Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 декабря 2015 г. N 1615,1616
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобы ООО ОК "Старатель" и ООО ТПК "Старатель" на действия единой комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа Администрации города Красноярска (далее - единая комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по оценке рыночной стоимости объектов муниципальной собственности - инженерных сетей, объектов и сооружений инженерной инфраструктуры для нужд департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в 2016 году у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 17.12.2015 поступили жалобы ООО ОК "Старатель" и ООО ТПК "Старатель" (далее - податели жалоб) на действия единой комиссии при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300019815002095.
Существо жалоб: принятие единой комиссией неправомерного решения о признании заявок подателей жалоб несоответствующими требованиям документации о проведении электронного аукциона.
Жалобы поступили в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем были приняты к рассмотрению по существу.
В адреса подателей жалоб, единой комиссии, муниципального заказчика - Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска (далее - заказчик), уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа Администрации города Красноярска (далее - уполномоченный орган), оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалоб с информацией о месте и времени их рассмотрения.
Единой комиссии было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалоб по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу присутствовали:
- представители ООО ОК "Старатель" - Зубатова Виктория Юрьевна (доверенность б/н от 17.12.2015, удостоверение личности) и Баранов Вадим Викторович (доверенность N 98-15 от 25.05.2015, удостоверение личности);
- генеральный директор ООО ТПК "Старатель" - Тимофеева Елена Владимировна (приказ N 1-ок от 05.11.2013, удостоверение личности);
- представитель единой комиссии и уполномоченного органа - Лузан Надежда Федоровна (доверенность N 1 от 12.01.2015, удостоверение личности).
Из существа жалобы следует, что, по мнению подателей жалоб, в результате рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, поданных ими, единой комиссией было принято необоснованное решение о признании таких заявок не соответствующими разделу 13 документации об электронном аукционе по причине непредоставления деклараций о принадлежности подателей жалоб как участников электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, предоставление которых предусмотрено пунктом 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе (из представленных деклараций невозможно определить принадлежность участников закупки к субъектам малого предпринимательства).
Податели жалоб отмечают, что заявки, поданные ими на участие в электронном аукционе, полностью соответствуют требованиям аукционной документации. Согласно предоставленным декларациям податели жалоб полностью соответствуют субъекту малого предпринимательства, так как поданные декларации о соответствии малому предпринимательству содержат все критерии, относящие к субъектам малого и среднего предпринимательства, и согласно данным деклараций податели жалоб подходят под субъектов малого и среднего предпринимательства.
В ходе рассмотрения жалоб по существу, представитель ООО ОК "Старатель" Зубатова В.Ю. обращала внимание на то обстоятельство, что декларация о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства оформляется в свободной форме, законодательством о контрактной системе форма заполнения такой декларации не предусмотрена, из содержания и показателей представленной в составе заявки на участие в электронном аукционе декларации единая комиссия имела возможность установить принадлежность ООО ОК "Старатель" к субъектам малого предпринимательства.
В письменных пояснения, представленных в адрес Комиссии, единая комиссия не согласилась с доводами подателей жалоб, считает их необоснованными, поскольку положениями раздела 13 аукционной документации было прямо предусмотрено требование о необходимости предоставления в составе второй части заявки декларации о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям. Податели жалоб представили декларации об их принадлежности к субъектам малого или среднего предпринимательства, в составе вторых частей таких заявок деклараций о принадлежности участников электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства не представлено.
Рассмотрев существо жалоб, иные документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по оценке рыночной стоимости объектов муниципальной собственности - инженерных сетей, объектов и сооружений инженерной инфраструктуры для нужд заказчика в 2016 году у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Комиссия отмечает, что из объекта закупки, из сведений разделов 3, 4, 11.1, 11.2 аукционной документации однозначно следует, что электронный аукцион проводится с установлением ограничений в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Вследствие чего в разделе 13 аукционной документации заказчиком было установлено требование о необходимости предоставления в составе второй части заявки декларация о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Проанализировав совокупность положений аукционной документации, Комиссия установила, что в таких положениях отсутствует предоставление возможности участникам закупки в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе предоставлять декларации о принадлежности участников электронного аукциона к субъектам малого или среднего предпринимательства. Также в содержании рассматриваемой аукционной документации отсутствует установление обязанности для участников закупки в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе предоставлять вышепоименованный документ.
