Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 декабря 2015 г. N 1560
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир" на действия уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) и государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярская межрайонная поликлиника N 1" (далее - заказчик) при определении исполнителя путем проведения электронного аукциона N ЭА 8522/15 "Оказание услуг по охране нежилого помещения КГБУЗ "КМП N 1", предназначенного для хранения наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров 3-й, 4-й категории субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 07.12.2015 поступила жалоба ООО ЧОО "Илир" (далее - податель жалобы) на действия уполномоченного органа и заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119200000115007695.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику и уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель уполномоченного органа - Пестерников Александр Андреевич (доверенность б/н от 08.09.2015, удостоверение личности);
- представитель заказчика - Цыганкова Марина Викторовна (доверенность N 17 от 22.06.2015, удостоверение личности).
Явку своего представителя на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком и уполномоченным органом были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
По мнению подателя жалобы, действия заказчика и уполномоченного органа по включению в состав второй части заявки требования о предоставлении разрешения на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему незаконно и ограничивает конкуренцию, поскольку указанное требование исключает возможность участия в закупке частных охранных организаций, которые на момент проведения закупки не имеют оружия по причине отсутствия ранее в нем необходимости. Податель жалобы отмечает, что отсутствие у частной охранной организации разрешения на хранение и использование оружия на момент проведения закупки не препятствует частной охранной организации его получить в случае победы в аукционе с целью надлежащего исполнения контракта со сроком действия с 01.01.2016. Это обосновывается нормами Постановления Правительства РФ от 14.081992 N 587.
Также, по мнению подателя жалобы, заказчиком и уполномоченным органом незаконно установлено требование о предоставлении разрешения на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему, поскольку с 22.09.2015 года такое требование должно расцениваться как проверка участника закупки на соответствие лицензионным требованиям, что является не правомерным и ограничивающим конкуренцию среди частных охранных организаций.
Вышеуказанные действия заказчика и уполномоченного органа, по мнению подателя жалобы, нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 64, статьи 8 Закона о контрактной системе.
На вышеперечисленные доводы подателя жалобы уполномоченным органом были представлены в письменном виде возражения, в которых уполномоченный орган отметил обстоятельство того, что при формировании требований к составу заявки на участие в электронном аукционе уполномоченный орган руководствовался поступившими от заказчика заявкой и описанием объекта закупки, нормами Закона о контрактной системе, Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", Постановлением Правительства РФ N 498 от 23.06.2011, Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814, Закона РФ N 2487-1 от 11.03.1992 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", следовательно, доводы подателя жалобы являются необоснованными.
Также к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу от заказчика поступили письменные возражения в отношении доводов, заявленных подателем жалобы, в которых заказчик отметил факт соответствия аукционной документации требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения исполнителя путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению исполнителя путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по охране нежилого помещения заказчика, предназначенного для хранения наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров 3-й, 4-й категории субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику надлежит установить единое требование к участникам закупки о необходимости обеспечения своего соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В результате изучения положений аукционной документации Комиссией было установлено, что в позиции 4.5 раздела "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" рассматриваемой документации заказчиком и уполномоченным органом, в том числе, было установлено требование к содержанию второй части заявки участника закупки о необходимости наличия следующих документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов:
а) копии лицензии, выданной органами внутренних дел, на осуществление частной охранной деятельности или иной документ, подтверждающий право участника оказывать услуги охраны, с предоставлением следующего вида услуг:
- охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
б) копии разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему с приложением списка номерного учета оружия с указанием вида, модели, калибра, серии, номера каждой единицы оружия, разрешенного к хранению и использованию.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон "О частной охранной деятельности") в целях охраны разрешается охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (в ред. от 09.09.2015) (далее - Положение) лицензионным требованием при осуществлении услуг, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона "О частной охранной деятельности", является, в том числе, наличие у соискателя лицензии (лицензиата) служебного огнестрельного оружия. До внесения изменений Постановлением Правительства РФ от 09.09.2015 N 948 в Положение для оказания охранных услуг по реагированию на поступающие сигналы тревоги и повышения уровня защищенности работников частных охранных организаций, выезжающих на проверку данных сигналов в составе групп быстрого реагирования, лицензионные требования при осуществлении охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию не требовалось наличие служебного оружия, достаточно было иметь в наличии специальные средства, установленные Постановлением Правительства N 587 от 14.08.1992. Следовательно, наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности, полученной частной охранной организацией до вступления в силу вышеобозначенных изменений в Положение, не подтверждает наличие у участника закупки разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему.
