Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 декабря 2015 г. N 1550
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере контроля закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.С. Зыряновой, государственного инспектора, в присутствии представителя 4-го отдела УЭБиПК ГУ МВД России по Красноярскому краю старшего оперуполномоченного по особо важным делам подполковника полиции Курипко Максима Александровича, рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на положения документации о проведении открытого конкурса "Выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 190 мест в п. Ангарский Богучанского района" (далее - открытый конкурс), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса (далее - жалобы).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, подателя жалобы было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Уполномоченному органу, заказчику было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
Существо жалобы: установление положений документации о проведении открытого конкурса с нарушением требований законодательства.
На рассмотрении жалобы присутствовал представитель заказчика - начальник МКУ "Муниципальная служба Заказчика" Сташков Артем Сергеевич.
Из содержания жалобы ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" следует, что ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" считает, что положения конкурсной документации содержат нарушения требований законодательства, а именно:
- в документации о проведении открытого конкурса не установлено право участников представлять в составе конкурсной заявки допуски СРО на иные виды работ без наличия 33 пункта - работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем,
- в проекте контракта не содержится указания на источник финансирования,
- установленный срок оплаты выполненных работ в течение 180 рабочих дней после приемки всего комплекса работ содержит коррупционную составляющую.
В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения от заказчика, из которых следует, что заказчик не согласен с доводами подателя жалобы и считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Уполномоченным органом, заказчиком были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения процедуры открытого конкурса.
Предметом контракта, на право заключения которого проводится открытый конкурс, является выполнение работ по строительству объекта "Выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 190 мест в п. Ангарский Богучанского района".
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно подпункту "г" части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Из анализа проекта контракта следует, что на работы, которые включены в предмет контракта требуется наличие свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией по пункту 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, 33.3 жилищно-гражданское строительство. При этом согласно вышеуказанным положениям законодательства подрядчик по контракту, предметом которого является строительство, обязан иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с указанным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Комиссия Красноярского УФАС России считает довод подателя жалобы о том, что в проекте контракта должно содержаться указание на источник финансирования, так как указанные сведения содержаться в извещении о проведении открытого конкурса, несостоятельным, поскольку законодательством не установлено обязательного указания в проекте контракта источника финансирования. Кроме того, не все сведения, указанные в извещении о проведении закупки переносятся в проект контракта (например, место подачи заявок на участие в закупке).
Также законодательством не установлено ограничений по срокам осуществления оплаты выполненных работ заказчиком. В связи с чем довод подателя жалобы о нарушении при установлении срока оплаты в течение 180 дней является несостоятельным.
При проведении внеплановой проверки положений документации о проведении открытого конкурса Комиссией Красноярского УФАС России установлено следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с указанным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 названной статьи.
Указанный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Порядок оценки заявок).
В соответствии с пунктом 27 Порядка оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Пунктом 28 Правил оценки заявок оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 названных Правил.
Заказчиком, уполномоченным органом определен порядок оценки конкурсных заявок.
В соответствии с пунктом 2.1 инструкции по подготовке заявок оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки" происходит по следующим правилам:
"Рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (RНЦБi) определяется как оценка в баллах, получаемая участником закупки по результатам оценки по критерию (НЦБi) с учетом коэффициента значимости критерия (КЗ=0,4).
RНЦБi= НЦБi x КЗ
2.1. Показатель критерия "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема". Значимость показателя - 50%. КЗ = 0,5.
0 (ноль) баллов - отсутствие документально подтвержденного опыта выполнения работ сопоставимого характера и объема.
50 (пятьдесят) баллов - наличие документально подтвержденного опыта выполнения работ сопоставимого характера и объема в количестве 1- 3 контрактов (договоров)
100 (сто) баллов - наличие документально подтвержденного опыта выполнения работ сопоставимого характера и объема в количестве 4 и более контрактов (договоров).
Работами сопоставимого характера для целей настоящей документации признаются успешно выполняемые работы по строительству детских дошкольных учреждений для государственных и/или муниципальных нужд за три года, предшествующих дате вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ценой каждого контракта (договора) не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта открытого конкурса. Успешным считается выполнение работ по контрактам без письменных претензий и/или исков Заказчиков к Подрядчику о качестве и объеме выполненной работы.
Работами сопоставимого объёма для целей настоящей документации признаются работы общей стоимостью по одному объекту не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по итогам открытого конкурса (при этом стоимость завершённых и принятых Заказчиком работ по контракту должна составлять не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта). Подтверждающие документы: копия государственного и/или муниципального контракта (контрактов) и акта (актов) о приёмке выполненных работ. Все документы должны быть представлены в полном объеме и оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства применительно к конкретному документу.
2.2. Показатель критерия "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ"
Значимость показателя - 50%. КЗ = 0,5.
При предоставлении участником закупки документально подтвержденных сведений о квалификации руководителей и ключевых специалистов, состоящих в штате участника закупки, участнику присваивается:
- 10 (десять) и более специалистов с высшим профессиональным образованием по специальностям строительного профиля и со стажем работы по специальности не менее 20 лет (при этом не менее двадцати пяти процентов предложенных специалистов имеют государственные, правительственные, ведомственные, отраслевые награды в области строительства) - 100 баллов;
- 10 (десять) и более специалистов с высшим профессиональным образованием по специальностям строительного профиля и со стажем работы по специальности не менее 10 лет (менее двадцати пяти процентов предложенных специалистов имеют государственные, правительственные, ведомственные, отраслевые награды в области строительства) - 50 баллов;
- менее 10 (десяти) специалистов с высшим профессиональным образованием по специальностям строительного профиля и со стажем работы по специальности менее 10 лет- 0 баллов.
