров штрафов и пеней установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С,
где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Из смысла вышеуказанной нормы следует, что заказчик вправе самостоятельно устанавливать размер пени за просрочку исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств по контракту, при этом размер такой пени не должен быть менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Из пункта 15.2 проекта государственного контракта следует, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, и устанавливается в размере 3/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком, и определяется по формуле П = (Ц - В) x С (где Ц - цена Контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок Подрядчиком обязательства по Контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения Контрактов; С - размер ставки).
Таким образом, законодателем установлен минимальный размер ответственности за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, при этом, указание в пункте 15.2 проекта контракта "в размере 3/300" входит в диапазон значений "не менее 1/300".
Следовательно, заказчиком соблюдены положения части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также пункта 6 Правил определения размера штрафов и пеней - размер пени начисляемой за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом установлен в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а именно в размере трех трехсотых действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Вышеуказанный довод ООО "Стройтехгрупп" признается необоснованным.
Довод ООО "Стройтехгрупп" об отсутствии в извещении об осуществлении закупки и аукционной документации сведений об источнике финансирования признается необоснованным на основании следующего:
Согласно пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Как установлено материалами дела в извещении о проведении электронного аукциона для закупки N 0116200007915009292 от 28.10.2015 г. в разделе "Начальная (максимальная) цена контракта" указано следующее: "источник финансирования - инвестиционная программа РС (Я)", а также указан КБК.
Между тем, в аукционной документации отсутствует источник финансирования, указанный в извещении о проведении электронного аукциона
Таким образом, заказчиком нарушено требование части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный довод ООО "Стройтехгрупп" признается обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки
Из смысла части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие ее обоснованность.
Поскольку размещение аукционной документации без указания в ней источника финансирования закупки предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участника закупки, заявленные доводы должны подтверждаться сведениями, или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для участия в закупке, либо для оформления заявки на участие в закупке. На это, в частности, указывает положение части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Между тем, жалобы заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "Стройтехгрупп".
Кроме того, пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Как установлено материалами дела в извещении о проведении электронного аукциона для закупки N 0116200007915009292 от 28.10.2015 г. в разделе "Начальная (максимальная) цена контракта" указано следующее: "источник финансирования - инвестиционная программа РС(Я)", а также указан КБК.
Таким образом вышеуказанный довод ООО "Стройтехгрупп" не находит подтверждения и признается необоснованным.
Довод жалобы ООО "Стройтехгрупп" в части 2 "Описание объекта закупки" товарных знаков "Арктика", "Мовен", "Светотроника", "UltraPec-30", "Кедр" ТУ 2149-001-71487193-20014 без обязательной оговорки об эквивалентности признается обоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как установлено материалами дела, в пункте 9 "Пояснительная записка с характеристикой строительной площадки (земельного участка), ее природно-климатических и инженерно-геологических особенностей, характеристикой и технико-экономическими показателями намечаемого объекта строительства, принципиальными конструктивными и технологическими решениями, описанием систем инженерно-технического обеспечения, программы строительства, мероприятий по охране окружающей среды, благоустройству и озеленению территории, сведениями о наличии транспортных путей, информацией о системах измерений, стандартов, испытаний и сертификации, о наличии и сроках действия согласований и др." части 2 "Описание объекта закупки" установлено следующее:
- для вытяжных систем применены вентиляторы фирм "АРКТИКА" и "МОВЕН";
- в смесителе объемом 97л происходит смешивание исходной воды и реагента - раствора коагулянта UltraPec-30;
- наружное освещение проездов предусматривается, светодиодными светильниками ССТ1-70-У- НП "Светотроника";
- деревянные конструкции стропильной кровли покрыть двумя слоями биоантипирена "Кедр" ТУ 2149-001-71487193-2004.
Как следует из пояснений уполномоченного органа и заказчика, данное требование по пункту 9 части 2 "Описание объекта закупки" является пояснительной запиской к проектно-сметной документации (далее по тексту - ПСД) и отражает данные, которые содержаться в ПСД.
В ходе рассмотрения дела представителем заказчика были представлены проектная и рабочая документации, которые содержали в себе наименование фирм вентилятора "АРКТИКА" и "МОВЕН", раствор коагулянта UltraPec-30, светильники "Светотроника", биоантипирен "Кедр" ТУ 2149-001-71487193-2004.
Кроме того, представителями заказчика и уполномоченного органа не оспаривается, что установленные в пункте 9 части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации материалы для выполнения работ являются товарными знаками, наименованием производителей, а также техническим условием определенного производителя.
Поскольку проектно-сметная документация, является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, документация о закупке не может содержать указание на товарные знаки при выполнении работ, без включения в описание объекта закупки слов "или эквивалент".
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что описание объекта закупки не соответствует требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, из материалов дела установлено, что в пункте 9 части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации по позиции противопожарные мероприятия по обработке деревянных конструкций должен соответствовать биоантипирен "Кедр" ТУ 2149-001-71487193-2004.
Подпунктом 3.1 пункта 3 документа Межгосударственного стандарта. Единая система конструкторской документации. Технические условия. ГОСТ 2.114-95", введенного Постановлением Госстандарта РФ от 08.08.1995 N 425 (далее - ГОСТ 2.114-95), установлено, что технические условия (ТУ) являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции.
В соответствии с подпунктом 3.3 пункта 3 ГОСТ 2.114-95 техническое условие разрабатывают на одно конкретное изделие, материал, вещество и т.п.
Следовательно, определенный номер технического условия соответствует продукции только одного производителя.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что указание заказчиком на техническое условие и производителей в аукционной документации является неправомерным и нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является выполнение работ, следовательно, в силу положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер, а именно: закупочная документация должна содержать указания на объем и характер выполняемых работ.
Как следует из материалов дела, в составе аукционной документации представлена только техническая часть, где указаны только виды выполняемых работ.
Как следует из пояснений заказчика, проектная документация имеется, но, по субъективной причине она не прикреплена в составе аукционной документации и не размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
В соответствии с частью 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
В соответствии с частью 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно п.10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно п. 23 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Таким образом, указание только перечня видов работ не является надлежащим исполнением требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Поскольку описание объекта закупки является неотделимой частью закупочной документации и подлежит обязательному опубликованию на официальном сайте, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что заказчиком нарушены требования положений п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 59, п. 1 ч. 1 ст. 64 в части не размещения проектной документации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью жалобу "Стройтехгрупп" на действия заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика РС (Я)/ уполномоченного органа Государственного комитета РС (Я) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Гимназия на 220 учащихся в с.Чурапча Чурапчинского улуса" (дополнительные работы N1) (извещение N 0116200007915009292) частично обоснованной, в части указания в части 2 Описание объекта закупки товарных знаков "Арктика", "Мовен", "Светотроника", "UltraPec-30", "Кедр" ТУ 2149-001-71487193-20014 без обязательной оговорки об эквивалентности, а также отсутствия в аукционной документации источника финансирования.
2. Признать заказчика Государственное казенное учреждение "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 59, п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Государственному казенному учреждению "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии: В.А. Данилова
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 ноября 2015 г. N 06-907/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2015