Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 декабря 2015 г. N 1600
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Ассоциации Операторов Связи Сибири на действия муниципального заказчика - Администрации города Красноярска (далее - заказчик) при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса "Оказание услуг оператора по подготовке и размещению материалов, информирующих население о деятельности и решениях администрации города Красноярска, на телевидении, радио, в периодических печатных изданиях и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2016 году" (далее - конкурс), извещение N0119300019815002055, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба Ассоциации Операторов Связи Сибири (далее - податель жалобы), жалоба подготовлена в соответствии с требованиями части 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствуют требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного Закона. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа Администрации города Красноярска, подателя жалобы было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу, а также подателю жалобы было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
На рассмотрении жалобы присутствовали:
- представитель заказчика - Подвойская Н.Г. (доверенность N01-6774 от 11.08.2015);
- представитель уполномоченного органа - Лузан Н.Ф. (доверенность N1 от 12.01.2015);
- представитель подателя жалобы - Иванова И.Г. (доверенность N10 от 24.04.2015).
Существо доводов подателя жалобы, изложенных в жалобе от 14.12.2015 и дополнений к ней от 17.12.2015, состоит в следующем:
1) По мнению подателя жалобы, объем услуг оператора, перечисленный в описании объекта закупки, представляет собой объединение в одни лот функционально и технологически не связанных между собой услуг, что ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые в соответствии с федеральными законами имеют право участвовать в конкурсе, но финансовое положение, которых не позволяет участвовать в данном конкурсе, либо они заинтересованы, к примеру, в производстве и размещении сюжетов только на радио, фотосъемка, размещение на телеканалах;
Согласно пункту 17 конкурсной документации "Размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии" участники закупки, подающие заявки обязаны предоставить обеспечение заявки. Обеспечение может быть предоставлено путем внесения денежных средств или в виде безотзывной банковской гарантии. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок. Размер обеспечения заявок - 5 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет: 2 190 000,00 рублей;
Согласно пункту 26 конкурсной документации "Размер и условия обеспечения исполнения муниципального контракта, порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта" исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на счет, на, котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в размере 30 (тридцать) процентов от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 13 140 000, 00 рублей;
В пункте 28 конкурсной документации "Антидемпинговые меры при проведении конкурса" указано, что в случае если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов, ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта 19 671 000, 00 рублей.
По мнению подателя жалобы, указанные суммы являются очень значимым и практически неподъемными для многих хозяйствующих субъектов, необоснованное укрупнение лота вытесняет малых, экономически слабых хозяйствующих субъектов, а также индивидуальных предпринимателей, не способных освоить крупный лот, выполнить требование об обеспечении исполнения контракта. Укрупнение лота приводит к нарушению антимонопольного законодательства, выразившемуся в уменьшении количества иных потенциальных участников открытого конкурса.
2) согласно разделу 22.2. "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" конкурсной документации. Критерий оценки: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Предметом оценки по данному показателю является количество контрактов (договоров), на оказание услуг сопоставимого характера и объёма, исполненных за последние 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. Под услугами сопоставимого характера и объёма понимаются услуги оператора по подготовке и размещению в СМИ материалов, информирующих население о деятельности и решениях органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, на сумму не менее 30 000,00 тыс. рублей каждый.
В указанный период (за последние 3 года) на территории Красноярского края только два участника обладают квалификацией такого объеме - ООО "Альтерра" и МП города Красноярска "Издательский Центр "Городские Новости";
3) Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления) содержит требование об обязательном опубликовании законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, перечень информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", также требования о размещение информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, и иных отведенных для этих целей местах. Общедоступность информации о деятельности органов местного самоуправления обеспечивается опубликованием муниципальных правовых актов в сети "Интернет", в помещениях занимаемых указанными органами, но не на телевидении (на шести телеканалах с вещанием в метровом и дециметровом диапазоне). Согласно Закону РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) вещатель, являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на всей территории Российской Федерации в любых средах вещания (наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание (универсальная лицензия). По мнению подателя жалобы, конкурсная документация содержит необоснованное ограничение по среде вещания телеканалов, основываясь только на эфирном аналоговым вещание телеканалов, тогда как, иметься возможность вещать телеканал в г. Красноярске в кабельной сети. Система кабельного телевидения в г.Красноярске очень развита, она заменила эфирное радиовещание. Проникновение сетей кабельного телевидения доходит до 70% населения г. Красноярска (данные Енисейского Управления Федеральной Службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 02.10.2013 N5706-06/74). При этом остальные проценты распределяются между цифровым вещанием, спутниковым, эфирным вещанием и онлайн-вещанием в сети Интернет. Общедоступность телеканалов вещаемых посредством наземного эфирного аналогового телевизионного вещания, вызывает сомнения у подателя жалобы, поскольку система коллективных антенн разрушена, для приема данных телеканалов необходимо приобретать специализированное оборудование (антенну). Заказчик не обладает информацией, сколько домохозяйств подключено к коллективным антеннам. Каналы, которые имеют эфирное вещание в городе Красноярске, но не включенные в сети кабельного телевидения, имеют меньший охват аудитории по г. Красноярску, чем кабельные телеканалы, включенные в сети кабельных операторов.
