Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 22 декабря 2015 г. N РЗ-1416-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.
специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.
В присутствии представителей:
от муниципального заказчика- Администрация муниципального образования Курсавского сельсовета Андроповского района Ставропольского края- Макаренко А.Г. (доверенность N 1887 от 21.12.2015 г.),
от ООО ПКФ "ИнвестСтрой2013"- представитель на рассмотрение жалобы не прибыл,
Рассмотрев жалобу ООО ПКФ "ИнвестСтрой2013" на действия муниципального заказчика- Администрация муниципального образования Курсавского сельсовета Андроповского района Ставропольского края, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N0121300025615000012 "строительство " под ключ" 2-х квартирного жилого дома в селе Курсавка Андроповского района Ставропольского края для переселения граждан из аварийного жилого фонда муниципального образования Курсавского сельсовета Андроповского района",
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО ПКФ "ИнвестСтрой2013" на действия муниципального заказчика- Администрация муниципального образования Курсавского сельсовета Андроповского района Ставропольского края, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N0121300025615000012 "строительство " под ключ" 2-х квартирного жилого дома в селе Курсавка Андроповского района Ставропольского края для переселения граждан из аварийного жилого фонда муниципального образования Курсавского сельсовета Андроповского района". По мнению заявителя жалобы, документация заказчика сформирована с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель муниципального заказчика представил письменные объяснения и пояснил, что документация аукциона соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона о закупках.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки отмечает:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона о закупках: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Документация о закупке N0121300025615000012 "строительство " под ключ" 2-х квартирного жилого дома в селе Курсавка Андроповского района Ставропольского края для переселения граждан из аварийного жилого фонда муниципального образования Курсавского сельсовета Андроповского района" была опубликована на официальном сайте http://zakupki.gov.ru 01.12.2015.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о закупках использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Как показала проверка и анализ предоставленных документов аукционная документация аукциона в электронной форме N0121300025615000012 "строительство " под ключ" 2-х квартирного жилого дома в селе Курсавка Андроповского района Ставропольского края для переселения граждан из аварийного жилого фонда муниципального образования Курсавского сельсовета Андроповского района" не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
1. В соответствии с частью 1 статьи 63 Закона N 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Согласно части 5 статьи 63 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении аукциона в электронной форме заказчик указывает: информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 4 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе, информация: ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункта 5 части 5 статьи 63 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе, преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Согласно частей 1, 3 статьи 30 Закона о закупках заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупок Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять с учетом положений части 5 настоящей статьи закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. Такие закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Заказчики вправе осуществлять закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупок Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", и закупки работ в области использования атомной энергии у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме N0121300025615000012 "строительство " под ключ" 2-х квартирного жилого дома в селе Курсавка Андроповского района Ставропольского края для переселения граждан из аварийного жилого фонда муниципального образования Курсавского сельсовета Андроповского района" содержит информацию о преимуществах, предоставляемых заказчиком в соответствии со 30 Закона о закупках: субъектам малого предпринимательства.
Согласно аукционной документации на право заключения государственного контракта на "строительство " под ключ" 2-х квартирного жилого дома в селе Курсавка Андроповского района Ставропольского края для переселения граждан из аварийного жилого фонда муниципального образования Курсавского сельсовета Андроповского района" не установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и преимущества, предоставляемые заказчиком субъектам малого предпринимательства: участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства.
Вместе с тем, в извещении о проведении аукциона в электронной форме N0121300025615000012 "строительство " под ключ" 2-х квартирного жилого дома в селе Курсавка Андроповского района Ставропольского края для переселения граждан из аварийного жилого фонда муниципального образования Курсавского сельсовета Андроповского района", установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе,.
Бездействие заказчика в виде не указания в документа о проведении аукциона в электронной форме N0121300025615000012 "строительство " под ключ" 2-х квартирного жилого дома в селе Курсавка Андроповского района Ставропольского края для переселения граждан из аварийного жилого фонда муниципального образования Курсавского сельсовета Андроповского района", ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства при осуществлении закупки у субъектов малого предпринимательства в соответствии со статьей 30 Закона о закупках, противоречит части 3 статьи 30 Закона о закупках.
Таким образом, государственным заказчиком- Управление по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края нарушены требования Закона о закупках при формировании документации об аукционе, а именно ст. 30 Закона о закупках.
2. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 6 статьи 96 Закона N 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
В п.16 Информационной карты заказчиком установлены требования к обеспечению исполнения контракта:
"Размер обеспечения исполнения контракта:10% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 343 510,50 (триста сорок три тысячи пятьсот десять) рублей 50 копеек".
