Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 14 января 2016 г. N рз-7-2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Абаджев В.М.
от ООО "КитежГрад" (заявили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителей), ООО "СТРОЙТЕХГРУПП", ООО "ЮгСпецСтрой" - не прибыли
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступили жалобы ООО "КитежГрад", ООО "СТРОЙТЕХГРУПП", ООО "ЮгСпецСтрой" на действия заказчика - Администрации муниципального образования Полтавского сельсовета Курского района Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0121300036115000006 "Строительство "под ключ" 19 - ти квартирного жилого дома в х. Д ы д ы м кин, ул. Строителей, 7, Курского района Ставропольского края для переселения граждан из аварийного жилого фонда муниципального образования Полтавского сельсовета Курского района Ставропольского края".
По мнению заявителей жалоб ООО "КитежГрад", ООО "СТРОЙТЕХГРУПП", ООО "ЮгСпецСтрой" документация электронного аукциона N 0121300036115000006 не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
Представитель заказчика пояснил:
Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
I. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
II. По доводам заявителя жалобы ООО "КитежГрад" установлено:
1. В соответствии с аукционной документацией, помимо работ по строительству, необходимо разработать проект на строительство "под ключ" 19 - ти квартирного жилого дома в х. Д ы д ы м кин, ул. Строителей, 7, Курского района Ставропольского края:
"Выполнение предпроектных работ, 15 дней с даты заключения Контракта.
Принимаемые проектные решения должны быть выполнены с применением современных энергосберегающих технологий строительства и обеспечить Заказчику стоимость строительства с учетом всех затрат, в т.ч. стоимости прокладки наружных инженерных коммуникаций, технологического подключения объекта к объектам коммунальной инфраструктуры, благоустройства территории, выполнения предпроектных работ, проектной документации и иных затрат определенно не упомянутые, но необходимые для выполнения работ.
Состав проектной документации - в соответствии с "Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", утвержденном постановлением Российской Федерации от 16.02.2008 года N 87.
Заказчику необходимо передать 4 экз. рабочей документации на бумажном носителе, 1 экз. в электронной версии, в течении 10 дней с момента подписания контракта.
Сметную документацию выполнить по нормативам в редакции территориальной сметно-нормативной базы 2001 года (действующей редакции) в ТЕР или ФЕР базисно-индексным методом. Сметы представить в унифицированном формате АРПС, текстовую часть проекта - "Word", "Excel"; графическую часть - в формате "pdf", "Word", "Excel", в течении 10 дней с момента подписания контракта."
Договор на подготовку проектной документации заключается с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). Договор на осуществление строительство - с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Согласно части 4 статьи 48 Градостроительного Кодекса РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к таким видам работ.
Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624, установлено, что для осуществления работ по строительству и подготовке проектной документации требуется получение разных свидетельств о допуске к работам, выданных соответствующими саморегулируемыми организациями. Кроме того, в соответствии со статьей 55.3 Градостроительного Кодекса РФ СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций.
Помимо прочего, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг от 06.08.1993 N 17 (далее - ОКДП) услуги по проектированию строительной продукции входят в группу 4560000 "Проектная документация и технико-экономическое обоснование продукции". Вместе с тем, работы в области строительства относятся к группе 4520000 "Услуги по проведению общих строительных работ по возведению зданий и сооружений".
Осуществление заказчиком закупки работ по разработке документации, строительству, капитальному ремонту, реконструкции, поставке оборудования и материалов единым лотом не гарантирует оптимальную стоимость каждого отдельно взятого этапа, что противоречит принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 Бюджетного кодекса).
Объединение в один лот работ по разработке документации, а также работ по организации строительства, капитального ремонта, реконструкции влечет ограничение количества участников закупки.
Саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, кап. ремонт, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций.
Так, контракт на разработку документации заключается с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). Контракт на строительство - с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
На основании вышеизложенного, неправомерно объедение в один объект закупки работ по разработке проектной документации и выполнение работ по капитальному ремонту, такое объединение не соответствует п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Наряду с этим заказчик не установил требование к Участникам о наличии СРО по организации подготовки проектной документации.
2. В разделе 1.6 требования к участникам документации - отсутствует требование, предусмотренное п.10 ч.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, а именно:
10) участник закупки не является оффшорной компанией.
(п. 10 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 227-ФЗ).
На основании вышеизложенного, доводы изложенные в жалобе заявителя ООО "КитежГрад" обоснованные.
По доводам заявителя жалобы ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" установлено:
1. Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе закреплено обязательное условие о том, что документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. Таким образом, любой участник закупки, ознакомившись с опубликованной закупочной документацией на Официальном сайте, в случае возникновения вопросов к ее отдельным пунктам вправе направить запрос о разъяснении положений документации об аукционе в сроки, указанные в документации об аукционе.
Срок, в течение которого участник закупки вправе направить запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе, и срок предоставления заказчиком ответа на такой запрос регламентированы частью 4 статьи 65 Закона N 44-ФЗ.
Цель подачи таких запросов заключается в пояснении, уточнении, конкретизации для участников закупки непонятных моментов закупочной документации. Как правило, запросы на разъяснение закупочной документации направляются участниками до подачи ими заявок, чтобы правильно оценить свои возможности для обеспечения заказчика необходимым товаром (работами, услугами) в нужный срок. Кроме этого, дача разъяснений положений документации об электронном аукционе необходима для правильности понимания конкретных нужд заказчика в товарах работах и услугах, в точности их количества и сроках поставки (или оказания услуг), порядка проведения определенной закупки, выбора победителя и др., когда необходимо закупить тот или иной товар (услуги, работы).