Следовательно, исходя из изложенного, требование заказчика о необходимости распространения информации только посредством телеканала, осуществляющего вещание на территории г. Красноярска в эфирной среде вещания, необоснованно исключает из участников закупки телеканалы, осуществляющих вещание в других средах вещания, даже если они входят в обязательные общедоступные телеканалы, обязательные для включения всеми кабельными и спутниковыми операторами.
Представитель заказчика представила в адрес Красноярского УФАС России письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе и в дополнениях к ней, ходатайствовала совместно с представителем уполномоченного органа о признании жалобы необоснованной, а действий заказчика - не нарушающими требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия установила следующее.
Уполномоченным органом совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса на оказание услуг оператора по подготовке и размещению материалов, информирующих население о деятельности и решениях заказчика, на телевидении, радио, в периодических печатных изданиях и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2016 году.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами; описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 упомянутой статьи, должна содержать показатели, позволяющее определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указывается максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе открытый конкурс - конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса должны содержаться предъявляемые к участникам открытого конкурса требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. Обеспечение заявки на участие в конкурсе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией.
Право выбора конкретного вида обеспечения (внесение средств или банковская гарантия) является правом участника закупки, ни заказчик, ни уполномоченный орган в силу положений Закона о контрактной системе не имеют возможности влиять на подобный выбор.
Согласно пунктов 1, 4, 9 и 10 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе; критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с указанным Федеральным законом; размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в отрытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа, если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе {платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Анализ конкурсной документации заказчика Комиссии показал, что в разделе 4 "Наименование и описание объекта закупки и условия контракта" указано, что в объем услуг оператора по подготовке и размещению материалов, информирующих население о деятельности и решениях заказчика, на телевидении, радио, в периодических печатных изданиях и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2016 году входит:
1) Исполнитель производит и размещает на телевидении:
- сюжеты о жизнедеятельности города Красноярска в авторской телевизионной информационно-аналитической программе правовой направленности. Общее количество сюжетов в год 142. Хронометраж сюжетов - не менее 90 секунд каждый. Программа должна размещаться на телеканале (телепрограмме), осуществляющем вещание на территории города Красноярска в метровом и (или) дециметровом диапазоне волн. Время выхода программы в эфир - вечерний прайм-тайм, время, когда телеканал (телепрограмма) имеет максимальную аудиторию телезрителей;
- не менее 5 новостных сюжетов в неделю. Сюжеты должны информировать население о деятельности и решениях администрации города Красноярска, освещать вопросы жизнедеятельности и развития города. Хронометраж сюжетов - не менее 90 секунд каждый. Новостные сюжеты должны быть размещены на 6-ти телеканалах (телепрограммах), осуществляющих вещание на территории города Красноярска в метровом и (или) дециметровом диапазоне волн. Сюжеты должны размещаться в новостных выпусках, представляющих собой обзор информации за прошедший день, выходящих в эфир ежедневно в рабочие дни не ранее 19:00 и не позднее 22:30, в первой половине выпуска новостей.
Общее количество сюжетов в год 274. На каждом телеканале должно быть размещено не менее 40 сюжетов. В ходе выполнения контракта количество сюжетов, выходящих в неделю, может быть изменено Заказчиком в пределах общего объема сюжетов в год.