"Размер обеспечения исполнения контракта, в случае если победителем или участником с которым заключается контракт, в случае уклонения победителя от заключения контракта предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта: 45% начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 1 545 797,25 (Один миллион пятьсот сорок пять тысяч семьсот девяносто семь) рублей 25 копеек".
"Если при проведении электронного аукциона участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления обеспечения исполнения контракта в размере, определенном в подпункте 2) настоящего пункта или в размере 30%, установленном для обеспечения исполнения контракта вначале настоящего пункта, и предоставления документов подтверждающих добросовестность такого участника".
Согласно части 6 статьи 96 Закона N 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 37 Закона N 44-ФЗ если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в нарушение ст.37 44 ФЗ в случае если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта устанавливает размер обеспечения в 4,5 раза превышаюший размер обеспечения исполнения контракта!
3. Частью 4 статьи 34 Закона о закупках установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частями 5 - 8 статьи 34 Закона о закупках установлены условия ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя).
В нарушение частей 5, 8 статьи 34 Закона о закупках ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя), установленная заказчиком в проекте контракта Документации, не соответствуют частям 5, 8 статьи 34 Закона о закупках.
4. В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 ст. 65 Закона N 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона N 44-ФЗ разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
09.12.2015 г. заказчиком размещено разъяснение положений документации без указания предмета запроса, что является нарушением части 4 статьи 65 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, разъяснение положений документации изменяет суть документации, что также является нарушением ст.65 44-ФЗ.
Текст разъяснения положений аукционной документации:
"1. Объект закупки описан в аукционной документации в соответствии с требованиями законодательства. В техническом задании - Часть III, являющимся приложением к документации указанны технические требования к объекту закупки".
В инструкции по заполнению заявки аукционной документации указано: "При подготовке предложения о товарах, в том числе тех, которые будут использоваться участником при выполнении работ, оказании услуг, во избежание ошибок, связанных с неподачей предложения в отношении отдельных товарных единиц, за основу может быть взят Раздел I "Техническое задание (описание объекта закупки)" Технической части документации или необходимая таблица в нем содержащаяся".
В разделе I отсутствует техническое задание, а инструкция по заполнению заявки не соответствует ни Техническому задание (описание объекта закупки)" раздела I, ни требованиям, указанным в Части III.
6. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ - Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
"описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование".
По позиции "Бетон" Технического задания аукционной документации указано:"Содержание зерен слабых пород (в зависимости от применяемого в качестве крупного заполнителя материала)". Заказчиком не установлено ни минимальное, ни максимальное значение, что не позволяет определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Следует учитывать, что содержание вышеуказанной позиции должно быть ясным, четким, непротиворечивым, исключать возможность неоднозначного их толкования и быть реально исполнимым, неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об аукционе, в которых содержатся требования к содержанию и порядку заполнения заявки на участие в аукционе, создает препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем.
Остальные доводы жалобы ООО ПКФ "ИнвестСтрой2013" не нашли своего подтверждения.
Таким образом, в действиях муниципального заказчика- Администрация муниципального образования Курсавского сельсовета Андроповского района Ставропольского края, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N0121300025615000012 "строительство " под ключ" 2-х квартирного жилого дома в селе Курсавка Андроповского района Ставропольского края для переселения граждан из аварийного жилого фонда муниципального образования Курсавского сельсовета Андроповского района установлены нарушения требований Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ПКФ "ИнвестСтрой2013" на действия муниципального заказчика- Администрация муниципального образования Курсавского сельсовета Андроповского района Ставропольского края, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N0121300025615000012 "строительство " под ключ" 2-х квартирного жилого дома в селе Курсавка Андроповского района Ставропольского края для переселения граждан из аварийного жилого фонда муниципального образования Курсавского сельсовета Андроповского района"-частично обоснованной;
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона N 44-ФЗ, признать действия муниципального заказчика - Администрация муниципального образования Курсавского сельсовета Андроповского района Ставропольского края, нарушившими требования Закона о закупках, а именно: статьи 30, части 1 статьи 33, частей 5-8 статьи 34, статьи 37, части 4 статьи 65 Закона о закупках.
3. Выдать муниципальному заказчику- Администрация муниципального образования Курсавского сельсовета Андроповского района Ставропольского края - обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Ю. Неботова
И.Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 22 декабря 2015 г. N РЗ-1416-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2015