Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 26 ноября 2015 г. N рз-1245-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от муниципального заказчика - Надеин А.Ю.
от уполномоченного органа - поступило ходатайство о рассмотрении жалобы ООО "Технология" в отсутствии представителей
от ООО "Технология" - Кривокрисенко Т.А.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Технология" на действия заказчика - МБОУ ДОД ДЮСШОР N4 и уполномоченного органа - Администрации города Пятигорска, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121300035315000318 "Обустройство помещений МБОУ ДОД ДЮСШОР N4 с целью обеспечения доступности санитарных узлов для инвалидов и других маломобильных групп населения в рамках реализации мероприятий по подпрограмме "Доступная среда в городе-курорте Пятигорске" муниципальной программы города-курорта Пятигорска "Социальная поддержка граждан".
По мнению заявителя жалобы, документация электронного аукциона не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
Представитель заказчика пояснил:
Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
2. По доводам заявителя жалобы ООО "Технология" - установлено:
1). Относительная направления кручения прядей каболки, можем пояснить следующее. Во-первых, направление кручения влияет на физико-механические свойства каболки, например на "напряжение при растяжении" или "разрывная нагрузка при натяжении". Во-вторых, есть различные варианты исполнения каболок, которые включают в себя ряд других видов плетения, которые заказчиком не требуются. В-третьих, соответствия ГОСТ данной позиции заказчиком не требуется, поэтому все доводы заявителя, относящиеся к соответствию ГОСТ - безосновательны. Более того, заявитель верно заметил, перечисленные ГОСТы не относятся к каболки, а потому не содержат данных требований. С какой целью приводятся данные ГОСТы неизвестно.
Относительно маркировки. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение", Заказчиком было установлено требование: "С наружной части бухты должен быть прикреплен ярлык из картона или фанеры, на котором должны быть указаны краской - товарный знак или его словесное обозначение (при наличии) / наименование предприятия-изготовителя, наименование изделия, дата изготовления. Ярлыки должны быть закрыты полиэтиленовой пленкой.". Никаких требований относительно указания направления кручения на ярлыке, заказчиком предъявлено не было. Данная информация содержится в прилагаемых паспортах на товар. Пример прилагаемого паспорта представлен комиссии.
Относительно цвета каболки можем сообщить следующее. Требования к цвету материалов не могут быть избыточными по умолчанию, так он определяется визуально и влияет на эстетические свойства товара. Для этого нет необходимости проведения специальных испытаний в труднодоступных лабораториях или изучения спецификаций на нормативную документацию товара. Указание данного параметра товара не составляет ни малейшего труда, если участник понимает о чем идет речь и хотя бы раз сталкивался с выполнением работ. А согласно выписке по ООО "Технология", никаких работ данная компания, в рамках госзаказа, не выполняла.
2). Заявитель жалобы утверждает: "Данные по минералу, повредившему образец не дает ни один производитель, предоставить достоверные данные по этому показателю невозможно.". При этом, сам же подтверждает, что данные о твердости поверхности по Моосу, указываются в нормативной документации, сопровождаемой с товаром. Далее, сам же заявитель указывает таблицу с соотношением твердости, с наименованием минералов. Относительно довода о том, что Топаз не может быть минералом, при требовании "по шкале Мооса не более 7".
По ГОСТ 27180-2001, на который ссылается заявитель, в п. 14.4 Обработка результатов (на той же странице, что и таблица), указано: "Твердость лицевой поверхности образца соответствует твердости того пробного минерала, который предшествовал минералу, повредившему поверхность образца.". То есть, при 7, минералом будет Топаз. Требования заказчика составлены в абсолютном соответствии с ГОСТ.
3). Заказчиком предложен выбор для участников: шурупы с потайной головкой (рис.1) или с полукруглой головкой (рис.2). Так, согласно инструкции, участник, сделав выбор, оставляет только те характеристики описания товара, которые относятся к только к этому товару, остальные же - удаляются. Пункт инструкции: "При установлении заказчиком требований к нескольким альтернативным (взаимоисключающим) товарам (материалам) участник закупки в первой части заявки указывает конкретные значения только тех показателей, которые относятся к предлагаемому им товару (материалу).".