В результате анализа положений аукционной документации Комиссия пришла к выводу о том, что в силу положений аукционной документации участнику закупки необходимо было предоставлять в составе заявки, подаваемой на участие в электронном аукционе, только те документы и сведения, которые прямо предусмотрены положениями аукционной документации. Следовательно, в силу пункта 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в его правовом взаимодействии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также пунктов 13.1 и 13.2 аукционной документации участнику закупки надлежало выполнить формальное требование о предоставлении в составе второй части заявки, подаваемой на участие в электронном аукционе, декларации о своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Комиссия установила, что в составе заявки на участие в электронном аукционе, поданной ООО ОК "Старатель" (заявка N 4), присутствует документ (исх. N 207/15 от 02.12.2015), поименованный как "Декларация ООО ОК "Старатель" о соответствии требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"", в содержании которого ООО ОК "Старатель" декларирует следующий факт: "ООО ОК "Старатель" с целью участия в электронном аукционе декларирует о том, что относится к субъекту малого или среднего предпринимательства с соблюдением следующих условий: суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) - 0,0 %, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства - 0,0 %, средняя численность работников за предшествующий календарный год (за 2014 год) - 1 человек, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС за предшествующий календарный год (за 2014 год) - 0,0 млн.руб.".
Вместе с этим, в составе заявки, поданной ООО ТПК "Старатель" (заявка N 8), Комиссией установлено наличие документа (исх. N 105 от 02.12.2015), поименованного как "Декларация ООО ТПК "Старатель" о соответствии требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"", в содержании которого ООО ТПК "Старатель" декларирует следующее: "ООО ТПК "Старатель" с целью участия в электронном аукционе декларирует о том, что относится к субъекту малого или среднего предпринимательства с соблюдением следующих условий: суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) - 0,0 %, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства - 0,0 %, средняя численность работников за предшествующий календарный год (за 2014 год) - 12 человек, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС за предшествующий календарный год (за 2014 год) - 4,4 млн.руб.".
Комиссия отмечает, что вышеуказанные формулировки, использованные подателями жалоб в декларациях (исх. N 105 от 02.12.2015; исх. N 207/15 от 02.12.2015), не дают однозначного толкования о принадлежности подателей жалоб как участников электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства, что прямо предусмотрено требованием раздела 13 аукционной документации. Такие документы поименованы как декларации подателей жалоб о соответствии требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", которая одновременно устанавливает категории субъектов малого и среднего предпринимательства. В существе таких документов податели жалоб декларируют о том, что относятся к субъекту малого или среднего предпринимательства, что не позволяет однозначно определить принадлежность подателей жалоб как участников электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства.
Довод подателей жалоб о том, что, исходя из условий, с соблюдением которых податели жалоб декларируют отношение к субъекту малого или среднего предпринимательства и которые изложены в тексте деклараций (исх. N 105 от 02.12.2015; исх. N 207/15 от 02.12.2015), единая комиссия имела возможность определить принадлежность подателей жалоб как участников электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства, отклоняется Комиссией на основании того, что единой комиссии предписано частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе производить рассмотрение вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и документов, направленных заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе. Законом о контрактной системе единой комиссии не предоставлено право и не вменена обязанность определения на основании документов и их сведений, представленных в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, принадлежность участника электронного аукциона, подавшего такую заявку, к субъектам малого предпринимательства, исходя из цифровых значений условий, с соблюдением которых такой участник самостоятельно декларирует свое отношение к субъекту малого или среднего предпринимательства.
В содержании рассматриваемых заявок подателей жалоб (заявки N 4 и 8) Комиссией не было установлено деклараций о принадлежности подателей жалоб как участников электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно частям 1 - 3 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, направленных в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, до принятия решения о соответствии пяти таких заявок требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников и менее чем пять заявок на участие в таком аукционе соответствуют указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем. Рассмотрение данных заявок начинается с заявки на участие в таком аукционе, поданной его участником, предложившим наиболее низкую цену контракта, и осуществляется с учетом ранжирования данных заявок в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе предусмотрены следующие основания для признания аукционной комиссией заявки на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В результате сопоставления сведений аукционной документации, заявок подателей жалоб (заявки N 4 и 8), представленных на обозрение Комиссии оператором электронной площадки и единой комиссией, протокола подведения итогов электронного аукциона от 15.12.2015, Комиссия пришла к выводу о том, что единой комиссией было принято обоснованное решение о признании заявок подателей жалоб несоответствующими требованиям раздела 13 документации об электронном аукционе в части непредоставления декларации о принадлежности указанных участников электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, предусмотренной пунктом 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что в вышеуказанных действиях единой комиссии отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения жалоб по существу и проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалоб ООО ОК "Старатель" и ООО ТПК "Старатель" необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 декабря 2015 г. N 1615,1616
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.12.2015