Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 30 ноября 2015 г. N ЭА-1241/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ЮгТрейд" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Сочинский государственный университет" при проведении электронного аукциона: "Работы по капитальному ремонту учебного корпуса ФГБОУ ВО Сочинский государственный университет по адресу: г. Сочи, ул. Пластунская, 94, лит. "А" (извещение N 0318100046815000024) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились. Документация составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
ФГБОУ ВО "Сочинский государственный университет" проводился электронный аукцион "Работы по капитальному ремонту учебного корпуса ФГБОУ ВО Сочинский государственный университет по адресу: г. Сочи, ул. Пластунская, 94, лит. "А" (извещение N 0318100046815000024).
Начальная (максимальная) цена контракта - 30 000 000,00 рублей.
В соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В п.11.11 Проекта договора указано: "Подрядчик обязан предоставить Заказчику подтверждение реализации обеспечения исполнения обязательств по настоящему договору в объеме, указанном в п.11.10. В случае если обеспечением исполнения условий договора является банковская гарантия, то она должна соответствовать требования установленным в ст. 45 44-ФЗ от 05.04.2013 г. и срок действия ее должен превышать срок действия договора не менее чем на три месяца".
Таким образом, данный пункт проекта договора не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В Приложении N1 к Техническому заданию аукционной документации содержатся следующие требования к товарам (материалам), используемым в ходе выполнения работ:
- по поз.27 "Краска водоэмульсионная": Условная вязкость по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при t 20 °С, с, не должна быть менее 25. Укрывистость высушенной пленки должна быть, г/м2, не более 150. Адгезия должна быть, баллы, не более 3.
Заявитель указывает, что заказчиком по данным позициям технического задания установлены избыточные требования к характеристикам товаров (материалов), которые можно указать только после проведения испытаний и имея товар в наличии.
Согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе "Участник вправе указать диапазонное значение показателя также в случае, если присутствует фраза - допускается указание диапазонного значения показателя и обязан указать диапазонное значение в случае, если Заказчиком прямо указано об этом. В случае, когда отдельные значения показателей товаров представляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний, если это предусмотрено нормативными документами и/или технической документацией/информацией производителя товара. В данном случае Участник в заявке должен указать нижнее и/или верхнее значение показателя которое должно сопровождаться графическими знаками "" (означает - больше или равно), "" (означает - меньше или равно), "<" (означает - меньше, до), ">" (означает - больше, от), "" (означает диапазонное значение с верхним и нижним пределом) и фразой "показатель имеет диапазонное значение".".
Участник закупки с учетом требований инструкции имеет возможность указать максимальное либо минимальное допустимое государственным стандартом значение, либо входящее в диапазон, с учетом имеющейся информации.
- по поз. 5 "Трубы стальные. ГОСТ 3262-75": "Допускаются отдельные вмятины, рябизна, риски, следы зачистки и другие дефекты, обусловленные способом производства, не выводящие толщину стенки за минимальные размеры, а также слой окалины, не препятствующий осмотру".
Заявитель указывает, что заказчиком по данным позициям технического задания установлены требования к характеристикам товаров (материалов), которые можно указать, только имея товар в наличии.
Согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе "В случае, если диапазон значений показателя сопровождается словами "от", "до", "не менее", "не более", "менее", "более", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "свыше", "максимальное значение", "минимальное значение", "min", "max", "как минимум", символом "-" участник должен указать одно точное значение параметра товара, при этом значения не должны сопровождаться словами "от", "до", "не менее", "не более", "менее", "более", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "свыше", "максимальное значение", "минимальное значение", "min", "max", "как минимум", символом "-". Иные термины и символы (за исключением перечисленных ниже случаев) не указывают на значения, подлежащие конкретизации и должны быть в неизменном виде приведены в заявке участником". Заказчиком установлен исчерпывающий список слов, не являющихся конкретными при составлении заявки.
Таким образом, участник закупки с учетом требований инструкции имеет возможность указать значение данных характеристик с учетом имеющейся информации (используя, например, слово "возможны").
Аналогичные требования, позволяющие участникам подать заявки в соответствии с требованиями аукционной документации, указаны также по ряду других позиций (например, по поз. 8, 11).
Кроме того, заявитель указывает, что в поз. 8 "Писсуары", поз.16 "Вентили проходные" имеются чертежи. В инструкции по заполнению заявки ничего не сказано о том, как поступать с рисунками.
В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки на участие в аукционе "Участник вправе не указывать изображение, однако в явной форме должен указать, какому именно изображению соответствует товар".
По данным позициям ГОСТы не содержат указания на характеристики, требуемые заказчиком. Данные характеристики, устанавливаются заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей.
Заявитель указывает, что заказчиком неверно указаны сроки предоставления разъяснений положений аукционной документации.
Согласно п.11) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В п.11.2 Информационной карты установлены даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе: Разъяснения положений документации об электронном аукционе предоставляются по запросам, поступившим в период с "06" ноября 2015 г. по "19" ноября 2015 г.
В соответствии с требованиями ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, крайний срок окончания подачи запроса на разъяснение положений аукционной документации 19.11.2015 г., то есть не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 23.11.2015 г. Следовательно, дата окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации: 21.11.2015 г.
Следовательно, заказчиком верно установлена дата окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации.
ООО "ЮгТрейд" указывает на то обстоятельство, что частью 4 аукционной документации установлено: "При указании в первой части заявки наименования страны происхождения товара участнику необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором стран мира OK (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 (ОКСМ)".
Заявитель полагает, что ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе не установлено, что ОКСМ должен применяться при указании страны происхождения товара в заявках участников закупки, а также, что данное требование Заказчика является неправомерным и созданным исключительно для ограничения конкуренции. Кроме того, Заявитель считает, что поводом отклонения заявки участника электронного аукциона может являться указание участником наименования происхождения страны товара РФ вместо Россия (Российская Федерация) или КНР вместо Китай (Китайская народная республика и т.д.).
В части IV аукционной документации (Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе) Заказчиком действительно установлено требование указывать в заявке на участие в аукционе наименование страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.
Данное требование не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили: "Требование Заказчика не направлено на ограничение конкуренции, как полагает ООО "ЮгТрейд". Нормативный правовой акт Общероссийский классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025 2001 (ОКСМ) является общедоступным, доступ к его содержанию не ограничен. Однако, во избежание неоднозначности и какой-либо двусмысленности, как полагает Заказчик, целесообразно установить единые для всех участников аукциона требования к содержанию заявок участников в части указания точного наименования страны происхождения товара. Какие именно трудности могут испытать участники аукциона, руководствующиеся при составлении заявок на участие в аукционе содержанием Общероссийского классификатора стран мира, абсолютно неясно. Какого-либо ограничения конкуренции в данном случае также быть не может, поскольку требование указывать страну происхождения товара с применением терминологии нормативного правового акта Российской Федерации установлено для всех участников аукциона единообразно. Кроме того, способ изложения наименования страны происхождения в заявке участника аукциона не является причиной её отклонения".
Таким образом, данное требование, является некорректным, однако, на подачу заявок на участие в электронном аукционе не влияет.
ООО "ЮгТрейд" в установленные Законом о контрактной системе сроки запрос на разъяснение положений аукционной документации не подавало.
Комиссия на основании ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЮгТрейд" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318100046815000024).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 30 ноября 2015 г. N ЭА-1241/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2015