4). В позиции "Электроды" действительно установлены требования, в которых указано: "Содержание в наплавленном металле, %, серы не более 0,040, фосфора не более 0,045.". Что указано в п.4, таблице 1, ГОСТ 9467-75 "Электроды покрытые металлические".
В данном случае Заказчик не устанавливает требования к описанию участниками закупок химического состава веществ, используемых при изготовлении товаров, так как при изготовлении товара - электроды, используется проволока сварочная. При этом Заказчик не устанавливает требования к описанию химического состава проволоки. Обоснованностьтребования "Содержание в наплавленном металле, %, серы не более 0,040, фосфора не более 0,045" подтверждается тем, что данная характеристика установлена в ГОСТ 9467-75 (который регламентирует именно товар - электроды, а не материал изготовления электродов - проволоку).
Таким образом, установленные Заказчиком требования являются неотъемлемой и важнейшей технической характеристикой электродов. Более того, данная характеристика указывается в нормативной документации, сопровождаемой товар. Сведения из ГОСТ прилагаются. Никаких противоречий или двусмысленных толкований в информации нет, все характеристики представлены в полном соответствии с ГОСТ.
5). Внешний вид товара (материала) является стандартным показателем. Равно как и цвет исполнения товара, указать данный параметр не составляет никакогозатруднения," так как он основной в указании в нормативной документации на товар.
6). Пена монтажная. Запах пены на стадии выхода из баллона до момента затвердевания говорит о качестве пены и ее пригодности. Если запах сильный, резкий, значит пена просрочена или токсична. Слабый специфический запах говорит о том или ином компоненте. Заказчику требуется однокомпонентная пена с основой из полиуретана, что относится к основному компоненту 4,4-диизоцианату дифенилметана, которому присущ легкий специфический запах. Отсутствие запаха будет означать, что основой пены является иной компонент, что не будет соответствовать требованиям заказчика.
7). Лента К226. Указание цвета ленты не имея в наличии не может являться препятствием исходя из базовых логический соображений. Ленты доступны в продаже в широком ассортименте, их упаковка прозрачна. Также имеется огромный ассортимент в сети интернет, с возможностью визуального ознакомления, а также выбора цвета на заказ. Для этого нет необходимости проведения специальных испытаний в труднодоступных лабораториях или изучения спецификаций на нормативную документацию товара. Указание данного параметра товара не составляет ни малейшего труда, если участник понимает о чем идет речь и хотя бы раз сталкивался с выполнением работ.
8). Согласно доводу жалобы по позиции "Болты с гайками и шайбами", предоставляем паспорта на болты, с полным отражением характеристик товара. При этом, напоминаем, что закон не обязывает заказчика предоставлять нормативную или справочную информацию по производителям или характеристикам товара вне рамок технического задания. Данная форма диалога запрещена законом наложением запрета вступления в формат переговоров между сторонами до окончания проведения аукциона и признания победителя.
9). Действительно, в редких ГОСТах указывается что такое диапазонное значение и где именно оно применено к стандарте, равно как и что такое "конкретное значения показателя". Данные сведения рассчитаны на людей с базовым математическим образованием и изображаются в стандартных формах записи, например: "фракция щебня св.5 до 10". В специфических показателях товара, когда ГОСТом заданы максимальные д/или минимальные значения показателей, диапазонное оно или нет - определяет производитель. Так, например, указывается напряжение для некоторых выключателей: "от 24 до 78 Вольт". Ссылаясь на инструкцию заказчика, сам же заявитель указывает этот аспект: "в соответствии с ГОСТ и/или данными производителей". Позволяет ли специфика производства товара использовать конкретные показатели или нет - определены государственными стандартами и производителями. Заказчик, наравне с участниками, получает информацию из нормативной документации на товары и материалы.