Из смысла статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) следует, что частные охранные организации имеют право приобретать служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения, гражданское оружие самообороны, за исключением огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, а также получать в органах внутренних дел во временное пользование служебное оружие в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 814). Приобретенное оружие подлежит регистрации в соответствующих органах внутренних дел в двухнедельный срок со дня его приобретения. При регистрации оружия юридическим лицам с особыми уставными задачами выдается разрешение на хранение и использование этого оружия сроком на три года на основании документов, подтверждающих законность приобретения оружия.
В соответствии с частью 101 статьи 16 Постановления Правительства N 814 после получения служебного оружия во временное пользование, частная охранная организация в 2-недельный срок представляет в орган внутренних дел заявление для получения (переоформления) разрешения на хранение и использование такого оружия в установленном порядке Приказа МВД России от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814".
Согласно части 54 статьи 11 Постановления Правительства N 814 хранение оружия и патронов разрешается юридическим лицам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему.
Учитывая вышеизложенные нормы Постановления Правительства N 814, Приказа МВД России от 12.04.1999 N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814", Положения, Закона "О частной охранной деятельности" и Закона об оружии, принимая во внимание потребность заказчика в оказании охранных услуг с принятием мер реагирования на сигнальную информацию кнопки тревожной сигнализации, следующую из предмета государственного контракта и описания объекта закупки, Комиссия пришла к выводу о том, что действия заказчика и уполномоченного органа, связанные с предъявлением к участникам закупки требования о необходимости наличия в составе подаваемых ими заявок разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, не противоречат положениям Закона о контрактной системе, поскольку указанный документ является документом, подтверждающим соответствие участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки. Отсутствие указанного документа в составе заявки, поданной участником закупки на участие в электронном аукционе, является основанием для принятия решения аукционной комиссией в результате рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе.
Комиссия обращает внимание на то обстоятельство, что действия заказчика и уполномоченного органа, связанные с предъявлением к участникам закупки требования о необходимости наличия в составе подаваемых ими заявок разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, являются действиями, направленными на исполнение требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. В содержании аукционной документации отсутствует положение, из которого следует, что заказчик и уполномоченный орган устанавливают требования о необходимости наличия в составе подаваемых участниками закупки заявок разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему с целью проведения каким-либо лицом проверки соответствия таких участников закупки измененным лицензионным требованиям, внесенным Постановлением Правительства РФ от 09.09.2015 N 948 в Положение. Вместе с этим из позиции 4.5 раздела "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации однозначно следует то обстоятельство, что указанный документ является документом, подтверждающим соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в ходе рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе на предмет соответствия требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке, который предусмотрен статьей 69 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия в силу вышеуказанного положения аукционной документации имеет возможность квалифицировать разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему только в качестве документа, подтверждающего соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Доводы подателя жалобы о наличии в действиях заказчика и уполномоченного органа, связанных с предъявлением к участникам закупки влекущего ограничение конкуренции требования о наличии действующего разрешения на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему и предоставления его в составе заявки на участие в электронном аукционе, нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 64, статьи 8 Закона о контрактной системе, отклоняются Комиссией ввиду нижеследующего.
Частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Подателем жалобы не представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии действующего разрешения на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему и предоставления его в составе заявки на участие в электронном аукционе, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что доводы подателя жалобы об установлении заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии действующего разрешения на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему и предоставления его в составе заявки на участие в электронном аукционе, влекущего за собой ограничение количества участников закупки, не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация соответствует обязательными требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика и уполномоченного органа отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки определения исполнителя путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ООО ЧОО "Илир" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 декабря 2015 г. N 1560
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2015