Исполнитель обязан по требованию Заказчика знакомить его с ходом работы по подготовке сюжетов. Исполнитель несет полную ответственность за достоверность информации в сюжетах и их качество.
2) Исполнитель производит и размещает на радио:
- не менее 3 новостных сюжетов в неделю. Сюжеты должны информировать население о деятельности и решениях администрации города Красноярска, освещать вопросы жизнедеятельности и развития города. Хронометраж сюжетов - не менее 60 секунд каждый.
Общее количество сюжетов в год 141. В ходе выполнения контракта количество сюжетов, выходящих в неделю, может быть изменено Заказчиком в пределах общего объема сюжетов в год. Сюжеты должны быть размещены на 3 радиоканалах (радиопрограммах), осуществляющих вещание на территории города Красноярска. Исполнитель обязан по требованию Заказчика знакомить Заказчика с ходом работы по подготовке сюжетов. Исполнитель несет полную ответственность за достоверность информации в сюжетах и их качество.
3) Исполнитель по заданию Заказчика готовит (собирает информацию, берет комментарии экспертов, интервью, определяет жанр материала, делает или подбирает фотоматериалы и иллюстрации) и размещает материалы о деятельности и решениях администрации города Красноярска, жизнедеятельности и развитии города Красноярска в периодических печатных изданиях:
- в 3-х краевых (городских) печатных изданиях, выходящих не менее 1-го раза в неделю, имеющих тираж одного выпуска в неделю не менее 10000 экземпляров. Общий объем публикаций в изданиях 40 полос формата А3. Объем публикации в каждом издании должен составлять не менее 10 полос формата А3;
- в 4 федеральных печатных изданиях с краевым контентом, имеющих тираж хотя бы одного выпуска в неделю не менее 10000 экземпляров, постоянных подписчиков и широкую географию распространения в Красноярском крае. Общий объем публикаций 75 полос формата А3. Объем публикаций в каждом издании не менее 15 полос формата А3;
- в 3-х информационно-аналитических печатных изданиях (журналах), имеющих тираж не менее 4000 экземпляров каждый, выполненных на матовой (глянцевой) бумаге в полноцвете. Общий объем публикаций в изданиях 8 полос формата А4. Объем публикаций в каждом издании не менее 2 полос формата А4.
В течение действия муниципального контракта объем одной публикации может варьироваться в зависимости от освещаемой темы и требований Заказчика.
Исполнитель разрабатывает и согласовывает с Заказчиком график публикации материалов и тематический план. Тематический план размещения материалов согласовывается ежемесячно. Материалы в обязательном порядке должны сопровождаться фотографиями и/или иллюстрациями (рисунками, графиками, таблицами).
Исполнитель согласовывает с Заказчиком место размещения каждого материала в печатном издании. По требованию Заказчика Исполнитель обязан предоставлять материалы и верстку (в электронном виде) для согласования.
Исполнитель несет полную ответственность за качество и достоверность размещаемых материалов.
4) Исполнитель производит и размещает на сайтах информационных агентств, зарегистрированных как средство массовой информации, и (или) в сетевых изданиях (далее - сайт) новостные сообщения о деятельности и решениях администрации города Красноярска, жизнедеятельности и развитии города:
- ежедневно на каждом сайте не менее 2 новостных сообщений (в рабочие дни). Размещение новостных сообщений в выходные и праздничные дни производится на усмотрение Исполнителя.
Общее количество новостных сообщений на сайтах 3500 в год.
Сообщения должны размещаться на 5-ти красноярских сайтах.
В ходе выполнения контракта количество новостных сообщений, выходящих в день, может быть изменено Заказчиком в пределах общего объема новостных сообщений в год.
5) Исполнитель по заданию Заказчика производит и размещает материалы о деятельности и решениях администрации города Красноярска, жизнедеятельности и развитии города в федеральных средствах массовой информации:
- 2 печатные полосы формата А2 в федеральном печатном издании, имеющем тираж не менее 140 000 экземпляров, постоянных подписчиков и широкую географию распространения в РФ;
- не менее 2 новостных сообщений в неделю на сайтах информационных агентств, зарегистрированных как средство массовой информации, и (или) в сетевых изданиях.