10). Размещения государственного стандарта в составе первой части заявки, не будет соответствовать положениям 44 Федерального Закона, об указании конкретных показателей, и требованиям инструкции, так как содержат ряд допустимых значений показателя, но не конкретных, а также слова "от", "до", "более", "менее" и так далее. Участник вправе указать параметры товаров (материалов) не требуемые заказчиком, за что не будет отклонен (при выполнении условий инструкции по заполнению заявки), однако должен указать все сведения, указанные в техническом задании заказчика.
11). В ГОСТ 530-2012, формулировка "эксплуатационные характеристики" встречается 3 раза, в каждом из которых сопровождается словом "кладка". В требованиях заказчика также указано: "Кирпич может обеспечивать эксплуатационные характеристики кладки либо обеспечивать эксплуатационные характеристики и выполнять функции декоративного материала.". В которых указано, что помимо выполнения эксплуатационных характеристик, кирпич либо будет выполнять функции декоративного материала, либо нет. Перепутать или соотнести "эксплуатационные характеристики" с чем-то еще, следуя ГОСТ - невозможно. Более того, если участник процедуры следует педантичному исполнению формулировок ГОСТ, то он всегда имел возможность, в данном случае, указать рядовое изделие и/или подать запрос на разъяснение.
Заказчиком предложен выбор для участников: лицевые или рядовые изделия. Так, согласно инструкции, участник, сделав выбор, оставляет только те характеристики описания товара, которые относятся к только к этому товару, остальные же - удаляются. Пункт инструкции:
"При установлении заказчиком требований к нескольким альтернативным (взаимоисключающим) товарам (материалам) участник закупки в первой части заявки указывает конкретные значения только тех показателей, которые относятся к предлагаемому им товару (материалу).".
Относительно довода заявителя о черно-белых рисунках и на соответствие требованиям: Все рисунки, использованные в техническом задании, взяты из регламентирующего ГОСТ 530-2012. Все рисунки, в государственном стандарте имеют черно-белую с градациями серого цвета окраску, в типовом исполнении. Все условия требований, также установлены в соответствии с ГОСТ 530-2012, а, следовательно, требование о соответствии изображений из ГОСТ, не может быть противоречивым по Объективным причинам. Из приведенного рисунка заявителем из неизвестного источника, в контрпротиворечие к его доводам не возможно определить: глазурованный кирпич или нет.
Касательно требования скорости начальной абсорбции, доводим до сведения заявителя, что формулировка "без ограничения максимального значения - у рядовых изделий", означает, что производители могут производить любые рядовые кирпичи по данной характеристике, но не менее 0,10 кг/(м -мин). Заказчик же, исходя из потребности, установил, что в случае применения рядового изделия, данный параметр требуется до 4, диапазон значений для лицевого изделия входит в диапазон требований, в противном случае будут нарушены технологические свойства кладки. Нарушений и противоречий ГОСТ - нет. При учете, что речь идет о школе для детей, а не о сарае или бараке - технологические условия исполнения работ должны быть на особенном контроле. При высоком показателе абсорбции кирпича, он может пересушить кладку (при использовании требуемых растворов) и разрушится в зоне постели, что неизбежно приведет к обрушению, с прямой угрозой жизни детей. Каждая подрядная организация, имеющая опыт работы в данной области, понимает это. Ни одного запроса по данному пункту не поступало.
На основании вышеизложенного, доводы заявителя жалобы ООО "Технология" необоснованны.
Таким образом, в действиях заказчика - МБОУ ДОД ДЮСШОР N4 и уполномоченного органа - Администрации города Пятигорска нарушений требований Закона N44-ФЗ не установлено.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Технология" на действия заказчика - МБОУ ДОД ДЮСШОР N4 и уполномоченного органа - Администрации города Пятигорска, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121300035315000318 "Обустройство помещений МБОУ ДОД ДЮСШОР N4 с целью обеспечения доступности санитарных узлов для инвалидов и других маломобильных групп населения в рамках реализации мероприятий по подпрограмме "Доступная среда в городе-курорте Пятигорске" муниципальной программы города-курорта Пятигорска "Социальная поддержка граждан" - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Г. Лыков
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 26 ноября 2015 г. N рз-1245-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2015