В документации заказчика информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке отсутствует.
Таким образом, Заказчик нарушает требования Закона о контрактной системе, закрепленное пунктом 11 части 1 статьи 64 и лишает участников закупки возможности оценить свои силы до подачи заявки на участие в аукционе.
2. В пункте 16 Информационной карты указано:
"Требования к обеспечению исполнения контракта:
1) обеспечение исполнения контракта обеспечивает надлежащее выполнение Подрядчиком всех предусмотренных контрактом обязательств, в том числе по возмещению убытков Муниципального заказчика, причинённых неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту, а также обязанность выплаты неустойки, предусмотренной контрактом.
2) Размер обеспечения исполнения контракта, в случае если победителем или участником с которым заключается контракт, в случае уклонения победителя от заключения контракта предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта: 45% начальной (максимальной) цены контракта.
3)Если при проведении электронного аукциона участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления обеспечения исполнения контракта в размере, определенном в подпункте 2) настоящего пункта или в размере 30%, установленном для обеспечения исполнения контракта вначале настоящего пункта, и предоставления документов подтверждающих добросовестность такого участника".
Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрен механизм борьбы с недобросовестными участниками закупки, предлагающими необоснованное снижение цены контракта, путем введения антидемпинговых мер.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона N 44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта враз мере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона N 44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
Таким образом, положениями Закона N 44-ФЗ предусмотрен механизм защиты заказчика от действий недобросовестных участников закупки в случае необоснованного снижения цены контракта такими участниками.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет более 15 млн., но при этом Заказчиком предусмотрена возможность предоставить информацию, подтверждающей добросовестность участника на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта. Таким образом, Заказчиком нарушены положения статьи 37 Закона о контрактной системе.
Также в жалобе указывается на нарушении п. 10 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, указанные доводы заявителя ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" обоснованные, остальные не нашли своего подтверждения.
По доводам заявителя жалобы ООО "ЮгСпецСтрой" установлено:
1. Также в жалобе указывается на нарушении п. 10 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
2. Заказчиком в извещении было установлено: размер обеспечения исполнения контракта составляет 2 470 185,00 руб. Т.к. начальная максимальная цена контракта составляет 24 701 850,00 руб., то соответственно размер обеспечения исполнения контракта составляет 10%. Однако, в Разделе 2 "Информационная карта аукциона" п.16 было установлено:
Размер обеспечения исполнения контракта обеспечения исполнения Контракта - 5 % начальной (максимальной) цены Контракта, что составляет 1235092 рубля 50 копеек.
Данное разночтение вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет определить какое обеспечение нужно будет предоставить Заказчику.
3. В п.16 Информационной карты Заказчиком установлены требования к обеспечению исполнения контракта - по поводу размера обеспечения контракта было установлено выше довод N 2 Жалобы СТРОЙТЕХГРУПП.
4. По позиции "Бетон" в "Основных требованиях к материалам и к объемно-планировочным решениям" Заказчиком было указано:
"Содержание зерен слабых пород (в зависимости от применяемого в качестве крупного заполнителя материала)".
Не установлено ни минимальное, ни максимальное значение, что не позволяет определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Следует учитывать, что содержание вышеуказанной позиции должно быть ясным, четким, непротиворечивым, исключать возможность неоднозначного их толкования и быть реально исполнимым, неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об аукционе, в которых содержатся требования к содержанию и порядку заполнения заявки на участие в аукционе, создает препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем.
На основании вышеизложенного, данные доводы заявителя жалобы ООО "ЮгСпецСтрой" обоснованы.
Таким образом, в действиях заказчика - Администрации муниципального образования Полтавского сельсовета Курского района Ставропольского края установлены нарушения требований п. 11 ч. 1 ст. 64; п. 10 ч. 1 ст. 31; ст. 37; п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "КитежГрад" и ООО "ЮгСпецСтрой" на действия заказчика - Администрации муниципального образования Полтавского сельсовета Курского района Ставропольского края, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121300036115000006 "Строительство "под ключ" 19 - ти квартирного жилого дома в х. Д ы д ы м кин, ул. Строителей, 7, Курского района Ставропольского края для переселения граждан из аварийного жилого фонда муниципального образования Полтавского сельсовета Курского района Ставропольского края" - обоснованными.
2. Признать жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия заказчика - Администрации муниципального образования Полтавского сельсовета Курского района Ставропольского края, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121300036115000006 "Строительство "под ключ" 19 - ти квартирного жилого дома в х. Д ы д ы м кин, ул. Строителей, 7, Курского района Ставропольского края для переселения граждан из аварийного жилого фонда муниципального образования Полтавского сельсовета Курского района Ставропольского края" - частично-обоснованной.
3. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Администрации муниципального образования Полтавского сельсовета Курского района Ставропольского края нарушившими требования п. 11 ч. 1 ст. 64; п. 10 ч. 1 ст. 31; ст. 37; п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ, в связи, с чем выдать заказчику обязательное для исполнения предписание для устранения допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Ю. Неботова
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 14 января 2016 г. N рз-7-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2016