Сообщения должны размещаться на 2-х сайтах информационных агентств и (или) в сетевых изданиях, имеющих собственную широкую корреспондентскую сеть в РФ.
Общее количество новостных сообщений в год 102.
В ходе выполнения контракта количество новостных сообщений, выходящих в неделю, может быть изменено Заказчиком в пределах общего объема новостных сообщений в год.
6) Исполнитель по заданию Заказчика осуществляет репортажную фотосъёмку городских мероприятий, мероприятий с участием должностных лиц администрации города и т.п. (далее - мероприятие) для размещения материалов на официальном интернет-сайте администрации города. Общее количество мероприятий в год - 220.
Задание на съёмку мероприятий выдается Исполнителю в письменной форме (с возможностью передачи посредством электронной почты) Заказчиком в срок не позднее, чем за сутки до начала мероприятия.
Место и точная дата проведения конкретного мероприятия сообщается Исполнителю организаторами мероприятия в срок не позднее, чем за 2 часа до начала мероприятия. Исполнитель должен прибыть на место проведения мероприятия не позднее, чем за 15 минут до начала мероприятия.
Во время работы на мероприятиях Исполнитель осуществляет фотосъёмку основных участников мероприятий, а также общих планов, на выездных мероприятиях - фасадов объекта, где проходит мероприятие (дома, школы, детские сады и др.).
В день проведения мероприятия (в течение 2-3 часов после его завершения) Исполнитель посредством электронной почты передает Заказчику (на адрес: info@admkrsk.ru) 5-6 разноплановых фотографий для размещения их на официальном интернет-сайте администрации города.
Все фотографии с мероприятий в обработанном виде передаются Исполнителем на электронном носителе Заказчику в срок не позднее 7 (семи) дней со дня проведения съёмок.
7) Исполнитель по заданию Заказчика осуществляет репортажную видеосъёмку городских мероприятий, мероприятий с участием должностных лиц администрации города и т.п. (далее - мероприятие) и обработку отснятых материалов для размещения в эфире телекомпаний города. Общее количество мероприятий в год - 220.
Задание на видеосъёмку мероприятий выдается Исполнителю в письменной форме (с возможностью передачи посредством электронной почты) Заказчиком в срок не позднее, чем за сутки до начала мероприятия.
Место и точная дата проведения конкретного мероприятия сообщается Исполнителю организаторами мероприятия в срок не позднее, чем за 2 часа до начала мероприятия. Исполнитель должен прибыть на место проведения мероприятия не позднее, чем за 15 минут до начала мероприятия.
Все видеоматериалы с мероприятий в обработанном виде передаются Исполнителем на электронном носителе Заказчику в срок не позднее 7 (семи) дней со дня проведения съёмок.
В случае необходимости по требованию Заказчика, отснятые видеоматериалы в необработанном виде передаются в департамент информационной политики администрации города Красноярска сразу после завершения мероприятия.
Относительно довода подателя жалобы о необоснованности укрупнения лота заказчиком, повлекшего формирование существенного размера обеспечения заявки на участие в конкурсе, обеспечения исполнения контракта, вытеснение малых, экономически слабых хозяйствующих субъектов, Комиссия отмечает, что предметом торгов является оказание услуг оператора по подготовке и размещению материалов, информирующих население о деятельности и решениях администрации города Красноярска, на телевидении, радио, в периодических печатных изданиях и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2016 году.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) наряду с установленными частями 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг дня обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Закон об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления содержит требование об обязательном опубликовании законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, перечень информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", также требования о размещение информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, и иных отведенных для этих целей местах.
В соответствии со статьей 6 Закона об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться: обнародованием (опубликованием) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации; размещением государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".
Постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 отмечает, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Исполняя обязанность, предусмотренную Законом об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, заказчик, исходя из принципа эффективного использования бюджетных средств, доводит информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления до максимального возможного числа жителей города Красноярска, используя весь спектр средств массовой информации: телевидение, радио, печатные издания, сетевые издания, что не противоречит требованиям законодательства. Оператор решает несколько задач: объединение в одни лот размещения информационных материалов в различных видах СМИ (ТВ, радио, печатные средства, интернет) позволяет оператору использовать услуги медиахолдингов и добиваться от них существенных скидок; передача оператору департаментом информационной политики в рамках контракта функций по взаимодействию со СМИ (взаимодействует с 25 средствами массовой информации), которые требуют дополнительного ресурсного обеспечения для обработки технической, бухгалтерской и отчётной документации, что позволяет не увеличивать численность муниципальных служащих.