Подтверждающие документы: копии трудовых книжек (с количеством листов, позволяющим определить стаж работы по специальности), копии дипломов о высшем образовании), копии документов о наличии государственных, правительственных, ведомственных, отраслевых наград в области строительства.
Итоговое количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам. Данная оценка является суммой оценок по показателю критерия, полученных с учетом установленной шкалы оценки".
Комиссия Красноярского УФАС России при проведении проверки правомерности установления порядка оценки конкурсных заявок пришла к выводу о наличии нарушений требований законодательства о контрактной системе, которые выражаются в следующем.
В соответствии с вышеуказанными положениями законодательства при оценке конкурсных заявок оценке подлежат документы, подтверждающие опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Из анализа положений порядка оценки конкурсных заявок, установленного в конкурсной документации следует, что заказчиком установлено, что оценке подлежат только контракты (договоры) на выполнение работ по строительству детских дошкольных учреждений для государственных и/или муниципальных нужд за три года, предшествующих дате вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ценой каждого контракта (договора) не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта открытого конкурса. При этом успешным считается выполнение работ по контрактам без письменных претензий и/или исков Заказчиков к Подрядчику о качестве и объеме выполненной работы.
Предметом открытого конкурса являются выполнение работ по строительству объекта "Спортивный зал в п. Новохайский Богучанского района".
При этом установление указанного показателя критерия оценки "квалификации участника открытого конкурса, выражающаяся в наличии опыта работы по строительству детских дошкольных учреждений, не отвечает вышеуказанным требованиям законодательства, поскольку не отвечает признаку "сопоставимости с предметом контракта.
При этом установление указанного показателя критерия оценки "квалификации участника открытого конкурса, выражающаяся в наличии опыта работы, связанного с предметом контракта" не отвечает вышеуказанным требованиям законодательства, поскольку не отвечает признаку "сопоставимости с предметом контракта".
В соответствии со словарем русского языка С.И. Ожегова, прилагательное "Сопоставимый" определяется как "Такой, который можно сопоставить", "Сопоставить - рассмотреть, обсудить, сравнивая с кем, чем-нибудь для получения какого-нибудь вывода". Следовательно, требования о подтверждении опыта оказания услуг (или выполнения работ) должно быть сформулировано заказчиком таким образом, чтобы предложенные к сопоставлению работы могли быть сравнимы с работами, которые являются предметом закупки и комиссия, рассматривающая заявки на участие в запросе предложений, могла бы сделать вывод о том, являются ли представленные в составе заявки контракты по выполнению работ сопоставимыми с работами, являющимися предметом закупки
Таким образом, установление вышеуказанного показателя критерия не соответствует требованиям законодательства, поскольку оцениваемые в соответствии с порядком оценки конкурсных заявок, установленных конкурсной документацией, сведения не отвечают признаку "сопоставимости с предметом закупки".
Кроме того, указание на условие признания выполнения работ успешными об отсутствии со стороны заказчиков претензий и исков не предусмотрено законодательством и не является показателем опыта участников закупки.
В соответствии с пунктом 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 27 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть в том числе квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
Согласно статье 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Таким образом, установление порядка оценки конкурсных заявок, согласно которому участники закупки вправе получить баллы при оценке конкурсных заявок только при наличии у них в штате специалистов, имеющих государственные, правительственные, ведомственные, отраслевые награды в области строительства нарушают требования законодательства, поскольку наличие указанных наград не является безусловным подтверждением квалификации специалистов. Кроме того, конкурсная документация не предусматривает возможности получения баллов участниками закупки при предоставлении иных сведений, подтверждающих квалификацию специалистов, имеющихся в штате (не установлена альтернатива подтверждения квалификации специалистов).
Также указанные положения документации о проведении открытого конкурса нарушают принцип обеспечения конкуренции, закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе, согласно которому конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Таким образом, положения документации о проведении открытого конкурса содержат нарушения требований статьи 50 Закона о контрактной системе в части установления порядка оценки конкурсных заявок.
Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 указанного закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:
1) следующие информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе:
г) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 указанного закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 указанного закона.
Единые требования к участникам закупки установлены статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом пунктом 10 указанной статьи установлено требование к участникам закупки не иметь статус офшорной компании.
В соответствии с частью 5 статьи 50 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Из системного анализа вышеуказанных положений законодательства следует, что при установлении требований к содержанию декларации о соответствии требованиям не допускается установления требования к обязательному указанию в названной декларации участниками закупки отсутствуя у них статуса оффшорной компании.
Согласно положениям раздела "требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в конкурсе" информационной карты заявка на участие в конкурсе должна содержать декларацию о соответствии участника конкурса требованиям, установленным в пунктах 2 - 8 подраздела "Требования к участникам закупки" раздела "4. Подготовка и порядок подачи заявок на участие в конкурсе" "Информационной карты".
Пунктом 7 раздела "требования к участникам" установлено, что "участник закупки не является офшорной компанией".
Таким образом, при установлении требований к содержанию конкурсных заявок заказчиком были нарушены требования статьи 50 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" необоснованной.
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившим требования статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в положения конкурсной документации.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица уполномоченного органа, заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии
Представитель УЭБиПК ГУ МВД России |
Т.М. Чудинова
Е.С. Зырянова
Курипко М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 декабря 2015 г. N 1550
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2015