При этом, услуги оператора по подготовке и размещению информации в СМИ классифицируются как услуги информационных агентств и других организаций по распространению информации (код по Общероссийскому классификатору продукции но видам экономической деятельности: 92.40.10.110).
Следовательно, заказчик не объединяет в один лот услуги, технологически и функционально не связанные между собой.
Относительно довода подателя жалобы о неправомерном включении в конкурсную документацию критерия оценки заявок "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" и составлении конкурсной документации в расчёте на двух потенциальных участников: ООО "Альтера"; МП города Красноярска "Издательский Центр "Городские Новости", Комиссия отмечает, что включение в конкурсную документацию критериев оценки осуществляется в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок и Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила). Показатель "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" предусмотрен пунктом 27 Правил.
Анализ конкурсной документации раздел 22.2. "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" конкурсной документации Комиссии показал, что оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится по следующему показателю:
2.1. Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема - значимость показателя 100 %, коэффициент значимости показателя - 1.
Предметом оценки по данному показателю является количество контрактов (договоров), на оказание услуг сопоставимого характера и объёма, исполненных за последние 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. Под услугами сопоставимого характера и объёма понимаются услуги оператора по подготовке и размещению в СМИ материалов, информирующих население о деятельности и решениях органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, на сумму не менее 30 000,0 тыс. руб. каждый.
Сведения о наличии у участника закупки соответствующего опыта, подтверждаются копиями контрактов (договоров), актами оказанных услуг.
В случае если заявка на участие в конкурсе не содержит вышеуказанные документы (содержит документы не соответствующие предмету оценки), то по данному показателю критерия участнику конкурса будет присвоено нулевое значение.
Следовательно, положения конкурсной документации содержат правомерно установленные критерии оценки, их показатели, раскрывают содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки, в том числе указывают единицу измерения объема, что соответствует Закону о контрактной системе.
При рассмотрении доводов жалобы по существу Комиссией также было принято во внимание совершение действий заказчиком, направленных на получения ценовой информации в отношении услуг в целях определения начальной (максимальной) цены контракта, а именно: заказчиком был проведен анализ рынка с целью поиска идентичных или однородных услуг с характеристиками, указанными в описании объекта закупки конкурсной документации. Поиск заказчиком ценовой информации был произведен путем направления запросов в адрес ООО "Фридом" (исх. N13-9132 от 23.10.2015), ООО "Рекламно-информационное агентство "Сегодняшняя газета" (исх. N 13-9131 от 23.10.2015), МП г. Красноярска "Издательский центр "Городские новости" (исх. N 13-9129 от 23.10.2015), ООО "Рекламное агентство "Мост" (исх. N 13-9130 от 23.10.2015), ООО "Альтерра" (исх. N 13-9128 от 23.10.2015), на которые были получены ценовые предложения о готовности оказать услуги, являющиеся объектом закупки, от ООО "Альтерра" (исх. N 1069 от 27.10.2015), ООО "Рекламное агентство "Мост" (исх. N 146 от 28.10.2015), МП г. Красноярска "Издательский центр "Городские новости" (исх. N 658 от 28.10.2015), ООО "Фридом" (исх. N41/15 от 27.10.2015).
Относительно довода подателя жалобы о требовании заказчика о необходимости распространения информации только посредством телеканала, осуществляющего вещание на территории г. Красноярска в эфирной среде вещания (на шести телеканалах с вещанием в метровом и дециметровом диапазоне), необоснованно исключает из участников закупки телеканалы, осуществляющих вещание в других средах вещания даже если они входят, в обязательные общедоступные телеканалы, обязательные для включения всеми кабельными и спутниковыми операторами, Комиссия отмечает, что пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предоставлено исключительно право при формировании конкурсной документации формировать описание объекта закупки в соответствии с имеющейся у него потребностью.
Комиссия отмечает, что заказчиком при подготовке конкурсной документации, было совершено ряд действий по изучению медиа-пространства г. Красноярска, изучены результаты социологического исследования, проведённого Красноярским региональным фондом "Общественное мнение - Красноярск" в период с 10 по 25 ноября 2014 года. По результатам социологического исследования установлено, что лидерство по популярности среди жителей города занимают сразу несколько телеканалов: "Россия-1", его регулярно смотрит (59,7%), "Первый канал" (50,5%), "СТС-Прима" (48,8%), "ТВК" (39,0%), "НТВ" (33,3%), "ТНТ" (25,5%), "Седьмой канал (РБН ТВ)" (23,3%). Остальные телеканалы регулярно смотрят менее 15% респондентов. Кабельные каналы, которые отмечает податель жалобы, вошли в число каналов, представленных как "другие", процент смотрящих составляет в 2014 г. - 1,5 % от числа респондентов. Популярные новостные телепрограммы являются "Местное время. Вести- Красноярск" на канале Россия 1, "Новости ТВК", на канале "ТВК". Эти новостные программы регулярно смотрит почти половина респондентов (45,2%, 44,5%). Второе место по популярности занимают "Новости" на канале "СТС-Прима" (регулярно смотрит 37,3% респондентов). На третьем месте находятся "Новости 24" Седьмою канала - РЕН ТВ с 20,3% аудитории. Остальные новостные телепередачи имеют значительно меньшую долю постоянной аудитории. Данные выводы подтверждаются исследованиями TNS России, предоставленными КГАУ "Дирекция краевых телепрограмм", популярные у жителей города Красноярска каналы, осуществляющие вещание (распространяемым) на территории г, Красноярска в метровом и (или) дециметровом диапазоне волн аналогового и цифрового вещания, что подтверждаются справочной информацией, предоставленной филиалом ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) "Красноярский краевой радиотелевизионный передающий центр" (исх. N 4493 от 16.12.2015).
Комиссия отмечает относительно необходимости иметь специальное оборудование (антенну) для приёма, что в соответствии с пунктом 4.7 СП 54.13330.2011 "Свод правил. Здания жилые многоквартирные, Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003", утвержденного приказом Минрегиоиа РФ от 24.12.2010 N 778, а также в соответствии с пунктом 4.7 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", принятых Постановлением Госстроя РФ от 23.06,2003 N 109, при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий до 75 метров, в том числе общежитий квартирного типа, а также жилых помещений, входящих в состав помещений зданий другого функционального назначения, на крышах жилых зданий следует предусматривать установку антенн коллективного приема передач и стоек проводных сетей радиовещания. Вместо коллективных антенн, в свободном доступе (продаже) имеются индивидуальные антенны (комнатные и наружные), приобретение которых, даёт возможность пользоваться ими всю жизнь, самостоятельно принимать сигналы телеканалов, осуществляющих вещание в метровом и (или) дециметровом диапазоне волн.
Услуги кабельного телевидения представляют собой услуги связи по приему кабельным оператором посредством использования оборудования сети кабельного телевидения сигналов телевизионных программ, других сообщений электросвязи, их передаче по кабельным линиям связи и доставке непосредственно до абонента кабельного телевидения (услуги по ретрансляции телепрограмм). Операторы кабельной сети предоставляют услуги связи для целей кабельного вещания на основании договоров о возмездном оказании услуг, заключенных между указанными операторами и пользователями информации в соответствии с тарифами, определенными указанными операторами (подключение к сети осуществляется на платной основе, ежемесячное взимание платы). Комиссия отмечает, что лица, уровень доходов которых не позволяет осуществить приобретение данных услуг, не смогут получить информацию о деятельности заказчика в случае, если информация будет размещена на кабельном телеканале.
Следовательно, установление при описании объекта закупки требования "метровый и (или) дециметровый диапазон волн", в соответствии с положениями части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, обеспечивают возможность конкуренции, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В результате сопоставления и сравнительного анализа сведений конкурсной документации, доводов подателя жалобы и письменных пояснений заказчика Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.34, 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия приняла решение:
1. Признать жалобу Ассоциации Операторов Связи Сибири необоснованной.
2. Передать материалы по жалобе Ассоциации Операторов Связи Сибири в уполномоченное структурное подразделение Красноярского УФАС России для проведения антимонопольного расследования.
Председатель Комиссии |
О.П.Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Хоменко |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 декабря 2015 г. N 1600
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.12.2015